80
81
РЫНОКдышится,ПАССАЖИР?В горле першит, кашель замучил. Попробуем фильтр для системы вентиляции.Анатолий КАРПЕНКОВ. Михаил КОЛОДОЧКИН Конструкторы очень заботятся о здоровье железных организмов. Зная, что все двигатели страдают аллергией на пыпь (бедопаги чихают, смердят и даже умирамеров. Статистика говорит: до 20 г всей этой дряни оседает каждый год в наших легких - хороша перспектива? Аллергия. астма-брр... Крупному мусору вроде опавших листьев умельцы ставят преграду из старых копготок, натягиваемых на вход воздухо-•48% -41%-66%-78J°-62% •59%Рис. 1. Условная нумерация дефростеров - из них проникает в салон блуждающий по воздуховодам свежий воздух.Рис. 2. Изменение скорости воздушных потоков на ВАЗ-21093 с высокой панелью после установки пылевого фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.ют), для их нормальной жизнедеятельности предусмотрепи фильтры - масляные, топливные и воздушные. Требования к ним жесткие. Например, воздушный фипьтр "имеет право" из каждого кипограмма пыпи пропустить в цилиндр карбюраторного мотора не более 10 г, а если двигатель впрысковый - то не более 6 г. Чтобы автомобиль при этом не задохнупся, такой фипьтр должен обладать минимальным сопротивлением воздушному потоку. А чем дышим мы с вами - водители и пассажиры? Да тем же, чем и двигатель под капотом, только, как правипо, безо всяких фильтров, если не считать собственный нос. Через решетки приточной вентиляции "москвичей" и "самар" в салон порой влетают даже листья с деревьев что говорить о тополином пухе, пыпьце растений и просто пыли всех видов и раззаборника. Просто, но от пыпи все-таки не спасет, да и неловко как-то на рубеже веков опускаться до дедовских способов. Есть современное решение под названием "фильтры воздушные с фильтрующими и сорбирующими элементами". Говоря попросту, впадельцам "самар", "волг" и "41-х" "москвичей" предлагают устройство, призванное потощать всю вышеупомянутую Исследование воздушных струй, загнанных в лабиринты автопромовских издепий, занятно само по себе. С фипьтрами картина еще интереснее снижение скорости воздухопотока в разпичных точках "Самары" показано на рис. 2 и 3. "Москвичу" посвящены рис. 4 и 5. Начнем с "Самары". Расчеты показывают, что при включенной первой ступени вентипятора обыкновенный пылевой фильтр снижает скорость воздуха в среднем на 61,4%, а на второй ступени - на 52,8%. Поскопьку угопьный фильтр, по замыслу изготовителей, эффективнее, то снижение скоростиЕсли даже новенький фильтр оказывает воздуху столь явное сопротивпение, то что ожидать от его перепачканного собрата? Дпя ответа на этот вопрос оснащенную пылевым фипьтром "Самару" отправили собирать пыль "по городам и весям", а через 10 000 километров пробега (1/3 по городу, 2/3 - по шоссе) вновь измерипи скорости воздушных потоков. Внешний вид фильтра до и после пробега показан на фото. Каждое сопло отреагировало на забитый грязью фильтр по-своему - согласно рис. 6. Первая ступень вентилятора снизила свою отдачу еще в среднем на 34,8%, вторая - на 38,1%. Получается, в сравнении с машиной, не оборудованной фильтром, в салон нашей "Самары" попадает пишь малая толика воздуха - примерно четверть при работе первой ступени вентипятора и менее трети - на второй ступени. Мы не стапи дожидаться ситуации, о которой говорят "в зобу дыханье сперпо" -грязь вместо нас. В ппастмассовый корпус такого фипьтра можно вставить сменные элементы - обыкновенные или угольные. Стоимость изделий - от 55 до 165 рублей, сменные элементы - от 15 до 35 рублей. Полезность новинки кажется очевидной, да и цена сносная. Установить на автомобиль несложно - каждый фильтр снабжен инструкцией с картинками. Изго--30%1„ шиШмнь.L ,~2'-?1%j^-17%-39°=.,-48% -<Гг\JMMMBMkv Ц^-56% -35%rh_M?WSL_0% 0%/^9) 0% fJ^-A. 0%,28-31% +5%•15% •33%Бедняга! На его месте дитель '-50%-'«jp^r0Рис. 4. Изменение скорости воздушных потоков на ДЗЛК-2141 после установки пылевого фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.-20%Рис. 3. Изменение скорости воздушных потоков на ВАЗ-21093 с высокой панелью после установки угольного фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени. товитель - столичная фирма "ФильтрСерв" обещает "свежее дыхание" в течение одного года или 30 000 км пробега. Конечно же, не все так просто. Вопервых, при открытых окнах топку от фипьтров не будет - это не климатическая установка. Во-вторых, чем лучше фильтр задерживает пыль, тем хуже вентиляция салона. Для проверки "продуваемости" мы выбрали два автомобиля - "Самару" с высокой панелью и "Москвич-2141. Открыв все выходные соппа воздуховодов, перевели заслонки в положение "воздух вверх", а затем измерили скорость воздушных потоков "до того и после того" в режиме приточной вентиляции при двух скоростях вентилятора. Условные номера сопел соответствуют рис. 1. (На "москвичах" последних лет выпуска сопла 7и8 упразднены.)Рис. 5. Изменение скорости воздушных потоков на АЗЛК-2141 после установки угольного фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени. должно быть еще заметнее. Так и получилось - на первой ступени потерялось 77,1%, а на второй - 70,2%. У "Москвича" средние показатели гораздо лучше. Пылевой фильтр "съел" лишь 22,5% скорости на первой ступени вентилятора и21 % - на второй. Его угольный коллега оказался прожорливее - соответственно 53,8 и 34,5%.Рис 6. Изменение скорости воздушных потоков на ВАЗ-21093 с высокой панелью с установленным пылевым фильтром после пробега 10 000 км (относительно чистого фильтра). Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени. сменный эпемент честно потрудился, пора в отставку. До обещанных 30 000 км он не дотянуп, но, по всей видимости, кипометр пробега по Московской обпасти приравнивается к трем километрам на далекой периферии... Поэтому первое впечатление от изделий фирмы 'Фильтр-Серв" неплохое - задерживать пыпь и грязь они умеют.•ЗР 1/200О 81