ЕЭ 1. WРАЛИв •-t• X• Шк/ 1.2"Н•r.v4ИИ"> v**Г~рнищ1•*ч.-=•ч•"•*•!1• ВАЭ-2101 "Жигули-. 1***Р**7|1 / го: • ЗР1 /1 1!.- ВАЗ-2101Более 80 тысяч читателей журнала назвали лучший российский автомобиль столетия.Елена ВАРШАВСКАЯ Мы понимали всю меру ответственности за такое решение. Дело-то нешуточное, можно сказать, историческое-, определить символ автомобильной России двадцатого века! Все последующие сто лет на него будут ориентироваться, говоря о нас, далеких автомобильных предках и наших предпочтениях. И спустя век потомки обязательно вспомнят об автомобиле, который в стародавнем двадцатом столетии выбрали лучшим. Будут недоумевать? Смеяться? Поймут и одобрят? Каемся, обремененные всем этим, мы пытались немного подтолкнуть, подкорректировать ваш выбор. Помните формулировку нашего призыва к участию в референдуме? Машины, которые "сыграли ведущую роль в автомобилизации страны и оказались наиболее приспособлены к требованиям своего (подчеркиваем) времени, которые опровергли расхожее мнение о несостоятельности, неоригинальности отечественных разработок, которые, наконец, получили резонанс за рубежом и даже нашли там подражание'' - мы попробовали определить критерии, которыми руководствовались бы участники голосования. И вот - десятки тысяч заполненных вами анкет получены и обработаны. Названы долгожданные результаты голосования. Первая реакция - ШОК!ЛУЧШИМ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ АВТОМОБИЛЕМ СТОЛЕТИЯ НАЗВАН ВАЗ-2101. Обрусевший ФИАТ-124, построенный на "купленном в Италии" заводе! Что делать? Не исторический "Руссо-Балт", не героический ГАЗ-М1. не передовая по своему времени "Победа", не завоевавшие медали всемирной выставки "Москвич-407" и "Волга' ГАЗ-21, что было бы понятно. А простенькая, непритязательная "копейка"... Именно она победила по числу набранных голосов! Однако, немного поразмыслив, мы пришли к выводу: выбор наших читателей, наверное, самый точный. И не только потому, что это выбор большинства ВОПЛОЩЕННАЯ МЕЧТА На ВАЗе рассказывают байку: будто бы Лигачев назвал завод могильщиком социализма. Так или нет, не проверяли, но если правда - прав был Егор Кузьмич. Действительно, до строительства Волжского автомобильного машина была недосягаемым для простого советского человека символом приобщенности к власти. А рядовому члену общества полагался общественный транспорт, уравнивающий всех. Две-три сотни тысяч легковых автомобилей в год. выпускаемые "Москвичом" и ГАЗом, погоды не делали. Когда же вырос завод, способный производить 700 тысяч легковушек ежегодно, автомобиль стал несравнимо более доступным, а значит, и желанным. Тут-то и начали проявляться "мелкособственнические интересы', "не-Базовая модель ФИАТ-124 была признана в 1966 году европейской моделью года. Кроме достаточно высоких эксплуатационных характеристик. конструкция соответствовала требованиям массового производства. Однако уже первые испытания стандартных ФИАТов на подмосковном полигоне НАМИ выявили недостатки, потребовавшие существенных изменений конструкции. Без этих изменений не было бы машины с двигателем 1,45 л, не было бы возможности сделать двигатель 1,6 л - фирменный не предполагал увеличения объема выше 1,2 л. Ряд требований прямо диктовался нашими дорожно-климатическими условиями. Допустим, быстрый пуск при низких температурах. Итальянцам не приходилось заботиться о пуске своих машин при температуре минус сорок. А нам это было совершенно необходимо. В Европе не нужен дорожный просвет в 170-175 миллиметров. Более того, такой клиренс даже удивлял: "Неужели вы не собираетесь строить дороги?" По неискоренимой наивности мы были убеждены, что дороги будут строиться и массовый автомобиль поможет этому. Но тем не менее, исходя из реальных условий, заложили в конструкцию заметно увеличенный по сравнению с итальянским клиренс.ИЗвоспоминании Евгения БАШИНДЖАГЯНА, первого технического директора ВАЗа.Потребовалось значительно усилить кузов. Утверждают, что часть этих изменений ФИАТ впоследствии распространил на свои модели. Хотя конструкция и потяжелела почти на 60 кг, прочностные качества резко улучшились. Дисковые тормоза всех колес, которые имел "124-й", вполне устраивали в условиях европейских дорог. А испытания на полигоне НАМИ показали, что накладки задних тормозов изнашиваются уже через 1000-1500 километров. И мне кажется, не без влияния ВАЗа многие зарубежные фирмы стали переходить на комбинированную схему: передние - дисковые, задние- барабанные. Значительные изменения претерпели карбюратор, трансмиссия, синхронизаторы коробки передач. Главное же. появился новый, по сути, двигатель - с верхним распредвалом, увеличенным межцентровым расстоянием между цилиндрами, измененным диаметром цилиндра. Риск, на который пошел завод, в целом оказался оправдан. Он подкреплялся широкими испытаниями, в первую очередь тех же двигателей. Только с июля 1966-го по июль 1970 года было испытано 9 серий и 35 образцов новых автомобилей, их общий пробег составил свыше двух миллионов километров.ЗР1/2O001 1 АКТУАЛЬНО!Референдум равенство", "индивидуализм", обнаружился смысл в зарабатывании денег. Первая вазовская машина перевернула сознание советского человека, пробудила интерес к другой, мобильной жизни, к движению. Потребовала новых дорог, создания современных предприятии, целых направлений в промышленности, других подходов к производству! Вот что такое скромная "единичка", которая и до сих пор колесит еще по российским дорогам, доживая свой славный век. ЗА ВАЗ-2101 ПРОГОЛОСОВАЛИ 24,5% УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА. Почти каждый четвертый - немало! Но есть, конечно, и другие модели, которые российские автомобилисты посчитали достойными называться символом столетия.I шлвоспоминанииу\ < *' VОлега ОБЛОВАЦКОГО, первого начальника Управления оборудования, первого коммерческого директора ВАЗа.Но за лето все это раскрутили ис1 августа повели уже сборВ конце 1968 года начал действовать мост Европа-Тольятти. Большая часть грузов, среди которых было много негабаритных, ку по собственному графику: 50 автомобилей за день - выдай! С первого дня строго-настрого было затверждено: у нас должна была прийти по воде. Как-то впоследствии подсчитали: за два с небольшим года приняли 350 тысяч грузомест, от небольших есть только один Бог: система ВАЗ-ФИАТ. И никаких отступлений. ящиков до громоздких, с добрый дом, контейнеров. Более чем на Иначе это уже не автомобиль. 2 миллиарда тогдашних рублей! Хотя вначале тоже до анекдотов доходило. Помню, белеИз этих 350 тысяч мы потеряли при перевозке всего четыре места:беевский завод "Автонормаль" сорвал поставку крепежа. Пододин станок упал и утонул в Ильичевском порту при перегрузке, сгоренимается начальник диспетчерской службы сборочно-кузовного ла ванна для гальваники и два агрегата для линии дверей пострадали, производства и тоном спасителя выдает: "...у меня есть знакомый когда перевернулся трейлер, доставлявший их из Комсомольска. в МТС, сейчас сгоняю, из его запасов болтов и гаек на полсотни Признаюсь, мы не рассчитывали на такой благополучный исход: страмашин наберу". Я потом долго объяснял тому товарищу, что у нас используется европейская система ISO, что допуски, шаг резьбы ховые фирмы обычно закладывают в расчеты 1,5-2% потерь. В апреле 1970-го, накануне 100-летия со дня рождения и многое другое у нас совсем не те, что по ГОСТу... В. И. Ленина, собрали шесть первых автомобилей - в основном, из Первые месяцы выручала нас регулярная подпитка с ФИАТа. итальянских деталей и узлов. Убедились, что все стыкуется, что ниПримерно до 21-й тысячи машины шли комбинированными, так чего важного в этой спешке не пропустили. А потом встали: из ческазать, советско-итальянской комплектации, но с постепенным го собирать? Штамповки, литье, заготовки - свое производство вытеснением, заменой итальянских деталей нашими, собственеще не запустили, а из Италии разве навозишься? Не было задних ного производства мостов, вообще не было еще цеха шасси.НАШИ ЛАУРЕАТЫ НА ВТОРОМ МЕСТЕ - "ВОЛГА" ГАЗ-21. ИМЕННО ЕЕ ВЫБРАЛИ БОЛЕЕ 19% ГОЛОСОВАВШИХ. Это легко объяснимо. Солидный. современный по тем годам автомобиль, средоточие респектабельности, свидетельство высоты общественного положения владельца: кто удостоился его приобрести, мог склонны идеализировать. А новые отечественные модели всегда под прицелом критики. Причем критики небеспристрастной, заинтересованных владельцев машин. Неужели "десятка" настолько хороша? Ведь и конструкция не очень современна, и внешностьне остромодна, и, что греха таить, собирают ее далеко не безукоризненно. Почему же 11,5% УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА ОТДАЛИ СВОИ ГОЛОСА ИМЕННО ЗА НЕЕ? Напрашивается такое объяснение: голоса, отданные "десятке", - это голоса надежды. Веры в то, что российская автомобильная промышленность, сумевшая в безвременье кризисов и упадка выпустить в жизнь новую модель, не погибнет. ВАЗ-2110 - тоже символ нашей современности, трудной, переменчивой, но все-таки небезнадежной. Нам вместе с вами хочется в это верить.СФЕРА ЗАНЯТОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ - УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМАим гордиться чуть ли не до конца своих дней (кстати, и машина жила десятилетия). А кто понимал безнадежность мечты о нем - с завистью и восхищением рассматривал изящную и неприступную красавицу. "Волга" - когда-то это звучало сладкой музыкой! ТРЕТЬЕ МЕСТО - ТОЖЕ ПОЛНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ ДЛЯ ВСЕЙ РЕДАКЦИИ ЗАНЯЛА ВАЗОВСКАЯ "ДЕСЯТКА", ВАЗ2110! Этого не мог предсказать никто даже в самых смелых фантазиях. Ведь все прошлое, не исключая и автомобили, люди121/2000 ЧЕТВЕРТОЙ МАШИНОЙ ВЕКА НАЗВАНА "ПОБЕДА". ЕЕ ВЫБРАЛИ 10,5% ГОЛОСОВАВШИХ. В свое время она тоже олицетворяла надежду, возрождение страны, возможности гражданской промышленности. В том, что имя этой модели прозвучит в числе лучших, сомнений почти не было."Победа" оказалась в ряду символов века по праву. САМЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ СУДЬЯ наш читатель. В референдуме "За рулем" приняли участие автомобилисты из всех регионов России и стран ближнего зарубежья.те. кому нет восемнадцати, на второе место поставили ВАЗ-2110, на третье - "Волгу", а начетвертое - ВАЗ-2108. За "Победу" проголосовало лишь 6,8% юных читателей. Люди пожилые, старше пятидесяти, "Жигули" Л Другие транспортные И • • • I "Самара" "Волга" "Москвиче". 2140 "Москвич-2141"лем" - более чем репрезентативная выборка), то есть мы с вами, определили лучший отечественный автомобиль XX столетия. В январе-феврале 2000 года состоятся торжества, посвященные итогам "зарулевского" референдума. Среди всех читателей, приславших анкеты, лототрон выберет одного счастливчика, которому достанется ВАЗ-2110. Самых активных участников акции мы пригласим на праздник "Российский автомобиль столетия".еямеъес ъегпа67,9%НА ЧЕМ ЕЗДЯТ НАШИ ЧИТАТЕЛИИЗвоспоминанийВиктора ПОЛЯКОВА, первого генерального директора ВАЗаОтечественный легковой автомобиль Не ответили | Имеют несколько транспортных средств | Иномарка | Отечественный грузовой '" У***Н автомобиль I мотоцикл1,1%Выбирали автомобиль века ч_ преимущественно мужчины - в числе голосовавших лишь 6% женщин. За последнее время существенно изменилась возрастная структура читательской аудитории. По сравнению с 1998 годом - в 1,3 раза, а по сравнению с 1997 годом почти в2 раза увеличилась доля молодых людей в возрасте до 29 лет. Сегодня 40,2% читателей ЗР - молодежь! Доля 30-39-летних - 32%; тех, кому от 40 до 49 - 19%. Людей старшего поколения, кому за 50 лет, - всего 7,9%. Сильно ли отличаются мнения наших судей в зависимости от возраста? Оказалось, различия есть. Например, совсем молодые -'То, что открыло перед нами сотрудничество с ФИ АТом, было даже не просто новой страницей. Это была новая глава во всех аспектах организации массового легкового автомобилестроения. По существу, это бьл прорыв в области широкого сотрудничества между крупными советскими и западными коллективами. Кроме итальянцев, в Тольятти работали также представители многих иностранных фирм-поставщиков из ФРГ, Франции. 1! I Швейцарии, Англии, США, Японии и др. Практически все материалы и комплектующие для ВАЗа требовались * ^ более высокого уровня, чем, скажем, для "Москвича". "Запорожца" и даже "Волги". 5,6% Благодаря "вазовскому проекту" практически все отрасли промышленности страны должны второе место отдали как раз "Победе", третья по числу голосов - "Волга", а четбыли подняться на качественно новую ступень.• "Нива"Другие марки ВАЗ-2110 "Запорожец" "Таврия" • УАЗ4"4^ • "Ока" \руководству ВАЗа была предоставлена полная самостоятельность в подборе кадров и применении всех необходимых стандартов и норм ФИАТа которые были мировыми стандартами. Это позволило преодолеть отсталость наших стандартов, норм как в области автомобильного производства, так и производства материалов и комплектующих. При конвейерном производстве ставивоспоминании лась задача обеспечивать прежде всего каЮрия КРАСНОГО, начальника Управления чество при заданном количестве, а не переконтроля качества ВАЗа с 1979 г. выполнение планов. В частности, на это наПервые отклики на только что появившиеся "жигули" были очень любопытными. Как правлена вся система повременно-премини странно это звучит сейчас, нашими машинами многие из первых покупателей оказаальной оплаты труда вместо сдельной, гослись недовольны. Не забуду письмо, которое потом многократно приводил в пример на подствующей и сейчас в нашей промышленлекциях. Письмо длинное, но смысл примерно такой: "Говорил мне приятель - не покуности вопреки опыту зарубежных фирм. Очень важно, что все производство с сапай "Жигули", бери "Москвич". Я, дурак, не послушался. Что же вы, вазовцы, выпускаете? Не автомобиль, а консервная банка. Когда я на отдыхе решил сфотографировать сумого начала строилось только на жестких расчетных проектных технологических нормативах. пругу, для чего посадил ее на крышу авто, крыша не выдержала..." Конечно, были письма и не такие анекдотичные, но потребитель в своей массе окаОни должны были неукоснительно выполняться, зался не готов к этой машине - леп<ой, экономичной, сделанной не на века, а на опрено перевыполнение их не приветствовалось. так как это создавало угрозу качеству. деленный промежуток времени.вертая - "десятка".Однако И НАЧИНАЮЩИЕ АВТОМОБИЛИСТЫ, И УМУДРЕННЫЕ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ ВЫБРАЛИ ЛУЧШИМ ВСЕ-ТАКИ ВАЗ-2101. Мы с уверенностью можем сказать: событие состоялось. Российские автомобилисты (а свыше 80 тысяч читателей "За ру-ИЗЗР 1/200013