51
52
53
Новинкитормозам - машина издает звук лопаты предрассветного дворника и, собирая перед заблокированными колесами валы снега, быстро останавливается. Причем почти прямолинейно, несмотря на то, что правые колеса часть тормозного пути прошли по голому льду. Повторяю прием, предварительно развернув машину под углом к обочине. Результат тот же - с заблокированными колесами "Альфа" скользит по льду, как деревянный щит, обитый снизу наждачной бумагой. И наконец, коронный номер - имитация объезда препятствия, то есть проверка пресловутой боковой цепкости резины. Вылетев с ходу на ледяной участок, выворачиваю руль до упора вправо, ожидая, что машина заскользит левым боком вперед, чтобы потом ее "поймать"... Но "Альфа", слегка поскользнувшись, вдруг, как торпеда, врезается в сугроб на правой обочине и еще через мгновение застывает в чистом поле по пояс в снегу... Да, шины и впрямь зимние, попробую рупить не так быстро. Как оказалось, "спортивной" техники езды с заносом вовсе не требуется TS780 создана дяя обычных водителей и на разумных скоростях объезжает препят-ЖИЗНЬ КУДА ДОРОЖЕИ ради ее сохранения ничего не жалко, решили конструкторы новой установки для имитации крэш-теста.Что такое крэш-тест и для чего он нужен, читателям хорошо известно. А знаете ли вы, что после даже незначительного переоборудования салона, например установки нового зеркала заднего вида, следует... заново разбить машину, чтобы узнать, не травмирует ли новинка голову водителя! Строго говоря, любые изменения требуют сертификации. Но не накладно ли каждый раз разбивать по новенькому автомобилю, вся "вина" которого лишь в очередной попытке дизайнеров внести изменения в элемент интерьера? Чтобы решить эту задачу, конструкторы немецкой фирмы VDMA ("Дойче Машинен унд Анлагенбау") создали уникальный ствие на льду так же просто, как и на асстенд-катапульту, имитирующий ускорефальте, особенно если машина переднения, которые возникают в реальном крэшприводная и вы во время маневра слегка тесте. Предположим, было установлено, что пассажирский салон удар выдерживадавите на газ... В заключение - перечень размеров ет и ячейка безопасности не деформиру"лягушачьих" шин ContiWinterContact TS780, ется. Тогда его путь - на новый стенд. Там освоенных фирмой в 1999 году: на сиденье усадят специальный манекен, включат скоростные камеры для съемки 145/80R13; 155/80R13; 175/80R14; происходящего и... Нет, никакого удара не 145/70R13; 155/70R13; 165/70R13; 175/70R13; 175/70R14; 185/70R14; будет. Специальный гидроципиндр с хо175/65R14; 185/65R14; 185/60R14. дом поршня около 1,7 м сообщит салону автомобиля ускорение 100 g - именно Шестиугольную сетку разрезов протектора еще называют "сотовой" - honeycomb.столько и бывает при реальном крэш-тесте. То есть на манекен будут воздействовать такие же силы, так же сработают натяжители ремней и подушки безопасности, так же сместятся голова и конечности. Останется лишь посмотреть, не получит ли подопытный травм от вновь установленных элементов. Но так просто все выглядит лишь на бумаге. На самом деле сообщить строго дозированное ускорение такой величины совсем не просто. Требуется создать в огромном ресивере давление масла порядка 350 атм, чтобы кратковременно получить эквивалент мощности... 75 000 кВт (около 1000 нехилых двигателей автомобиля среднего класса!). А возможности управляющей клапанной системы должны обеспечить скорость прокачки масла до 150 000 литров в минуту (реально за время теста успевает пройти около 400 литров). Зато испытания можно повторять и повторять с гарантированно идентичными параметрами. Игра стоит свеч: любой новый эффект лишь тогда имеет научную ценность, когда его можно воспроизвести по заказу.••ЗР 1/2000 51 ТЕХНИКАНовинкиамортизаторы (4) Датчик угла поворота баранкиЖИВАЯ ВОДАФирма "Делфай" готовит революцию в технике подвесок - это как нельзя кстати в преддверии нового века.Сделать подвеску адаптивной стремятся нынче многие. Из последних моделей достаточно вспомнить купе "Мерседес-БенцCL500" или настраиваемые на ходу амортизаторы фирмы "Маннесманн-Закс" (ЗР, 1999, № 11). Все это работает, но стоит очень дорого, потому что требует или мощнейшей гидравлической системы, или быстродействующих надежных клапанов, работающих в тяжепых режимах. Фирма "Деяфай" (США) пошла другим путем и обратила взор на амортизаторную жидкость. Что, если заставить ее изменять вязкость по команде компьютера? Такие жидкости давно известны, с ними экспериментировали на гоночных автомобилях, но применять шире не рискнупи - свойства оказались нестабильными, сильно зависели от температуры. А ведь в амортизаторах температурный режим далеко не легкий: если в начале зимней поездки жидкость охлаждена, скажем, до -25°С, то после быстрой езды по ухабам она может разогреться чуть не до кипения! И вот наконец-то удалось совершить прорыв (как - это хранится в строжайшей тайне!) и создать стабильную, упра-впяемую магнитным оолржания подвески (4) попем жидкость MRF (Magneto-Rheological Fluid). Точнее, не совсем жидкость: правильнее было бы назвать ее взвесью микрочастиц (3-10 лигоне. При минимальной жесткости подмкм) карбонипьного железа в синтетичевески "Кадиллак" вел себя как классической углеводородной основе. В отсутстский "американец" - сильно раскачивался вие внешних попей такая взвесь ничем и кренился в поворотах, реакции на руле не отпичается от обычного маловязкого быпи несколько расплывчатыми. Затем амортизаторного масла, но стоит "пронвключили спортивный режим, и автомозить" ее линиями силового попя, как вязбиль преобразился. Крены при переставке кость многократно увеличивается - практически исчезни, рупь стал "острым", вплоть до полного застывания. Причем хотя и появилось несколько жестковатое процесс переключения может повторять"козление". Но это - в крайних попожениях ся до 1000 раз в секунду (!) и требует зарегулятора. А ведь возможны еще и мнотрат мощности всего 20 Вт на амортизагочисленные промежуточные! тор. Последний станет, пожалуй, даже проще обычного, потому что теперь ход сжатия и отбоя регулируется не переключением клапанов, а управляющим напряжением на соленоиде, размещенном внутри. Новая подвеска "МагнеРайд" была установлена на "Кадиллаке-Катера", и журналистам предоставили возможность сделать несколько кругов и маневров на поБудет ли новая подвеска дороже? Наверное, но не слишком: ведь сами амортизаторы резко упростились, а стабилизаторы поперечной устойчивости оказались просто ненужными. Новые датчики системе вряд ли нужны - она может обойтись установленными для систем АБС и ЭПС.•АЛЮМИНИЙ - МЕТАЛЛ XXI ВЕКАВ германском городе Некарсульм состоялся торжественный пуск производства "алюминиевой" модели "Ауди-А2".В проект инвестировано свыше 150 млн. долл., создано более 1500 рабочих мест. С конвейеров будет ежегодно сходить около 60 тысяч А2. Помпезность церемонии, в общем-то, оправданна - в этой машине многое сделано впервые в мире: первый крупносерийный алюминиевый кузов, первый опыт изготовления всей боковины как единой детали, первый роботизированный комплекс для лазерной сварки алюминиевых деталей... Но этих поводов устроитепям праздника показалось мало - они решили заодно провести презентацию первого в мире пятидверного "трехлитрового" автомобиля на базе все той же А2. Чтобы снизить потребление топлива, использован наработанный на "Лупо" опыт. Под капот установили 1,2-литровый дизель мощностью 45 кВт/61 л. с. и автоматическую"Трехлитровая" "Ауди-А2". коробку передач. В экономичном режиме, как иу "Лупо", реализован алгоритм "стартстоп" . Масса автомобиля снижена еще на 135 кг и составляет 825 кг. Для этого из алюминиевых сплавов выполнена вся ходовая часть, облегчены сиденья и применен более тонкий лист для панепей. Улучшены аэродинамические качества (Сх=0,25 - впервые на серийной машине!), установлены специальные шины. "Трехлитровый" автомобиль разгоняется до сотни за 14,5 си достигает максимальной скорости 168 км/ч. DНовый конвейер в Некарсульме.521/2000 зр Фирма "Бер" заложила уникальную аэродинамическую трубу."АКВАЗОЛЬ" ТОПЛИВО БУДУЩЕГО?Концерн "Эльф" выпускает на рынок новое топливо для дизельных машин - соляро-водную (!) смесь "аквазоль". Такой состав должен обеспечить снижение вредных выхлопов, в том чиспе сажи, на 80%, а окислов азота - на 30%. Эти данные получены в ходе тест-пробегов суммарной протяженностью бопее миплиона километров. Отличными показателями новое топливо обязано прежде всего воде: именно она снижает температуру в камере сгорания и препятствует образованию окислов азота. Кроме того, ее активное испарение обеспечивает лучшее распредепение топливной смеси в цилиндре и, как следствие, более полное сгорание и меньшее количество сажи. "Аквазоль" можно применять на всех дизеяьных двигателях без какой-либо перенападки. Цена нового вида топлива, скорее всего, пишь немного превысит цену обычной солярки.Овдув стекла...А ЧЕЛОВЕК ИГРАЕТ НА ТРУБЕС 2001 года испытывать автомобильные кондиционеры и отопители станут в любое время года в полномасштабной аэродинамической трубе; в ее чрево войдет даже сорокатонный грузовик. Но не размеры трубы главное - в авиации есть и побольше. Дело в том, что потоку воздуха, несущемуся со скоростью до 140 км/ч, мата для каждого из пассажиров. В этой системе охлажденный и высушенный в кондиционере воздух смешивается с горячим, проходящим через радиатор отопителя. Причем последний разделен на три независимо нагреваемых сегмента. Сложнейшая система заслонок разделяет потоки воздуха, направляемые в разные зоныДАТЧИК "ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ"АБС, электронные системы стабилизации, противобуксовочные - всем им для работы нужно "знать" скорость вращения каждого колеса в отдельности. До сих пор датчики снимали эту информацию со специальной "шестерни", установленной в ступице. При этом скорости менее 2,75 км/ч измерению не поддавались. Фирма "Континенталь Тевес" предложила совершенно новые, так называемые активные датчики: они взаимодействуют с... уппотнительной манжетой ступицы, создающей с помощью встроенных элементов характерное магнитное поле. Датчик размером с палец считывает информацию вплоть до полной остановки колеса, причем выдает ее сразу в цифровом виде, пригодном для управляющего процессора. Помехи (например, броски напряжения в бортовой сети) на точность измерений не влияют. Новая система экономит по 0,6 кг о. неподрессоренной массы. Отпадает также § необходимость в отдельных датчиках для спидометра и систем навигации. гаА так распределяются потоки воздуха в новом кондиционере.можно придать пюбую температуру в диапазоне от -30 до +50°С и влажность до 95%. А сверху... сверху крышу автомобиля разогревает искусственное солнце мощностью излучения до 1000 Вт/м2! Короче говоря, в трубе могут быть имитированы чуть не любые погодные усповия. Конечно, подобные проекты может себе позволить далеко не каждая фирма. Но у "Бер" дела идут хорошо. Подтверждение тому последняя новинка - четырехзонная климатическая установка, создающая с помощью всего одного кондиционера-отопитепя четыре индивидуальных микрокли-салона. К задним пассажирам воздух поступает через сопла в стойках дверей. Более того, в зоне голов пассажиров и водителя поддерживается слегка пониженная температура, что уменьшает сонпивость. Специальные угольные фильтры не пропустят в салон вредные вещества с улицы, а влажность искусственно поддерживается на уровне 40%. Ведутся на фирме и поиски новых хладагентов, более экологически чистых, чем нынешние. Особенно интересно применение сжиженного углекислого газа С0 2 .fI••2ЗР 1/200053