148
ГДЕ ВПРЫСК, ТАМ И КОНТРОЛЬДля диагностики всех впрысковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ в Самаре разработали мотор-тестер, доступный и кустарю-одиночке.Евгений БОРИСЕНКОВ Недолгая история внедрения электронного управления двигателем на ВАЗе началась в 80-е годы: первые системы поставляла "Дженерал моторе". Но для российского рынка цена автомобиля с импортными комплектующими оказалась слишком высокой. Поставили цель - создать собственную конструкцию, не уступающую "джи-эмовской" и полностью с ней взаимозаменяемую. К вазовским разработчикам присоединилась инициативная группа из оборонки во главе с Василием Цатуровым. Плодом совместных усилий стала система 'Январь". Но работоспособность электроники "на ощупь" не проверишь, а значит, нужны средства контроля и диагностики. Для решения этой, не менее сложной задачи на базе инициативной группы в марте 1994 года в Самаре родилось ТОО "Новые технологические системы". Первое его детище - стенд для проверки характеристик системы управления двигателем в условиях производства, способный в считанные минуты "переварить" несколько сотен параметров. Один из них по сей день используют на ВАЗе для входного контроля, второй - в ОТК завода - изготовителя блоков. А как же ремонтники? Ведь на базе дорогущих импортных тестеров сервисную сеть не создать. Нужен многофункциональный, надежный и при этом недорогой прибор. На средства двух заинтересованных предприятий - ВАЗа и ГАЗа в Самаре разработали и освоили тестер ДСТ-2. Состоит прибор из трех основных частей: собственно аппарата, сменных картриджей и соединительного кабеля. Каждый картридж - дпя работы со "своим" типом контроллера ('Январь", "Джи-Эм", "Бош" и т.д.). Кабелей два варианта - дпя автомобилей Волжского и Горьковского автозаводов. Возможности небольшого прибора впечатляют. "Разговаривать" с пользователем он может на двух языках - английском и, что особенно приятно, русском. В режиме "Ошибки" на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти контроллера машины. К примеру, перестал поступать сигнал от датчика скорости 148 1/2000 ЗРФутляр и его содержимое диагностический прибор впрысковых моторов ДСТ-2.NTS[в Россииавтомобиля. Сей дефект зашифрован под цифрой 24. Но бежать за переводной таблицей не надо - она в памяти тестера. Кроме прошлых, можно видеть и текущие неполадки. Режим "Параметры" позволяет оценить работу двигателя и при движении автомобиля - напряжение в бортовой сети, детонацию, обороты, состав смеси, скорость движения и многое другое. Поскольку одновременно все параметры на экране не умещаются, они объединены в группы, которые можно просматривать поочередно. Порой для выявления плавающего дефекта нужно "ловить" его в динамике. Для этого предусмотрен режим "Сбор данных". Фактически прибор составляет таблицу изменения "криминального" параметра во времени. Например, по скачкам напряжения легко вычислить дефектный реле-регулятор. Тестер годится не только для поиска неисправностей. С его помощью можно настроить контроллер, изменив, например, угол опережения зажигания, "покрутить"Настроить впрысковый мотор можно только через посредника.электронный октан-корректор, выставить обороты холостого хода, подрегулировать СО и т.д. Собирают прибор здесь же, в "Новых технологических системах". Причем весь процесс организован как следует. Тестер сертифицирован в Росстандарте и имеет годовую гарантию, обеспеченную технологией изготовления и ' импортной элементной базой с индустриальным (от 40 до +100°С) диапазоном рабочих температур. Отечественные комплектующие, к сожалению, не подошли - уж очень нестабильно вели себя в жару и на морозе, а экрана нужного размера и вовсе не нашлось. Все готовые приборы подвергают выходному контролю. Сначала около четырех часов выдерживают при -25° С, тут же нагревают до +60° С и оставляют "жариться" три часа. Выдержавшие термоудар восемь часов трудятся в режиме обмена информацией с контроллером. Условия жесткие. Но если приглядеться - чем не "климат" холодного гаража, отапливаемого "змеем горынычем" лишь во время работы? Последний этап - демонстрация возможностей купленного прибора заказчику и упаковка комплекта в симпатичную сумку, которая сама по себе могла бы пользоваться неплохим спросом. Кстати, изделие по достоинству оценилиТолько включи разъем - капот можно не открывать: неисправность через секунду появится на экране.№:*?"-'. ' 1" 1 Г .| | |