38
39
ИСПЫТАНИЯТюнинг"СТО ВТОРОЙ" АРГУМЕНТ<**(JWЧтобы убедить любителя тюнинга выложить круглую сумму, нужны весьма веские аргументы.Специалисты уже известной читателям тольяттинской фирмы "Торгмаш" (ЗР, 1998, № 4, 9) такой ход нашли. Желающим здесь предложат эксклюзивный ВАЗ-21102 с форсированным двигателем, оригинальной трансмиссией и доработанной ходовой частью по цене стандартного ВАЗ21103. Пусть скептики не спешат улыбаться - доведенный восьмиклапанный мотор этой "сто второй" выдает 110 л. с, больше, чем стандартный 16-клапанник. Да и ряд других узлов выгодно отличается от серийных (см. сравнительные характеристики). Конечно, по объемам выпуска тюнинговая фирма с заводом поспорить не может. Зато владелец станет обладателем действительно непохожего на другие экземпляра. Ценитель тюнинга ждет технических подробностей. Рабочий объем восьмиклапанного двигателя ВАЗ-211138 1/2000 ЗРс распределенным впрыском топлива (таким комплектуют "сто вторую" модель) увеличен до 1600 см 3 . Это достигнуто установкой коленчатого вала с измененными радиусами кривошипов и увеличенным до 74,8 мм ходом поршней. Сами поршни и головка блока цилиндров подверглись дополнительной механической обработке. Степень сжатия "торгмашевского" мотора - 11 против 9,8 у стандартного. Газораспределением форсированного двигателя заведует распределительный вал с расширенными фазами. Клапаны остались серийными, а вот их подъем благодаря новому профилю кулачков возрос до 10,5 мм. Для точной настройки фаз вместо обычной применена разрезная шестерня зубчатого ремня. Модернизирована впускная система: заменены ресивер и впускная труба, а также установлен доработанный дроссельныйпатрубок с оригинальной заслонкой. Изменения коснулись и системы выпуска, точнее, каналов головки блока цилиндров и коллектора. Прибавивший в мощности мотор обслуживают должным образом настроенные электронные "мозги" - программа управления распределенным впрыском топлива и зажиганием откорректирована. Причем чип-тюнингу специалисты "Торгмаша" могут подвергнуть любой серийный компьютер: "Джи-Эм", "Бош" или "Январь". Изюминка трансмиссии - механическая шестиступенчатая коробка передач с винтовым дифференциалом повышенного трения (межколесной блокировкой). В новой коробке I, V, VI передачи такие же, как I, IV, V у обычной. А вот вместо стандартных II и III целых три сближенных по передаточным числам. Это позволяет устранить "ЗА"Вадим КРЮЧКОВИ наконец, о колесах. Заказчику, желающему сэкономить, могут оставить 13-дюймовые со штатными тормозами. Остальным предложат тормоза ВАЗ-2112 (такими комплектуют "сто третью") с итальянскими вентилируемыми дисками "Граф" и, соответственно, 14-дюймовые колеса. Гурманам низкопрофильные покрышки размерностью 195/55R15! Не будем подробно расписывать, как удапось, не подрезая крыльев, уместить в тесные ниши "десятки" здоровые пятнадцатидюймовые "катки". Отметим, что дпя этого пришлось поколдовать с углами установки передних колес, доработать брызговики и отбортовки задних арок, подобрать вылет легкосплавных колесных дисков. Как видите, тольяттинцам удалось "зарядить" ВАЗ-21102 по максимуму, почти не используя дорогие зарубежные комплектующие. А теперь - на дорогу. Здесь автомобипь ни в чем не уступит серийному ВАЗ-21103. Мотор можно смепо крутануть за 6000 об/мин - только успевай переключать передачи. Однако впечатляет и другое. Обычно форсированный двигатель по темпераменту напоминает спортивный - от него не дождешься ровной работы во всем диапазоне оборотов. Где-нибудь на "низах" затаятся провапьчики или "затыки". "Торгмашевский" мотор подобными недугами не страдает. Он радует завидной эластичностью, уверенно везет от 2000 об/мин и до тех пор, пока не сработает электронный ограничитель оборотов. Немалая заслуга вТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Модель BA3-21102TM Параметр ^ ^ - ~ ~ ^ _ ВАЗ-21102 ВАЗ-21103ШШШЛРабочий объем, с м3 Степень сжатия Количество клапанов на цилиндр Мощность. кВт/л. с. при об/мин Коробка передач 81/110 6000 5879 4800 68/92,5 5600 1600 11 2 •500 9,8 2 1500 10,5 4Шестилутенчэтая ГЬ?тст}генчвтья Пяштгежаш : эинпжын диффертнжпшгсвыпаши треда сгандаоткзя лацда»Передаточные числа I II III IV V VI Главная передача Размер шин 3.636 2.222 1.538 1,167 0.941 0.784 Xi, 17570R13 175/65R14 185/60R14 195/55R15 Цена. долл. С ША 6000-6100 4600-5200 5600-6200 3.636 1.950 '.357 0.941 0.784 3* •7570R13 3,636 1.950 1,357 0,941 0.784 _ 37 175/65R14--Новый ресивер и доработанный патрубок с дроссельной заслонкой. Большие колеса с низкопрофильными шинами улучшают внешность и управляемость "сто второй".столь характерные для переднеприводных автомобилей ВАЗа "разрывы" между ступенями и улучшить разгонную динамику. Главная пара - на выбор, но оптимальной считается 3,9, ее и рекомендуют в первую очередь. На заказ можно установить механизм переключения с укороченными ходами и удлиненным рычагом переключения. Для увеличения жесткости кузова и улучшения управляемости между опорными чашками передних амортизаторов установлена регулируемая растяжка. Все амортизаторы собственного "торгмашевского" производства - гидравлические двухтрубные с газовым подпором. От себя добавим: созданы они на базе обычных саазовских, но превосходят их по ряду потребительских качеств. Разница особенно заметна при активной манере езды (ЗР. 1999, № 11).Регулируемая растяжка между опорными чашками стоек. этом и грамотно подобранной трансмиссии. Понятно, что будущий владелец подобного аппарата платит деньги за возможность прохватить с ветерком, попищать шинами на виражах - оторваться, как говорят, на все деньги. Этого - сколько угодно. Но при желании водитель может и расслабиться. передвигаясь чинно и степенно. Помимо представленной, в "Торгмаше" производят и другие модификации "сто второй" с двигателями мощностью 90 и 100 л. с. Они попроще и подешевле. Впрочем, стоимость любой машины недолго поднять установкой импортных покрышек, аудиоаппаратуры, сигнализации или кондиционера. Похоже, тольяттинский тюнинг нынче опережает столичный. За ту же сумму в провинции предложат более глубокие доработки. Широкое применение отечественных комплектующих позволяет снизить цену. D ЗР 1/2000 39