22
23
АКТУАЛЬНОКонкурсыСКОЛЬКО В ГОДУЕсли автомобиль выбирают, значит это кому-нибудь нужно! И прежде всего фирмам-производителям, получающим солидную рекламную поддержку в случае победы.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ На перенасыщенном западном рынке не так-то просто обойти конкурента и увеличить продажи своего, конечно же, самого лучшего авто года (или даже столетия)! Но вот беда, марок много, а лучшей может быть только одна. И тут в голову приходит спасительная мысль - а не организовать ли свой собственный конкурс, спонсировать его жюри, а там, глядишь, и до пьедестала недалеко. Так оно и происходит в жизни. И ушедший 1999 год не стал исключением: количество номинаций не на много меньше появившихся новинок - "Золотой руль", "Ауто трофи", "Лучший автомобиль", "Ауто Г, "Автомобиль года"... а есть еще и "Автомобиль века". Жаль, что для автомобиля тысячелетия время не пришло, слишком поздно изобрели самобеглую коляску. Каковы же принципы выбора и кто, собственно, выбирает? Здесь единообразия не наблюдается. На наш взгляд, наиболее объективный и, главное, неангажированный выбор могут сделать лишь сами читатели-автомобилисты. Редакциям же остается обеспечить честную обработку присылаемых анкет, обнародовать результат и увенчать победителя лаврами. В таком подходе мы не одино-"Уорм Кар" - "Ровер-75" ки. Этот принцип исповедуют редакции популярных немецких изданий "Ауто Мотор унд Шпорт", "Ауто Цайтунг", "Ауто Бильд". И вот что любопытно. Хотя читатели этих журналов суть люди разные, выбор они сделали поразительно одинаковый! Единственная разница была в предложенных редакциями номинациях, что вполне понятно - не объявлять же один и тот же конкурс несколько раз. Дабы не быть голословными, скажем, что "Ауди-ТТ" стала победителем конкурса "Ауто 1" (журнал "Ауто Бильд"), "важнейшей немецкой новостью" (журнал "Ауто Цайтунг"),"Автомобиль - друг природы" "Фольксваген-Лупо 3L" "лучшим немецким спортивным автомобилем" (журнал "Ауто Мотор унд Шпорт"). Остальные финалисты также в определенной степени повторяются! Такого демократического подхода придерживаются не все. Редколлегия журнала "Бильд ам Зоннтаг" сама выбирает будущих кандидатов из новинок года. Стратеги маркетинга фирм-изготовителей представляют автомобили в желательном для них исполнении, а жюри в составе экспертов, гонщиков и просто редакторов отдела испытаний проводит окончательный "тест-драйв". В результате "Золотой руль" получила "Шкода-Фабиа". Нравится это кому-либо или нет - другое дело. Многострадальному заводу "Ровер" в самую трудную минуту пришел на помощь итальянский журнал "Мотор", жюри которого как нельзя кстати признало "Ровер75" победителем конкурса с громким названием "Уорлд Кар 1999". Еще один вариант организации конкурса - выбор "Автомобиля года", спонсируемый несколькими ведущими журналами и осуществляемый международным жюри из 56 членов. Знатоки утверждают, что попасть в число этих избранных не проще, чем в англий-222/2000 ЗР "АВТОМОБИЛЕЙ ГОДА"?* Каждый изготовитель обязан внести на счет жюри по 0,05 доллара за каждый произведенный в 1998 году автомобиль, но не менее 10 000 долларов за одну марку автомобиля. * Сверх того, для премирования участ- j ников розыгрыша предоставить жюри бесплатно по одному автомобилю на каждые 200 000 произведенных в 1998 году. i Умножая эти цифры на объемы выпуска, получаем для 'Фольксвагена", например, 250 тыс. долларов и 21 автомобиль. Что стало с деньгами неясно - вероятно, часть была истрачена на грандиозное гала-шоу в отеле "Венеция" в Лас-Вегасе. Представители фирм долго ломали голову над вопросом: что будет с маркой, отказавшейся платить? Многие чувствовали себя беззащитными перед вымогательством, говорили о мафии ио предложении, которое нельзя отклонить - создатели имиджа автомобилей входят в жюри. В журналах появились заголовки типа "Наглая банда" - это о его членах. Тем не менее, конкурс завершился, победители были определены. Вот они перед вами: на первом месте Форд-Т". следом идут 'Фольксваген-Жук" (в одноименном конкурсе журнала "Ауто Цайтунг" он, понятно, фаворит), "Порше-911", "Ровер-Мини" и "CnTpoeH-DS19". И пусть ктото скажет, что выбор необъективен! Заодно, раз уж собралось столько народу из 33 стран, выбрали и лучших представителей автобизнеса. Это: инженер века - Фердинанд Порше, менеджер века - Фердинанд Пиех (его внук), предприниматель века - Генри Форд I, дизайнер века - Джорджетто Джуджаро. Словом, достойные люди."Золотой руль" - "Шкода-Фабиа" скую палату лордов. Но раз попав, о привилегиях можно больше не беспокоиться. Смесь из объективных критериев, субъективных оценок и личных или национальных предпочтений оставляет достаточно пространства для поразительных решений. Выбор "Тойоты-Ярис" автомобилем года, наверняка, стал для многих неожиданным. Ведь склонность жюри к продуктам "романской группы" хорошо известна. За последние 10 лет лишь идеально чистому во всех отношениях немецкому "Гольфу" было присуждено это звание. За тот же период обладателями титула стали четыре итальянских и три французских автомобиля. Корни этого романского превосходства, как считает журнал "Ауто Цайтунг", "кроются в щедрости, с которой производители этих стран обихаживают пресловутых членов жюри, заблаговременно и специально информируя их и приглашая поучаствовать в культурной жизни". Японцы, как известно, учатся быстро. Очевидно, их европейские наместники быстро смекнули, как стать "Автомобилем года". Во всяком случае, "Ярис" - уже второй после "Микры" (в 1993 году) японский лауреат. Впрочем, оставим и этот намек на совести немецкого издания, возможно, обидевшегося "за державу"."Лучший автомобиль года" - "Ягуар-S" Нашему читателю небезынтересно будет узнать, что в некоторых конкурсах участвовать совсем недешево. И когда аппетиты устроителей переходят границы допустимого, разражается скандал. Так было с конкурсом "Автомобиль столетия" (не путать с нашим, "зарулевским"), жюри которого из 132 журналистов потребовало от фирм-изготовителей... Впрочем, лучше просто приведем точный перевод выдержек из разосланных во все концы света аккредитационных писем. "Автомобиль года"ЗР2/200023