68
69
ЭКОНОМИКАОДНОЙ ДРУГОЙрр- илиЛОББИСТ ПОКУПАТЕЛЯ НЕ ЗАМЕНИТ Украину, как и Россию, умом не понять. А уж корейцу - и подавно... Когда концерн "Дэу" примерял запорожские шаровары, страна двух Тарасов Бульбы и Шевченко - рисовала ему радужные перспективы. Сановники в коридорах власти предоставляли искомые льготы и разве что не пели хором: "К нам приехал, к нам приехал наш инвестор дорогой!". Все шло к тому, что СП "АвтоЗАЗ-Дэу" станет монополистом на украинском рынке легковых автомобилей. И что же? В 1999 году в страну было ввезено более 300 тыс. машин. Примерно 80% составили подержанные иномарки из дальнего зарубежья. А ведь, казалось бы, их потоку был поставлен надежный заслон: еще весной 1998-го Кабинет министров запретил ввоз автомобилей старше 5 лет. Запрет сыграл с его инициаторами-корейцами злую шутку: они расслабились, не подозревая о "кривой козе", на которой у нас испокон веков лихо объезжают законы. Помимо примитивных взяток, нашлись способы, достойные бессмертного Остапа. Например, покупаешь у соотечественника документы автомобиля нужной модели, а затем ввозишь такой же из-за границы в разобранном виде: якобы для замены агрегатов. Или гонишь с Запада иномарку для несуществующего россиянина, который вдруг от нее "отказывается", и машина, оставшись на Украине, легализуется посредством суда. Но самым популярным путем в объезд запрета стал "временный ввоз" автомобилей с иностранными номерами (чаще всего литовскими) по доверенности владельца, он же фактически - продавец. По оценкам экспертов, ав68 2/2000 ЗРАвтомобильный рынок соседа постепенно цивилизуется и демонополизуется.Леонид САПОЖНИКОВ топарк Украины ежегодно прирастает за счет таких машин на 100-120 тысяч. Летом 1999-го Кабинет министров под нажимом "АвтоЗАЗ-Дэу" повел наступление на временный ввоз, запретив его постоянным жителям Украины. Но дело шло к президентским выборам и легко было представить, как проголосуют сотни тысяч обиженных. Незадолго до выборов Леонид Кучма отменил постановление правительства: дескать, не доработано и вызывает социальную напряженность. Кабинет дорабатывает... Согласно прогнозам, временный ввоз все же резко ограничат, но при этом, возможно, легализуют уже ввезенные автомобили, обязав фактических владельцев уплатить в госбюджет от 100 до 300 у. е. в зависимости от класса авто. Мораль сей истории надо включить в учебники для бизнесменов: никакие лоббисты в верхах не заменят вам покупателя! А с ним-то "АвтоЗАЗ-Дэу" обходился на первых порах небрежно, без учета его кошелька и психологии. Цены корейских моделей СП оказались неподъемными для среднего украинского потребителя, а к тому же в его глазах автомобили "Дэу" выглядели как навязываемые властью. Не было и надежного, общедоступного сервиса. В итоге за первый год работы СП сумело продать лишь половину продукции (примерно 13 тыс. машин) и притормозило производство. чтобы не работать на склад. В 1999 году выпущено всего 6 тысяч сравнительно дешевых автомобилей семейства "Таврия". Смена руководства "АвтоЗАЗ-Дэу" (ЗР, 1999, № 7) резко изменила ситуацию. Была объявлена распродажа нереализованных автомобилей. При этом цена "Ланоса" в базовой комплектации уменьшилась с 8200 до 5000 у. е., а "Нубира" и "Таврия" подешевели на 30%, почти на треть были снижены и цены запчастей. Одновременно СП начало предлагать свои автомобили в лизинг на привлекательных условиях (30% стоимости сразу, остальные 70 - в течение 3 лет под 16% годовых). И замершие было продажи круто пошли вверх: только за первый месяц со складов ушли 2000 машин. Тот же "Ланос" в списке наиболее покупаемых на Украине моделей поднялся с 12-го на 2-е место, а новый псевдоседан "Славута" (ЗАЗ-1103) - с 9-го на 4-е. Важнее всего, однако, что у СП появился стратегический партнер - корпорация "Укравто", располагающая сетью из 400 СТО и автосалонов. Но драгоценное время - почти полтора года - безвозвратно упущено. И официальный лидер украинского автопрома. способный выпускать ежегодно не менее 150 тысяч машин, вынужден значительно НОГОЙ В КОРЕЕ, - В РОССИИПОЧЕМУ УСТОЯЛ УКРАИНСКИЙ АВТОПРОМумерить свои амбиции. В 2000 году он планирует продать 38 тысяч автомобилей, из них 8 тысяч - за рубежом (прежде всего в России). МАШИНЫ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ Природа не терпит пустоты, а рынок тем более. Пока "АвтоЗАЗ-Дэу" буксовал, на Украине упрочил свои позиции ГАЗ (ЗР, 1998, №11). Три предприятия в Симферополе, Чернигове и под Киевом, получая машинокомплекты из России и используя в среднем 30% украинских комплектующих, собрали и продали в 1999-м около 11 тысяч "волг", "газелей" и "соболей". А значит, украинские партнеры Горьковского автозавода по суммарному выпуску превзошли в минувшем году "АвтоЗАЗ-Дэу". Правда, по легковым автомобилям все же отстали: "волг" сделано порядка 4 тысяч. Любопытный факт: правительство Украины обязало бюджетные организации и учреждения покупать для собственных нужд только отечественные автомобили. Вероятно, была задумка подтопкнуть директоров к "Нубире" и "Леганзе" из Запорожья. Однако многие предпочли "Волгу" украинской сборки, благо все еще достаточно респектабельна и не раздражает сидящий без зарплаты трудовой коллектив... Всерьез заинтересовался Украиной, хоть и позднее горьковчан, АвтоВАЗ. У него появились солидные официальные импортеры (корпорация "Укрпроминвест" и др.). Результаты впечатляют: из 70 тысяч новых автомобилей всех марок, проданных на Украине в прошлом году, вазовских - почти половина. Среди них наибольшим спросом пользовались модели 2109, 21099 и 2107. Сейчас АвтоВАЗ вынашивает проект сборки украинских "шестерок". Переговоры о их производстве вепись с Луцким автозаводом ис агропромышленным предприятием в Ровно. По последним сведениям, престарелая, выпускаемая с 1976 года, модель имеет шансы прописаться в Запорожье. Один из вариантов - на трикотажной фабрике... Как бы там ни было, присутствие АвтоВАЗа на Украине все более заметно и не ограничивается простой продажей автомобилей. Крупные импортеры "лад" и "жигулей" организуют встречные поставки украинских материалов и комплектующих в Тольятти (например, "Укрпроминвест" шлет запорожский металл и днепропетровские аккумуляторы). Сотрудничество расширяется такими темпами, что во избежание лишнего хождения денег с Украины в Россию и обратно возник финансовый посредник - торговый дом "УкравтоВАЗ". Еще одна российская марка, выпускаемая на Украине, - УАЗ. Крупноузловой сборкой моделей 3151 и 3962 занимается краснодонский завод "Автоагрегат" (Луганская область). В 1999-м изготовлено более 1000 машин. Не ахти как много, но, похоже, УАЗ еще сделает на Украине карь-нок" будет выпущено столько, сколько коробок даст осваивающий их производство Львовский завод гидромеханических передач. Пока никто не в состоянии назвать хотя бы приблизительную цифру. Самое главное, у ЛуАЗа появились деньги на реконструкцию. По ее завершении он сможет выпускать не 17 тысяч автомобилей в год, как в свои лучшие времена, а втрое больше. БУДЕТ ВАМ И "АСТРА"... Западные автопроизводители, нашедшие дешевую рабочую силу в странах Восточной Европы, еще дальше к востоку, на Украину, пока не собираются. Единственное исключение - "Опель", намеренный организовать на Запорожском автозаводе мелкоузловую сборку новой "Астры". "Опель", как известно, давний партнер и учитель "Дэу" в области автомобилестроения. Эти их особые отношения позволяют решить вопрос о запорожской "Астре" полюбовно. Другое дело - сроки. "Опель", имея перед глазами грустный опыт СП, хочет прийти на стабильно работающее предприятие. Он готов сделать конкретные шаги не ранее, чем "АвтоЗАЗ-Дэу" будет выпускать 50 тысяч автомобилей в год. По мнению экспертов, это произойдет в 2001 году. Остальные мировые автопроизводители довольствуются на Украине дилерскими продажами, объемы которых в лучшем случае исчисляются сотнями машин данной марки. Но в последнее время их отношение к украинскому рынку становится более серьезным. Одним из критериев могут служить предоставляемые покупателям льготы. Вот свежий пример: на все приобретаемые у официальных дилеров новые "мерседесы"срок гарантии увеличен вдвое (до 2 лет или 100 тыс. км). В целом, несмотря на ворох правовых и экономических проблем, автомобильный рынок Украины постепенно цивилизуется. Главное достижение - родилась и крепнет альтернативная автопромышленность. Это благо не только для потребителей, но и для несостоявшегося монополиста в лице "АвтоЗАЗ-Дэу". Правильно говорил его нынешний руководитель Олег Папашев, будучи еще главным конструктором: "Монополизм развращает и ведет к загниванию..."Президент Украины Л. Кучма и президент АО "ГАЗ" Н. Пугин на открытии сборочного завода в Симферополе.еру. Луцкий автозавод наконец-то нашел инвестора - вышеупомянутую корпорацию "Укрпроминвест" - и решип собирать у себя... "уазики". Для начала на 2000 год запланировал не меньше тысячи. А что же луцкий народный джип, который на Украине называют "Волынянкой"? Из-за отсутствия коробок передач в минувшем году изготовлено лишь 70 машинокомплектов, отправленных подмосковной фирме "Валетта". В 2000 году "волыня-•Автор благодарит информационноаналитическую группу "АВТО-Консалтинг" (руководитель Олег Омельницкий) за помощь в подготовке статьи. ЗР 2/2O0O 69