125
126
На всех "тойотах" домкрат замаскирован под обшивкой багажника - не мешает и всегда под рукой.а само стекло с голубоватой тонировкой обошлось в $110.Для подготовки машины к инструментальному техосмотру решили сделать ревизию тормозов. Несмотря на их субъективную мощь и великолепное следящее действие, задние барабанные вполне могли "подложить свинью" на стенде, сработав неравномерно. И правильно сделали - работающие по ходу "активные" колодки износились гораздо сильнее своих "пассивных" соседок. К тому же за 11 лет службы намертво "закис" один из тросов стояночного тормоза, разбалансировав автоматические устройства установки зазоров. Замена комплекта колодок Trustingза $16 и тросов Cofle ($30) заняла часа четыре, учитывая, что пришлось повоевать с прикипевшими к ступицам барабанами. Кстати, сами барабаны и гидроцилиндры тормозов - родные ив идеальном состоянии. После благополучного техосмотра серебристая отъездила весь сезон, требуя лишь заправки топливом и подкачки шин. Ну и для пущего лоска пару раз мы натирали кузов тефлоновым полиролем Nu Finish ($7), чтобы родная краска и впредь сияла, как новая...зался чрезмерно мал - 0,3 мм (норма 0,40±0,03 мм), что и приводило к сбоям в зажигании. Прибор же исправно показывал усредненную величину. После регулировки зазор стал больше, а УЗСК меньше (50°). Рывки исчезли. Естественно, после "игры" с зазорами пришлось заново откорректировать угол опережения зажигания. Следующим неприятным "сюрпризом" - к сожалению, давно известным! - стали трещины на обеих галогеновых фарах ближнего света. Видимо, оптика, изначально рассчитанная на обычные лампы, не выдерживает сочетания слишком высокой температуры внутри и холодного душа из луж снаружи. Недолго наслаждались мы тишиной в салоне. Вскоре он вновь наполнился воем. На сей раз "жаловались" подшипники одной из передних ступиц. Сказалось врожденное отсутствие смазки (см. ЗР, 1999, № 9, с. 23). Кроме того, при разборке наружного подшипника мы обнаружили в нем уже хорошо "раскатанную" роликами тонкую полоску постороннего металла! Что это такое? Как сюда попало? Одно можно сказать с уверенностью: вряд ли когда-нибудь найдутся ответы на эти вопросы. Но вот вам еще одно "попутное" наблюдение: в одном месте протектор колеса обзавелся глубокой "плешью", объяснить происхождение которой скорее всего можно именно тем, что колесо катилось неравномерно. Не из-за подшипника ли? Следом "забубнил" подшипник на левой полуоси. Но здесь он "кончился" по иной причине: смазки много - да не той! Горячее трансмиссионное масло, свободно протекавшее через негодный сальник из картера заднего моста, сыграло роковую роль, тщательно промыв шарики и растворив положенную для подшипника смазку. Возиться с перепрессовкой мы не стали, поскольку операция эта трудоемкая и очень ответственная, а заменили полуосьцеликом. Кстати, большинство автовладельцев поступают так же - и в этом есть весомый резон! Неожиданно быстро просела подушка водительского сиденья. А ощущать собственным, простите, задом поперечину пола никому не понравится. Поступили просто разобрали подушку и на пружины положили лист оргалита. (Сборку провели в обратной последовательности.) Сидеть стало намного удобнее, хотя временами и хочется чего-то помягче. Вот, пожалуй, все крупные неприятности, доставленные "шестеркой". О многочисленных термостатах, заклинивших ив открытом, и в закрытом, и в промежуточном положениях, я и не говорю - мелочевка. Как ио постоянно щелкающем на холостом ходу, при малых электрических нагрузках, реле контрольной лампы генератора. Эта "особенность" "жигулей", появившаяся после внедрения в электросхему электронного регулятора напряжения вместо старого электромеханического РР380, сохранилась и при дальнейших модернизациях машины. В принципе это ни на что не влияет, стоит включить небольшую нагрузку (подфарники, стоп-сигнал и т. д.) - и щелчков нет! Другими словами, эта недоработка известна так давно, что опытный автолюбитель, услышав знакомые щелчки, воспринимает их не как дефект, а вроде милой сердцу "на щечке родинки". Хорошо зная "Жигули", нетрудно убедить себя в том, что все эти мелкие казусы - неизбежная плата за возможность достаточно спокойно, уверенно "рассекать пространство", не скучая по "Мерседесу"! В самом деле: автомобиль все еще продолжает нравиться! А где вы еще за такие деньги найдете довольно быстроходную. относительно тихую, экономичную и легко пускающуюся в любой мороз машину с отдельными недостатками?Аркадий КОЗЛОВ Вот уже три года наш корпункт в Екатеринбурге обслуживает малышка "Ока". Когда мы ее покупали, конечно, не питали иллюзий, что будем только ездить и горя не знать, - машина российская, а стало быть, и подход к ней нужен соответствующий. Так что инструмент держали наготове. Но предвидеть, что придется такое (I) "разгребать", мы не могли... Первый сюрприз - сразу после покупки. Неожиданно на ходу настежь распахнуло капот. К счастью, обошлось без последствий - "ослепленный" водитель действовал в соответствии с ПДД: не меняя полосы движения, плавно затормозил и включил "аварийку". Оказалось, крючок замка капота лишь краешком зацеплял дугу защелки - диапазона регулировки не хватало. Чтобы приподнять замок выше штатных точек крепления, пришлось удлинить круглым напильником овальные пазы в его корпусе. Как выяснилось позже, и некоторые другие узлы автомобиля не соответствуют по крепежным точкам кузову. Точнее, наоборот - кузов камазовского проЗР 2/2000 125• ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАвтопарк ЗР изводства отличается по размерам от того, что был когда-то спроектирован на ВАЗе под стандартные агрегаты "Оки". Например, вазовская колея задних колес - 1200 мм, именно такой мост и поступает на сборку из Тольятти. Но для камазовского кузова он не подходит колеса трутся об арки (см. фото). Потребителям, конечно же. проще расширить колею, чем уродовать кувалдой кузов, и мы поступили так же, установив под цапфы ступиц задних колес специально выточенные проставки толщиной по 12,5 мм. Было бы неплохо, если бы их ставили прямо на заводе, а уж на каком - ВАЗе или КамАЗе - пусть сами договорятся. (Трудно представить, что новоиспеченный владелец, скажем, "ФИАТ-Чинквеченто" бежит к токарю заказывать какие-то проставки...) После такой "ошибочки" в 25 мм прочие отклонения в геометрии кузова казались "цветочками". Например, не удивляло попадание воды в салон через уплотнители: панели кузова сварены настолько криво, что проемы не соответствуют стеклам и дверям. В сильный дождь вода льется струйками в рукава и за шиворот водителю. Со временем и коврики на полу, и сиденья превращаются в болото... дороги? А вдруг резиновый рукав соскочит? Все так и получилось. Торчащая из земли коряга зацепилась за рукав, и... через патрубок толщиной в руку бензобак опорожнился секунд за пять. Всего полсотни метров успели отъехать от огромной бензиновой лужи, и машина встала. Рукав мы, конечно, надели, закрепив хомутом, и за бензином в ближайшую деревню сбегали. но проблема осталась - патрубок надо обязательно закрыть снизу каким-то щитком. Но это было только начало "бензиновых" проблем. Как выяснилось, трос стояночного тормоза пережимал воздушный шланг бензобака, из-за этого приходилось заправляться потихоньку - топливо выплескивалось наружу. Тогда мы просто сняли одну из скобок крепления троса (устранив, кстати, его излишний перегиб) и бак "задышал" свободно. Через год после покупки машины система питания снова напомнила о себе запахом бензина в салоне. Многократные проверки ее узлов (бензонасоса на герметичность, карбюратора на перелив и датчика - на плотность посадки) результата шумоизоляции - отличная среда для коррозии. и тонкостенная стальная трубка бензопровода проржавела насквозь. При работе двигателя бензин свободно вытекал на пол - то-то мы заметили возросший расход топлива: что не сгорало в моторе, вдыхали пассажиры. Новый бензопровод тщательно обмазали "Мовилем". но надеяться, что он прослужит намного дольше родного, нет оснований - сырость на полу, увы, неизбежна. Однажды "Ока" чуть не сгорела, причем не от замыкания, а от... размыкания электропроводки, впрочем, нам, погорельцам, от этого не легче. Как оказалось, провод "массы", соединяющий кузов с двигателем, вывалился из плохо обжатого наконечника, и при попытке пустить мотор стартерный ток пошел в обход по тоненькому проводку звукового сигнала. Тот раскалился и поджег весь жгут - едкий белый дым повалил из-под капота. Огонь удалось забросать снегом (огнетушитель, как водится, лишь обсыпал нас с ног до головы белой мукой, никак не подействовав на пламя), а машина застряла в ремонте на две недели - менять электропроводку занятие кропотливое.На 21-й тысяче появился стук в головке блока цилиндров. Вскрытие показало сильный износ направляюКурс лечения "нещих втулок клапанов. Их задержания" продолжалмена помогла ненадолго ся месяца два. В конце через 15 тысяч стук появилконцов ветровое стекся снова. Как объяснили ло удалось загерметиВот так задние колеса "Оки" протирают антикор специалисты, на большинстзировать огромными в арке кузова. ве моторов "Оки" втулки недозами несохнущей соосны клапанным пружипротивокоррозионной мастики, набитой не дали - запах только под уплотнитель. Устранить протечки в усиливался. Со времеПроставка под цапфу задней стунам, и стержни клапанов дверных проемах помог нетрадиционный нем находиться в машипицы позволит отодвинуть колепросто пропиливают их. Месо от кузова. нять головку в сборе мы не метод - на отбортовки дверей прямо снане стало просто опасно ружи натянули дополнительный уплотнидля здоровья - пятнадцатиминутной постали: во-первых, дорого, а, во-вторых, тель - огромные межпанельные зазоры ездки хватало для появления всех симптогде гарантия, что новая не окажется тоже позволяют это сделать не только на мов отравления: резкой головной боли. бракованной? Придется раз в сезон ме"Оке", но и других отечественных машитошноты, потери координации и т. д. Не нять втулки. нах. А двери, сохранив возможность заговоря уже о том, что концентрация паров Подведем итоги. Несмотря на описанкрываться. теперь не только герметичбензина стремительно приближалась к ные злоключения, общая сумма "ремонтны, но и приобрели эдакий своеобразный стехиометрической - достаточно случайных"' расходов не превысила $200, ведь "тюнинговый" вид. ной искры и... красочно описанный в учебвсе огрехи изготовителей мы устраняли Еще через месяц снова пришлось заниматься капотом - одна из петель развалилась. Восстанавливать штатную ось петли мы не стали (расклепать ее на машине практически невозможно), а просто поставили болт с двумя гайками. Часть дефектов "Оки" - чисто конструктивные. Например, глядя на бензобак, удивляешься: ну кто додумался вварить в него заливную горловину снизу, прямо у никах "рабочий процесс" с моментальным разогревом до 2500°С произойдет уже не в цилиндре, а в салоне автомобиля. Машину поставили на прикол и, разобрав "по косточкам" систему питания, всетаки нашли место утечки. Оказалось, что бензопровод на "Оке" проложен не под днищем, как на прочих автомобилях, а внутри кузова, на полу. Влажный компресс под насыщенными водой ковриками своими силами, а из запчастей потребовалась лишь мелочевка: колодки, резинки. фильтры, хомуты, топливопровод, втулки. диск сцепления, жгут проводов и прочие столь же недорогие вещи. Но если представить, что наша "Ока" досталась бы "чайнику", постоянные визиты к автослесарю обошлись бы, пожалуй, дороже, чем сама машина...1262/2000 ЗР