40
41
ИСПЫТАНИЯТестПОРЕМПерегрев тормозов - явление опасное. К счастью, теперь с ним можно бороться.Вадим КРЮЧКОВ Есть нарекания на работу тормозов купи колодки другого производителя. До поспеднего времени подбор фрикционного материала накладок был единственным разрешенным способом хоть как-то улучшить эту важнейшую систему автомобиля. Но, ясное дело, полностью от проблем он не избавлял. Особенно часто с перегревом и снижением эффективности торможения сталкивались владельцы переднеприводных машин ВАЗа. Не всегда спасали даже дорогие фирменные колодки, а благие намерения усовершенствовать ненадежную конструкцию разбивались о запрещающий пункт Правип доми колесами. С выбором колодок особо не мудрили - взяли хорошо зарекомендовавшие себя в ходе сравнительных испытаний (ЗР, 1998, № 7) украинско-австралийские ДАФМИ. От стандартных они отличались лишь вживленными термопарами, позволяющими контролировать нагрев с помощью электронного термометра. Заезды проводили на автомобиле ВАЗ-2110 массой 1275 кг, включая водителя, пассажира и аппаратуру. Соревнующиеся механизмы после непродолжительной обкатки поочередно отрабатывали серию тормозных циклов со скорости 80 км/ч дорожного движения - помните слова об изменениях, не согласованных с заводом-изготовителем? Завод же разнообразием вариантов не баловал - многие годы тиражировал для "самар" один механизм. Но вот появился ВАЗ-2110, а вместе с ним - три типа передних дисковых тормозов. Следовательно, хотя бы в рамках "десятого" семейства можно менять направляющие, суппорты и прочее "железо" на законных основаниях. Однако прежде чем крутить гайки, давайте оценим способности тормозных систем. В нашем тесте участвовали три комплекта передних тормозов от различных модификаций "десятки" (см. таблицу). Первый - тот самый, вызывающий массу нареканий механизм ВАЗ-2108. доставшийся новой модели по наследству (фото 1). Второй - "родной" тормоз "десяток" с 13-дюймовыми колесами (фото 2). Его преимущество - вентилируемые диски. Третий - набор ВАЗ-2112 с вентилируемыми дисками увеличенного размера (фото 3). Им оснащают машины с 16-клапанными двигателями и 14-дюймовы-полнои остановки с замедлением в пределах 6,5-7 м/с2. Измерительное оборудование фиксировало тормозной путь, температуру колодок, усилие на педали тормоза и реальное замедление. В целом спрогнозировать результат было нетрудно. Но, признаться, столь разительных отпичий на финише мы не ожидапи. После обкатки прогретые до нормальной рабочей температуры (90-100°С) тормоза продемонстрировали завидное единство. Все три модификации при замедлении 6,8-6,9 м/с2 с запасом выполнили нормативы: тормозной путь короче 38 м, усилие на педали не превышает 50 кгс. Правда, те, что от "восьмерки", оказались более Тугими": 40 кгс против 32 кгс у остальных. Это подтверждают и субъективные ощущения. Первое впечатление при переходе на вентипируемые комплекты - педаль тормоза стала мягче. Но вот поддали жару... Бедные владельцы "самар" и "десяток" с одинаковыми тормозами! Всего через 16 циклов температура колодок перевалила за 290°С. Приеха-401/2000 ЭР "ГОРЯЧКУ"ли! От колес застывшей на обочине машины валил густой дым, диски от перегрева посинели - хорошо хоть до открытого гшамени дело не дошло. Допопнитепьный штрих - несмотря на прохладную погоду, остужать раскаленные детали пришлось минут сорок. А что с эффективностью? Уже на седьмом (!) торможении нужное замедление создать не удалось, тормозной путь превысил 41 м, усилие составляло 55 кгс. Термометр зафиксировал 189°С -давайте запомним эту цифру, мы к ней еще вернемся. С дальнейшим прогревом депа шли все хуже, вплоть до рокового 16-го цикла. Вентилируемые тормоза ВАЗ-2110 горячиться не стали. Их способность к охлаждению оказалась в два раза лучше, чем у мерли как вкопанные. Заезды прекратили досрочно, не достигнув предела, - суппорты по мере нагрева расширились и стали задевать за легкосппавные колесные диски. Но все равно, показанный результат 217°С за 20 циклов - куда лучше, чем у механизмов "Самары". Однако на будущее отметим: увеличенные суппорты и направляющие колодок ВАЗ-2110 уживаются без проблем не с каждым колесным диском на 13 дюймов. Лучше взять тот, у которого углубление под рабочий механизм тормозов побольше. Теперь гвоздь программы - большие вентилируемые тормоза ВАЗ-2112. Нюансы в их поведении начались при температуре колодок... Правильно, около 190°С. Цифра эта отражает в большей степениталогах на "десятку" - между планами и автомобилем, сошедшим с конвейера, огромная пропасть. В таблице вы найдете те варианты комплектации, что сегодня встречаются чаще всего. При этом у автомобилей с 13-дюймовыми колесами "пересортица" тормозов - в порядке вещей. Уверенным можно быть лишь в одном машина с 16-клапанным двигатепем будет оснащена 14-дюймовыми колесами и тормозами ВАЗ-2112. Кстати говоря, их-то менять на другие категорически не рекомендуем - нецелесообразно и незаконно. Относительно других вариантов технического творчества дело обстоит так. Для перехода с "восьмых" тормозов на вентилируемые ВАЗ-2110 потребуются защитные кожухи, диски, направляющие колодок и суппорты (каталожные номера деталей найдете в таблице). Рыночная цена такого комплекта 1400-1500 рублей. Умелый механик выполнит работу за час. С учетом замечания по выбору копес это оптимальный и самый дешевый способ модернизации. Спору нет, большие тормоза ВАЗ-2112 еще лучше. Для владельца машины с "вось-3/^ /***0 0 10—T*S\АЗ-2108 АЗ-2110 АЗ-2112 200 250 300 Температура тормозных колодок, °С• i i% % %20!в40о 60 70 Количе ствотормож »ний с 80 км/чДЕТАЛИ ПЕРЕДНИХ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЕЙ ДЕСЯТОГО" СЕМЕЙСТВА \ Автомобиль ВАЗ-гиоо, ВАЗ-21102, ВАЗ-21103, ВАЗ-21111 ВАЗ-21110 ВАЗ-21113, (седан, (седан, ВАЗ-2112 универсал универсал (седан, с карбюратором с впрыском универсал 8 клапанов) свпрысям, Детали \ 16 клапанов, тормозов \ хэтчбек) Диск тормозной 2108-3501070 2110-3501070 2112-3501070 вентилиоуемый вентилируемый Суппорт 21083501017 2110-350-017 2110-3501017 Направляющая 2108-3501155 2110-3501155 ! 2112-3501155 погодок Кожух защитный 2108-3501146, 212-3501146. 2112-3501146. 2108-3501147 212-350*147 21123501147 правый и левый правый и-евь й правый и левый"восьмых". Первый тревожный звонок прозвучал пишь на 14-м цикле - усилие на педали превысило норматив. Но, что немаловажно, тормозной путь и замедпение остались в предепах допуска. Кстати, в этот момент температура колодок достигла 188°С - опять зафиксируем внимание на данной цифре. В дальнейшем температура и, соответственно, усилие на педали плавно росли. Остальные параметры за-свойства фрикционных накладок ДАФМИ, а способности тормозов характеризуют другие величины. Так вот, пороговое значение температуры достигнуто только на 26-м цикле. Чувствуете разницу? Мало того, замедление осталось в норме, по тормозному пути запас еще есть, пишь чутьчуть повышено усилие на педали. Дальнейшие попытки доконать тормоза нагревом успеха не принесли. Очень медленный и предсказуемый рост температуры сопровождался завидной стабильностью остальных показатепей. Даже вызвавшее быпо тревогу усилие на педали перестало увеличиваться. Шел небольшой дрейф вокруг граничного значения - от 48 до 56 кгс. Мучения прекратили, как говорится, за явным преимуществом, поспе 69 торможений! Вот данные поспеднего цикла: путь - 38 м, замедление - 6,47 м/с2, усилие - 55 кгс, температура - 244°С. Пожалуй, пора угпубиться в дебри взаимозаменяемости, где, к сожалению, царит полный хаос. Не ищите правды в ка-мыми" механизмами новое "жепезо" будет стоить почти столько же, сколько в предыдущем случае, а владельцам "десятых" обойдется даже дешевле - понадобятся только увеличенные вентилируемые диски и направляющие колодок. Но не забывайте: большим тормозам - большие колеса. Неизбежный переход на 14 дюймов обойдется недешево, хотя мы уверены - у этого варианта тоже найдутся поклонники. И наконец, больной вопрос - можно пи поставить тормоза "десятого" семейства на "Самару"? Здравый смысл подсказывает - можно без каких-либо ограничений. Но, увы, официального одобрения пока не поспедовало. Придется действовать на свой страх и риск либо терпеливо ждать одобренного заводом каталога запасных частей с соответствующими поправками. А как бы хотелось, чтобы ВАЗ не откладывал в долгий ящик унификацию тормозов переднеприводных автомобилей! Речь-то идет о безопасности.ЗР 1/200041