52
53
ТЕХНИКА НовинкиОТВЯЗАННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУСбегает по улицам швейцарской Лозанны. "Отвязали" его специалисты фирмы "Неоплан".Мы уже сообщали об этой необычной разработке (ЗР, 1998. № 12). Теперь появилась возможность рассказать о ней подробнее. Напомним, что Россия - одна из немногих стран, где делают и эксплуатируют троллейбусы. В техническом задании, полученном "Неопланом" от лозаннских транспортников, было сказано: машина должна преодолевать 12-процентный подъем со скоростью не менее 30 км/ч, иметь полную массу 30 тонн и работать в местности с перепадами высот 500 метров. Причем эти параметры допжны выдерживаться, даже если... оборвутся провода! Ни одна из прежних моделей таким требованиям не удовлетворяла, и группа конструкторов под руководством КарлаХайнца Давида начала работы с нуля. В качестве привода поставили четыре тяговых двигателя по 80 кВт, интегрированных в ступицы второй и третьей осей. Ток они получают либо из контактной сети, либо от дизель-генераторной установки на базе V-образного восьмицилиндрового турбодизеля ОМ 442 LA фирмы "Мерседес-Бенц" (мощность - 390 кВт/530 л.с). Последний приводит во вращение два генератора с водяным охлаждением по 150 кВт каждый. Остающиеся 90 кВт идут на питание других потребителей (освещения, гидронасоса и т.д.), а также могут быть использованы в случае пиковых нагрузок, когда от каждого генератора потребуется до 200 кВт. Конструкция мотор-колес весьма оригинальна (кстати, задние выполнены подруливающими, чтобы сочлененная махина могла вписаться в горные серпантины). При необходимости их легко снять для обслуживания и ремонта без демонтажа осей - просто разъединяется шлицевое соединение. Специальная электроника следит за тем, чтобы передаваемый на каждое из колес крутящий момент был одинаков (допускается разброс не более 3%) - этакий аналог привычного дифференциала. Таким образом обеспечиваются хорошие ездовые качества в сложных погодных условиях. Мотор-колеса, однако, служат не только как источник тяги на подъемах, но ив качестве неизнашивающихся тормозов на затяжных спусках. Принцип рекуперации энергии известен давно, но в этой удивительной машине все не так просто. Ведь контактной сети, забирающей выделяе52 2/2000 ЗР Апексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВТам, где кончается... контактная сеть: троллейбус и его задняя ступица."ЭНЕРГИЧНЫЙ"Воронежский концерн "Энергия" совместно с Волжским автомобильным заводом разработал электроусилитель руля, опытные образцы которого уже проходят испытания на ВАЗе.Денис БОРОВИЦКИЙО том, что АвтоВАЗ планирует оснащать свои машины электроусилителями руля, мы узнали давно, но впервые увидели эту новинку на проходившей в Москве выставке "Регионы России". Именно там, на стенде концерна "Энергия", известного своими космическими технологиями, красовался один из образцов усилителя. По предварительным данным, устанавливать его будут на новую "Ниву" ВАЗ-2123 и машины "десятого" семейства. Итак, что получат счастливчики? Два соединенных через торсион вала, связывающих баранку с редуктором рулевого управления; систему следящих датчиков; электродвигатель, воздействующий через червячный редуктор на выходной вал усилителя; микропроцессорный блок управления. Как только водитель, вращая рулевое колесо, скрутит торсион на 3-3,5°, установленный на нем датчик известит микропроцессор о начале маневра. Последний, оценив скорость автомобиля, обороты мотора и интенсивность вращения рулевого колеса, рассчитает требуемое усилие и даст команду силовому электродвигателю, который, собственно, и поможет водителю совершить поворот. Гибкая система управления раскрутит электромотор усилителя "на полную катушку" при минимальной ско- "КЕРХЕР РОБО ВАК"Небольшая традиционно желтая "тарелка" способна в отсутствие хозяев облазить все самые укромные уголки комнаты (малый рост позволяет ей забраться даже под кровать или шкаф) и собрать накопившиеся пыль и мусор. Несмотря на кажущуюся простоту, "игрушка" содержит вполне серьезную начинку. Так, специальный оптический датчик проверяет прозрачность всасываемого воздуха и, если надо, дает команду многократно пройти данный участок пола, пока не будет собран весь мусор. При наезде на препятствие робот-пылесос объезжает его, а от падения со ступенек в домах состоятельных граждан его предохранят инфракрасные "глаза". Процесс уборки занимает около 20 минут, пока не сядут аккумуляторы здесь-то начинается самое интересное. Почистив ковер, И^^ отправляемся под стол, а затем - на зарядку и разгрузку."Заднемотор! компоновка. Колеса закрыты не случайно - так безопас для пешеходов. мую энергию, может и не быть. Тогда умная электроника направит вырабатываемый ток в специальные балластные резисторы на крыше троллейбуса, где он превратится в тепло - почти как в обычных тормозах. Если же в салоне работает отопление, освещение - то на крышу попадет лишь избыточная энергия торможения. Ну а когда токоприемники соединены с проводами - тормозящий троллейбус поможет взбирающимся в гору собратьям. Если опытный образец "Неоплана N 612DE" хорошо себя зарекомендует, будут изготовлены еще 28 машин ценой около 1 млн. долларов каждая. Впрочем, с ростом числа заказов стоимость должна снизиться. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Рабочий объем дизельного двигате3 ля - 14 618 см ; максимальный крутящий момент - 2300 Н-м при 1100 об/мин; генераторы типа G20-4; напряжение 660 В; мощность постоянная/пиковая 150/200 кВт при 2100 об/мин; тяговые двигатели типа М50-4; максимальный крутящий момент - 730 Нм ; максимальная скорость вращения - 4350 об/мин; габарит (длина, ширина, высота) 17852x2550x3550 мм; колесные базы (передняя и задняя) - 6050/8057 мм; свесы спереди/сзади - 2700/1045 мм; число мест сидячих/стоячих - 37/90; снаряженная масса - 20 500 кг.•*•=•>•дителю вернуть автомобиль на траекто- п рию прямолинейного движения. В отличие от известных гидравлических систем, эффективность которых напрямую зависит от оборотов мотора, приводящего в действие гидронасос, электроусилитель остается работоспособным даже при заглохшем двигателе - был бы жив аккумулятор. К тому же энергия (а значит, и дополнительный бензин) потребляется только при маневрировании. Если же электроника даст сбой, придется временно вернуться в шкуру владельца "стандартной комплектации" - не более. Благодаря высокой точности изготовления редуктора усилие на рулевом колесе чрезмерно не возрастет. Стоимость новинки составит около $250, что гораздо дешевле импортных "гидравлических" конкурентов. В ближайших планах завода - освоить три базовые модели электроусилителей, в том числе для вседорожников семейства "Нива". Насколько "энергично" будет продвигаться проект в жизнь, покажет время. Ждем!РУЛЬрости машины (трудная дорога, парковка), "сгладит" рысканье автомобиля на больших скоростях, избавляя водителя от утомительного подруливания. При этом полностью нейтрализуется ощущение чрезмерной "остроты" или "ватности" руля. Интересно, что "вшитая" в компьютер программа, дозируя дополнительное усилие, учитывает даже упругость шин! А функция фиксации угла поворота рулевого колеса, "подгоняя" или "подтормаживая" выходной вал усилителя, поможет воАгрегат пеленгует инфракрасный сигнал от установленной в углу комнаты зарядномусоросборочной станции и прямым ходом направляется к ней! Пока аккумуляторы робота заряжаются (а на это уходит 10 минут), собранный мусор отбирается в стационарный мешок, и вот уже можно отправляться в новый рейс по апартаментам. Как обещают разработчики, цена новинки не превысит 1000 долларов. Д ля пылесоса многовато - а для электромобиля, способного к тому же ездить без водителя? ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Производительность при уборке - 15 м-*7ч: длительность непрерывной работы - 20-120 мин, в эа; висимости от степени загрязненности пола: время подзарядки - 10 мин; суммарная мощность I двигателей - 20 Вт/0,03 л. с : снаряженная масса ; -1.4 кг; габарит (диаметр х высота) - 280x90 мм.•ЗР 2/2000•53