107
108
АвтозарубежьеБытует расхожее мнение, дескать, француз - скуп, итальянец - экспрессивен, скандинавы - холодны, а немцы обожают порядок (орднунг) и пунктуальность. Я не отношусь к тем. кто склонен так скупо, порой жестоко, оценивать целые нации - все люди разные. Но наездив по странам Западной Европы десятки тысяч километров. могу сказать со всей ответственностью: манера или стиль вождения у каждой нации имеет свои особенности. Возьмем "за основу" немцев с их пунктуальностью и любовью к порядку.Вот первое разительное отличие: все дороги здесь с четкой разметкой - она помогает водителю правильно определить положение автомобиля на полотне дороге. При этом ряды намного уже. чем это принято в России (если, конечно, разметка нанесена. а это бывает далеко не везде). Там. где у нас один ряд - немцы смело втиснули бы два. Особенно заметно это на автобанах. Когда их ремонтируют, то двухполосный участок автобана, задействовав резервные зоны, делят на целых четыре полосы, причем такие участки иногда тянутся на десятки километров. Ограничение скорости в этих местах очень либерально: можно "топить" хоть до 80 км/ч, но без обгона. Как это выглядит на практике? В правом ряду идут большегрузные машины. они движутся не быстрее 60 км/ч. Известно, что опережение (не выходя из ряда) участников движения, которые находятся слева, не является обгоном. Казалось бы. что мешает двигаться быстрее. чем грузовики в правом ряду? Но мало кто на это отваживается: слева - ограничители, справа - грузовики. Один немецкий профессионал посоветовал (кстати, он ездит на "шестисотом" "Мерседесе"): "Ориентироваться надо по левому крылу - не смотри ни в коем случае на правое!". Здесь перестаешь доверять глазомеру: смотришь ну никак не пролезть в эту дырку! Однако "теоретически'' должен пройти - и проходишь. Но аттракцион, доложу я вам, не для слабонервных. Надо отдать должное водителям грузовиков - идут, как по линейке, ни на миллиметр не отклоняясь в вашу сторону. Езда по таким узким рядам для России явно не подошла бы. Трудно представить здесь, скажем, "Волгу" с ее "вялым" рулевым или грузовики ЗИЛ и ГАЗ. Еще об автобанах: сколько по ним проехал, а никак не могу привыкнуть, что в Германии не ограничена максимальная скорость. Идешь "190" и с удивлением замечаешь: впереди группа автомобилей, а в зеркале видна другая. Парадокс в том, что ты не догоняешь тех, кто впереди, а те. кто сзади, не приближаются. Значит, весь по-ПОКЛОНЯЯСЬ ДИСЦИПЛИНЕРоссийскому водителю, привыкшему к бесшабашной, спонтанной езде, на немецких дорогах пришлось бы нелегко.Михаил ГОРБАЧЕВ ток движется приблизительно с такой же скоростью. Уму непостижимо - ведь это опасно! По моему глубокому убеждению, для неподготовленного водителя езда со скоростью свыше 120 км/ч - серьезный риск. Чтобы ездить так быстро, необходимо пройти специальную подготовку, изучить основы спортивного вождения. Мои опасения подтверждены множеством аварий, очень часто с тяжелыми последствиями, которыми печально знамениты немецкие автобаны. Те, кто едет быстро, всегда включает ближний свет фар: "Внимание, иду с большой скоростью!". Включенная правая мигалка у автомобиля, несущегося по левому ряду, - вежливая просьба к едущему впереди: "Пожалуйста, уступите левый ряд!". Тот, кто "светанул" дальним светом фар, более требователен и нетерпелив, его следует понимать так: "Быстро уступи дорогу!". (При разъездах в городе мигание дальним светом (световой сигнал) имеет противоположное значение: "Проезжай, я тебя пропускаю!".Такую разметку захочешь не пересечешь.Очень интересна организация разъездов на перекрестках. В распоряжении водителей, собирающихся повернуть налево. откуда ни возьмись появляется дополнительный ряд. При запрещающем сигнале светофора водители, поворачивающие налево, выезжают на середину перекрестка, обычно руководствуясь специальной разметкой. Дождавшись разрешающего сигнала, "накопившиеся" на середине перекрестка автомобили поворачивают налево, не создавая помех тем, кто проезжает прямо. Это способствует увеличению пропускной способности. У немцев совершенно иной, нежели у нас, россиян, ритм движения по городу. Транспортные потоки плотные, без разрывов, и все движутся примерно с одинаковой скоростью: например, при трехрядном движении - по всем трем полосам. У нас совсем подругому: в самом правом ряду тащатся, в среднем просто едут, а в левом мчатся. "Мчащиеся" рано или поздно упираются в "задумавшихся"' (таких Михаэль Шумахер называет 'тормозная колодка"), что ЗР 2/2000107 МЫ И АВТОМОБИЛЬ Автозарубежье вынуждает их резко и неожиданно "выстреливать" в левые ряды, выбирая пустоты и резко прорываясь вперед. Такой стиль вождения для Германии просто неприемлем. Вспоминаю напутствие одного из знакомых, которому довелось много поездить на Западе: "Главное - не перестраивайся из ряда в ряд без нужды, а если надо повернуть налево или направо, заранее занимай нужный ряд". Влезть в очередь на "стрелку", например, в Германии не получится - никто не пустит. Хотя водителя, пытающегося знаками показать, что, мол, по ошибке встал не в тот ряд, вероятнее всего, "пожалеют". Кстати о повороте на "стрелку". В западных землях прижилась нарисованная рядом с красным сигналом светофора стрелка. Она пришла из восточных земель. Впрочем, и у нас в России в незапамятные времена был разрешен поворот направо при запрещающем сигнале светофора. Нарисованная зеленая стрелка означает практически то же самое. другой заснул за рулем, третий никак не может включить передачу - заело. Между автомобилями образуются большие разрывы. В Германии такого не увидишь: там ценят каждый квадратный сантиметр проезжей части, да и зевать за рулем у немцев не принято. Можно сказать ритм движения в городах "на один такт" быстрее, чем у нас, да и водители за рулем производят впечатление более собранных и внимательных. Там водят машину грамотно - видно, что их учили, и учили неплохо, а они, в свою очередь, хорошо усвоили уроки. Во всяком случае, водителя, лихо выезжающего на встречную полосу движения перед тем, как повернуть налево, явно создавая аварийную ситуацию, в Германии не встретить. Почитание порядка, хорошая подготовленность водителей и отличное состояние проезжей части, казалось бы, при таких Вот, например, как в условиях аварии просто не имеют права Германии трогаются со светофора: Оказавшись в Германии за рулем, словно по мановению волшебной палочслучаться, но, увы, случаются. За рулем гость вынужден принимать местные правики, весь поток одновременно начинает автомобилей сидят обычные люди, а им, к ла игры, иначе не избежать неприятностей. движение. У нас же, когда зажегся зелесожалению, свойственно ошибаться. Наоборот - сев за руль в России после длиный, кто-то "выстрелил", как из рогатки, тельного пребывания в Германии, автор с удивлением обнаружил, что разучился ездить. Там все проходит как по нотам, подчиняясь негласным законам общества. Как ни парадоксально, именно это и расслабляет. Постепенно теряешь квалификацию, двигаясь всегда по прямой: не найти связки хороших поворотов, которые можно проехать, впрыснув адреналина в кровь.Страховая компания«СОДРУЖЕСТВО ~предлагает:• Страхование автотранспорта, автогражданской ответственности и от несчастных случаев по классическим программам. К полису с полным пакетом рисков подарок - подписка на журнал «За рулем». • Новые программы страхования автотранспорта и автогражданской ответственности стоимостью от 1/3 цены классической программы. Подписчикам и рекламодателям изданий «За рулем» предоставляются льготы. • Программу «Страховка + Сервис» стоимостью от $40 до $80 для отечественных автомобилей и от $80 до $130 для иномарок (тел. 207-4036). • Страхование автотранспорта только от угона на действительную стоимость (по справке-счету) на фирме "KOHTEX" с одновременной льготной установкой противоугонного оборудования (FORTRESS + DEFEN.TIME). • Продажу «Зеленой карты» для выезжающих за границу на автомобиле. • Продажу полисов по страхованию граждан, выезжающих за границу. Все наши клиенты получают подарок от издательства «За рулет» и дополнительную скидку - 5 % в честь 5-летня компании.ДОВЕРЯЯ НАМ, ВЫАдрес центрального офиса: 103045, Москва, Селиверстов переулок, дом 10, стр. 2. Тал.: 208-5181,207-3027,207-1827; факс 207-3027. E-mail: [email protected] 108 2/2000 ЗРДОВЕРЯЕТЕПредставители компании а Москве: фирма "АСПО". Тел.: 318-3617 фирма "КОНТЕХ". Тел.: 440-0934 АФМ Страховые консультанты и брокеры. Тел.: 299-4122