РЫНОКЭксклюзивные маслаДЕЛИКАТЕВ солидных магазинах подделок не обнаружили.Валерий СОБОЛЕВ Чем дешевле моторное масло, тем выше на него спрос. Самое популярное у нас - минеральное класса вязкости 15W40. Массовый покупатель, конечно, не сомневается, что полусинтетическое и, тем более, синтетическое мотору полезнее, но... предпочитает экономить, рассуждая примерно так: "Если именитые западные фирмы наряду с "синтетикой" делают и недорогую "минералку", значит гарантируют ее качество и пригодность, особенно для наших, морально устаревших, моторов". Перейти на более дорогое 10W40 или даже 5W40 обычно заставляет суровая необходимость зимнего пуска двигателя. Для того, чтобы понять смысл первого числа в маркировке масла и уяснить преимущества "5" над "15", достаточно один раз послушать звук стартера при -25°С на своем моторе, с "минералкой" в картере и на соседском, с "синтетикой". Легкая прокрутка двигателя и уверенный пуск в мороз берут верх над экономией, и в меру своих возможностей граждане затариваются маслами классов 10W, 5W или даже уж совсем "арктическим", класса OW. Сложнее с верхним показателем вязкости. Видя на витринах элитные масла классов 5W50 и 10W60, далеко не все понимают, зачем нужны числа 50 и 60 в их маркировке. "Вроде нормально ездим на "тридцатом" и "сороковом..." Впрочем, часть покупателей, те, что "при деньгах", берут "полтинник" не раздумывая: "Дорого - значит круто!". Но не только они - есть и просто фанаты, влюбленные в свою машину и балующие ее "лакомствами'. А кто-то выбирает 10W60, напротив, скрупулезно и без эмоций подсчитывая каждый рубль - ведь это масло, как правило, наивысшего уровня качества (SJ), которое позволит проездить максимально"Мобил 1 Ралли Формула"; 5W50; SJ/CF; АЗ-98; ВЗ98. Производство - Финляндия. Цена -250 руб./л. Современная версия старейшего на нашем рынке топ-масла, ныне соответствует уровню качества по API-SJ. Высокое щелочное число характерно для Mobil - пакет присадок здесь из многих компонентов."Эльф Синтез"; 5W50; SG/CD. Производство - Бельгия. Цена -190 руб./л. Самое старинное (уровень еще SG) и недорогое из синтетических "полтинников". Продается в России очень давно и успело обрести много поклонников. Масла Elf. так же как Mobil и Shell, продаются повсеместно - всегда можно купить на долив. Запас по вязкости при -25°С придает "Эльфу" отличные пусковые свойства."Квакер Стейт Синхрон |Ультра Премиум"; 51V50; \SJ/CH; АЗ-96. Производство - США. Цена - 330 руб./946 мл. Роскошный прозрачный 1 флакон объемом в одну "Вальволин Син Пауэр"; 5W50; SJ/CF. Производство - Голландия. Цена - 220 руб./л. британскую кварту сраЧуть выше среднего индекс вязкости - воззу демонстрирует покуможно, голландцы не экономят на загустипателю золотисто-медотеле. Отличный прокрут двигателя в мороз. вое содержимое. Никаких регенерированных добавок, как в маслах II "Шеврон Суприм"; 5W50;SJ/CF. Продля западного рынка. изводство - США. Цена -195 руб./л. все до последней капли свежайшее. Сочетание Для высшего уровня качества SJ высокой вязкости при Chevron исключительно дешев. Ре100°С с небольшой при кордное щелочное число позволяет -25°С дает огромный иннадеяться, что американцы не эконодекс вязкости - масло мили на присадках. сильно загущено, а цена взвинчена.1842/2000 ЗР Я МОТОРАдолго, переложив куда более весомые расходы на капремонт двигателя на плечи следующего владельца машины. Именно такие, высоковязкие при рабочей температуре масла мы и выбрали для испытаний, ведь до этого их незаслуженно обходили вниманием. Для чистоты эксперимента не стали ничего приобретать ни на рынках, где больше шансов нарваться на подделку, ни на складах дилеров фирм, где все подлинное, но цены минимальны - по сравнению с рыночными. Все 15 образцов закупили в надежных и солидных магазинах Москвы по явно завышенным ценам - что поделать, ведь большинство из тех, кто пользуется элитными маслами, на склад не поедет. Тринадцать масел из представленных - импортные, два отечественные. Двенадцать образцов - дорогая "синтетика", одно - полусинтетическое 10W50 и два - дешевая, но добротная "минералка" для летнего применения класса 20W50. Из синтетических - три образца сверхгустого 10W60 (все немецкие), один образец - французского для мягкой зимы 15W50, остальные восемь - самые популярные из элитных 5W50. В списке отсутствуют масла таких грандов, как "Бритиш Петролеум", "Тоталь", "Тексако", "Эссо" и др. И не случайно - они не торгуют у нас маслами классов "50" и "60", а некоторые вообще их не производят. Даже у компании "Шелл" дорогая "синтетика" - традиционно "сороковая", поэтому пришлось для примера взять ее минеральный "полтинник". Что же почувствует мотор, когда по его сосудам потечет "пятидесятое" масло вместо "сорокового"? Этот вопрос мы задали специалисту НАМИХИМ, кандидату технических наук Александру Первушину. "При увеличении рабочей вязкости масла с 15 до 20 сантистоксов прежде всего стаби-1 "Аджип Евро "Фукс Титан Суперсин"; 5W50; SJ/CF; АЗ-96; ВЗ-"Мотюль 300V Компетишн", 15W50; SH/CF. ПроизСпорте"; 5W50; водство - Франция. Цена - 705 руб./2 л. SG/CD. Производ96. Производство - Германия. Цена - 250 руб./л. Самое дорогое из испытанных - одна жестяная банка Новое на нашем рынке масло, равное по цене ство - Италия. Цена Mobil 1и очень близкое ему по вязкостным свойстчего стоит - в такой таре подделки маловероятны. 300V -350 руб./л. - старейшее гоночное масло, знаменитое блюдо химиЯркий пример навам. В пассиве немецкой фирмы - недостаточная ков из Обервилье. Несмотря на узкий диапазон вязкоизвестность марки. значенной "с потолсти, это стопроцентная "синтетика". Для сибирских мока" цены - авось, курозов Motul вряд ли подойдет (хороший прокрут двигапят... V ближайшего "СпектролГалакс ;51У50;SJ/CF;АЗ-96;ЕЗ-96. теля стартером только до -20°С). но зато позволит избеаналога с таким же Производство - Россия. Цена - 220 руб./л. жать прихватов и задиров деталей в раскаленном и (SG) уровнем качеМасло с рекордным из всех образцов индексом раскрученном до упора двигателе - для того и создано. ства, Elf 5W50, вязковязкости, вдвое превосходящим требования SAE стные свойства дапо холодному пуску. В общем, можем, если захо"Кастрол Формула RS"; 10W60; SJ/CF; АЗ-96, ВЗже чуть лучше, но тим! Но, увы, надежда на то, что российская итальянское масло "синтетика" окажется, в соответствии с курсом 96. Производство -Германия. Цена-307руб./л. валют, вчетверо дешевле западной, растворипочти вдвое (!) доПервое в мире товарное масло с "летним" покалась в ней самой, как присадки... А тот, кто согроже. Впрочем, рызателем вязкости "60", а потому - самое распроласен платить те же самые S8 за литр, наверное, нок обычно сам выстраненное и дорогое из трех известных на навыберет именитый "Мобил" или "Шеврон". правляет такие кашем рынке аналогов. Те, кто лет пять назад перезусы, и, возможно, шли на "шестидесятку", с тех пор не расстаются мы еще увидим с Castrol. Agip 5W50 рублей по 170 за литр - вот тогда и купим, масло-то хорошее,..ЗР 2/200085 РЫНОКЭксклюзивные масла"Ликви Моли Синтоил Рэйстек GT1"; 10W60; SH/CD. Производство Германия. Цена 297 руб./л. То. что ученые города Ульма любят поколдовать над колбами, показывает высокое щелочное число топ-модели от LM - пакет присадок тут какой-то особый. Да и основа неплохая - пусковые свойства получше, чем у Castrol."Спектрол Дипкурьер"; 10W5O; SJ/CF. Производство -"Шелл Х100"; 20W50; SF/CC. Производство -Финляндия. Цена-57руб./л.Недорогая высоковязкая "минералка". По уровню качества пригодна для всех отечественных моторов (кроме 16-клапанных) и большинства иномарок, выпущенных до 1989 года. Если зимой машина стартует из теплого гаража. то на масле 20W50 можно ездить круглый год- оно заметно продлит срок службы двигателя по сравнению с 10W30 и 10W40.Россия. Цена - 120руб./л.Единственное полусинтетическое масло в нашей таблице - разумный компромисс между дорогим и дешевым. Ситуация, когда "Аипкурьер" - идеальный выбор, для России довольно типична: старые "Жигули" или "Волга", уже "поджирающие" масло, но на которых надо непременно ездить зимой. I I"Маннол Перфект"; 10W60; SJ/CF/EC-II; АЗ-96, ВЗ-96. Произ"Ликви Моли Туринг Хайтек"; 20W50; SJ/CE/CF-4. Производство водство - Германия. Цена - 200 руб./л. - Германия. Цена -110 руб./л. Абсолютный лидер в номинации цена-качество. Громадная вязОдно из двух минеральных выпадающих из общей массы "элиты". кость при рабочей температуре сочетается с рекордно низкой включили в испытания лишь для сравнения, ведь кто-то хочет Их (в своем классе) при холодном пуске. И полный разгром конкумасло подешевле, но обязательно "полтинник". Но это дешевым рентов на поле маркетинга - Mannol в полтора раза дешевле! не назовешь, уровень SJ и должен стоить как "полусинтетика". I III лизируется давление в систекласса "50" или даже "60" вязкоколаевич прокомментировал вуют требованиям стандарта SAE J 300 (табл. 2). Достаточно ме: стрелка манометра не бустью до 26 сантистоксов при полученные нами данные. высокие значения щелочного дет так сильно, как прежде, от100°С. Единственный недоста"Прежде всего, очевидно, числа (от 5,99 до 10,59) указыклоняться к нулю при оборотах ток вязких масел - некоторое что это чисто лабораторвают на обычное для масел тахолостого хода или при Таблица 1 ные испытания, призванкого качества содержание приперегреве двигателя в ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ садок. Иными словами, лабораные ответить всего на два жару. Следовательно, Вязкость ИнЩелочМарка масла. Вязкость вопроса: соответствуютторные испытания не выявили масло будет поступать к класс кинематическая. декс динамическая ное вязкости вязкопри холодном число, еСт ли вязкостные свойства примитивных подделок, чего, парам трения в должном сти пуске по SAE, мгКОНт 4ГС 100 С масел заявленным на этивпрочем, и следовало ожидать количестве, удерживаясь сПз кетках и нет ли среди них зачем фальсифицировать доров зазорах сопряженных Mobil 5W50 9,92 3250 17,61 102,95 189 грубых подделок? Ну что гой товар ограниченного спродеталей и снижая веро7.66 2825 18.10 107.85 187 18,31 107,23 190 7,05 2700 ж, это понятно, ибо исчерса, когда гораздо выгоднее разятность прихватов и за- Valvoline5W50 10.59 3000 17.67 109.68 178 пывающие моторные исливать индустриальную "вередиров - чем выше вязChevron 5W50 Quaker State 5W50 20,87 115,07 209 3200 тенку" по банкам с надписью пытания всех пятнадцати кость, тем прочнее мас7.42 3450 17,61 111.56 174 7,37 3100 образцов обошлись бы 10W40 - такие расходятся ваголяная пленка. Кроме тоFuchs Titan 5W50 17,34 109.64 174 1775 19,35 100.73 215 журналу не в одну сотню нами. го, снизится расход масСпектрол 5W50 8,27 Morul 15W50 16,41 117,39 15' 3300 тысяч долларов. ла на угар в двигателях, Castrol 10W60 , 23.70 161,75 177 Во-вторых, не подтверди660 3050 которые к этому склонны, U p Moly 10W60 22.90 153,27 179 2600 10,21 А теперь - выводы. лось расхожее мнение, будто 22,37 151,39 177 7,60 2550 например, с изношенной Mannol 10W60 Во-первых, все представбы все масла определенной Спектрол 10VV50 6,29 3250 19,99 131,99 174 поршневой группой или с bqu; Moly 20VV50 16,61 142,28 125 ленные масла соответст-вязкости и качества в Европе 3550 9,52 потерявшими эластич- |sheii20W наливают из "одной бочки 3500 19,16 167,79 130 ность маслосъемными Таблица 2 лишь торговые марки разТРЕБОВАНИЯ SAE J 300 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ) колпачками клапанов. Кстати, увеличение гидродинамиченые". В таблице - ни одной Класс Вязкость при отрицательных Кинематическая некоторые двигатели, почти неских потерь в двигателе и, пары образцов с близкими вязтемпературах,сПз при *С вязкость расходующие масло в городследовательно, расхода топкости проворачивав- прокачивэе- при 100С, м мЧ значениями всех параметмость мость min mx a ском режиме, способны "солива. Впрочем, это заметно ров, а значит-не только па3500 при -25-С 60000 при -35С 3.8 жрать" его до полулитра за одлишь в городе, а на трассе 5W 3500 при -20 С 6000С при -30-С кеты присадок, но и основы 1W 0 4,1 ну только поездку "с ветерком" все с лихвой перекрывают 1W 3500 при -15С 6000С гри -25'С 5 5.6 масел у каждой фирмы 20W 4500 при -10 С 6О0О0гри-20 С 5.6 по хорошей трассе. Вот для тааэродинамические потери". свои". 16.3 21,9 кого в самый раз будет масло А вот как Александр Ни21.9 26,1 D! :862/2000