60
61
ЭКОНОМИКА ПерспективыПРО ВАЗ И ПРО НАСПроизводитель, не думающий о покупателе, обречен. Но, чтобы заботиться о потребителе, ему сначала нужно позаботиться о себе.Ерена ВАРШАВСКАЯ ...Все-таки он - самый крупный из отечественных автозаводов. Шутка пи, 700 с лишним тысяч автомобилей в год! Вот, например, финансово более благополучный ГАЗ делает 125 тысяч "волг" и 80 тысяч "газелей" - разве сравнишь... Так уговаривала я себя, предчувствуя разочарование от посещения Волжского автомобильного. Мол, проститепьны гигантскому заводу гигантские же пробпемы. Одних долгов почти 25 миллиардов рублей (из них бюджету - 10,5 миллиарда). В общем, не следует ожидать от нашего бывшего "флагмана" ничего доброго: худо-бедно работает, и ладно. шенствуем структуру производства и управления, чтобы внедрять другие модели. В наших планах к 2003 году освоить на конвейере вместо старой "Нивы" новую - ВАЗ-2123. А "Калине", вероятно, придется ждать очереди до 2005 года. К тому А завод, помимо немаленьвремени "шестерку" окончаких (под стать масштабам!) тетельно передадим в Сызрань, кущих налогов, расплачивается прекратим выпуск "пятерок", с прежними долгами. Более 100 "семерок", "четверок"... млн. рублей ежемесячно - таЛюбителям "классики" надо кова дополнительная нагрузка. торопиться с покупкой. Впрочем, За год накопить - около 500 заднеприводные "старушки" не млн. долларов получится, полоскоро еще отойдут в мир иной. вина того, что требуется для Недаром один из работников завнедрения в производство новода сказал при мне иностранвых моделей. Если их на это и ным тележурналистам: "Хоропустить - прибыли завод будет шую машину можно сделать. А получать (а значит, и налоги платить) несравнимые с ныВ ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ нешними... Но не будем о груИ вот - Тольятти. Можно продолжить как в анекдоте: есть стном. Государству тоже деньдве новости, хорошая и плохая. ги нужны сейчас, а не потом. Хорошая: у АвтоВАЗа, как никоДаже если потом - больше. гда, много новых моделей. Тут и Значит, лучше забыть о малолитражная очаровашка "Кавазовских новинках, отнестись лина", и красавица "Нива", и вмек ним как к любопытным мустительная "Надежда"... Но зейным экспонатам? здесь подстерегает новость пло- "Десятое" семейство хая: чтобы всю эту красотищу уже реальность, - говорит гевыпускать, у завода нет денег. неральный директор, презиПокупатели чуть ли не в дент АО "АвтоВАЗ" Алексей очередь записываются, готовы Николаев. - Универсал ВАЗхоть сейчас, заранее, за машины 2111 продается и пользуется платить, рынок проглотит нопопупярностью на рынке, хэтвинки, не разбирая вкуса - тольчбек 2112 - на подходе. Ищем ко давай! Так что деньги появятрезервы: сокращаем непроизся. Но потом. А нужны сейчас и водительные расходы, совермного. На освоение новой "Нив ы " - 100-300 миллионов долларов (зависит от объемов выпуска). На "Калину" и того больше около 800 миллионов (долларов же). Не надо забывать и растущее семейство "десятки" - оно требует свои 100 миллионов... попробуйте сдепать за три тысячи долларов, да чтобы к тому же ездила..." Иностранцы вряд ли это поймут, но в России долго еще будут покупатели пусть морально устаревших, зато недорогих автомобилей. А значит, останутся и смысл, и желающие выпускать их. Кстати, в последнее время мы как-то незаметно оказались единственными, кто делает настолько дешевые машины. Развитые страны с богатыми жителями стремятся совершенствовать товары, чтобы лучше продавались. В государствах третьего мира залог продаваемости - невысокая цена. Здесь мы вне конкуренции. Многие развивающиеся страны готовы поку-601/2СОО пать наши машины. Размещать у себя производство вазовских модепей хотят Бразилия, Египет, ЮАР, Иран... Если раньше наши автопроизводители стремились торговать своей продукцией на Западе, то теперь обратит взоры к Востоку. Это перспективнее, хотя не так престижно. Увы, и здесь АвтоВАЗу не удается развернуться в полную силу. Изза валютного долга предприятие не может получить правительственную лицензию на производство за рубежом...участвовать в производстве новой "Нивы"! Действительно, автомобиль интересный, причем не только для России (даже старая "Нива" до сих пор популярна за рубежом, а тут - совсем другая!). Если не тянуть с освоением, то коммерческий успех проекта обеспечен. Итак, решение создать СП принято, иностранный партнер уже предоставил в виде инвестиционного кредита первые 25 млн. долларов, обсуждается вопрос о дальнейших инвестициях. Есть чем обнадежить тех, кому с первого взгляда понраЗАГРАНИЦА ВСЕ-ТАКИ випся ВАЗ-2123: очень вероятПОМОЖЕТ? Впрочем, оказалось, заво- но, что серийный выпуск модедчанам есть что рассказать о ли начнется через год-другой, и сотрудничестве с иностранцабудет она стоить около 7,5 тыс. ми. Переговоры с "Дженерал долларов. моторе" идут уже три года. В Этот совместный проект свое время обсуждали возможпожалуй, самая сенсационная и ность сборки 30-40 тысяч значительная новость Волжско"астр" в год. Сейчас автомого автозавода. Если за первым биль (современный, хороший!) инвестиционным соглашением по цене 12-13 тысяч долларов поспедует более гпубокое сотне годится для России, по крайрудничество - создание самоней мере, в таких объемах. стоятельного предприятия по - Партнеры думают, как удепроизводству совместных модешевить машину, - объясняет Нипей (разработанных ВАЗом или колаев. - Комплектовать россий"Дженерал моторе" - непринциским двигателем, коробкой перепиально, лишь бы хорошо покудач, панелью приборов, бамперапапи. Хотя, конечно, как патриоми... Словом, снизить стоимость там, хотепось бы...), то это стаприменением местных компоненнет настоящим прорывом Волжтов. Но есть иной путь: выпусского автомобильного в XXI век. кать другую, более подходящую для нашего рынка модель. А САМ НЕ ПЛОШАЙ Какую? "Дженерал моКонечно, наивно думать, торе" предпожипа АвтоВАЗу что залог благоденствия АвтоВАЗа - единственно в стратегическом инвесторе. Для такого гиганта, тем более в нынешних экономических и попитических условиях, его не найти. Особенно пока не проведена структурная перестройка. Что такое Вопжский автозавод? Высочайшая концентрация производства, прямо-таки замкнутое, натуральное хозяйство. А как иначе, еспи поставщики недисциплинированны. связи нарушены, денег никто никому не платит? Приходится как можно больше брать на себя. Вот, скажем, недавно пустипи отличный цех ппастмасс, оснащенный японским оборудованием. Приборные панепи и детали обивки для "десятого" семейства, те, которые раньше заказывали одному военному заводу, теперь делают сами. Тот, говорят, не мог обеспечить требуемое качество, цены запамывал несусветные - отказались. Собирать под своей крышей столько производств - мера вынужденная, экономически неэффективная. В будущем из АвтоВАЗа выделятся самостоятельные заводы комплектующих. А как быть со сборкой? Всем, кто ругает качество "жигулей" и "самар", не мешало бы побывать на сборочном конвейере. Не для того, чтобы почувствовать размах (три двухкилометровые линии!), ачтобы ощутить, как сложно перестроить такую устаревшую громадину. На вазовский конвейер автомобиль, состоящий из тысяч деталей, поступает, так сказать, россыпью. И здесь его гопый кузов начиняют, собирают автомобиль из разрозненных частей. На линии сотни человек, и качество зависит от каждого! Разумеется, так добиться отличной сборки очень сложно. Руководство обещает жестко контролировать соблюдение дисциплины и работу каждого (из 100 тысяч человек!), но вряд ли это что-то сильно изменит. Во всем мире на конвейер поступают ныне укрупненные узлы. Большинство из них изготавливают предприятиясмежники: так проще контропировать качество, менее трудоемкой и более гибкой становится сборка на основном производстве. Но создание множества заводов, выпускающих для АвтоВАЗа компоненты в сборе, задача отдаленного будущего, решение ее зависит не только от самого автозавода. Так же, как внедрение новых форм торговли (в рассрочку, обмен старого автомобиля на новый), восстановление дилерской и сервисной сетей, без чего предприятию не решить своих многочисленных проблем. А это уже другая тема как государство будет (или не будет) поддерживать российских автопроизводителей и экономику вообще. ...И все-таки сегодняшний АвтоВАЗ не разочаровывает. Стабильность в борьбе с трудностями (борьбе нескончаемой, но и небезуспешной, раз предприятие работает и выпускает новые модели) вселяет оптимизм. Что бы ни происходило вокруг - завод выживает и даже умудряется сделать что-то новое. Может, в наступившем веке проблем станет меньше - и у Волжского автозавода, и у нас, покупателей его продукции?•ЗР 1/200061