26
27
АКТУАЛЬНОПрогнозыЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕНа вопросы корреспондента ЗР отвечает заместитель министра экономики России Сергей МИТИН,изводство наиболее технологичных узработать автосборочный завод БМВ в лов, окружая их сетью производителей Калининграде, действует предприятие комплектующих. При этом по всему миру "ЕлАЗ-Дженерал моторе" в Елабуге. Я создаются сборочные предприятия - назвал те компании, которые должны в учитывается разница в стоимости рабоскором времени выйти на проектные чей силы, сырья, материалов, электромощности. Каждая из них покрывает энергии и т. д. В результате уменьшаютспрос в своем секторе рынка. ся затраты, автомобиль становится боЧто касается концентрации, то меня лее конкурентоспособным. очень радует сдвиг, который произошел Что нам делать в этой ситуации? в сознании руководителей наших крупКуда идти, когда весь мир давно отканейших автомобильных фирм. Когда на зался от привычных нам конвейерных последнем Московском автосалоне мы, линий, "замкнутых циклов", от того, копо распоряжению премьер-министра гда на автозаводе производятся все В. Путина, собирали всех руководителей комплектующие, начиная с пластмассоавтозаводов, президент АО "АвтоВАЗ" В. Каданников говорил о необходимости -Сразу после кризиса экономивой заглушки. Наш рынок сегодня на 75% удовлесоздания Ассоциации производителей сты заговорили о том, что наконецтворяется за счет российских автомобиавтомобилей. И его все поддержали! то создалась благоприятная обсталей. новка для отечественных товаропроЗаводы автопрома в последние гоКроме того, у нас есть поручение Правиды изводителей. Насколько улучшились не стоят на месте - прежде всего это тельства, которое обязывает министеркасается ГАЗа и ВАЗа. Бурно развиваетство подготовить Федеральную целевую дела у автомобильных предприятий ся производство грузовых автомобилей программу по развитию автомобильной России? - Не хочу идеализировать ситуа- выходят из кризиса КамАЗ, УралАЗ. промышленности России на период до цию, но, безусловно, девальвация рубля Мы серьезно работаем с Белоруссией, 2005 года. Этим занимаются обществензащитила наш внутренний рынок. Это поставляя ей современные дизели и поный совет при министерстве по проблекасается не только производителей авлучая взамен белорусские грузовики. мам развития автомобилестроения, томобильной техники, а всей российской Хорошими темпами возрождается Ульяцентр содействия иностранным инвестипромышленности. Сократился объем имновский завод. Но при всем при том циям при нашем министерстве, этим запорта, и это сегодня способствует размощности наших автомобильных завонимается само министерство, автомовитию внутреннего спроса, что, естестдов уже доведены до максимальных знабильные заводы и "Автосельхозмашхолвенно, инициировало производство. чений, и чтобы увеличивать объемы выдинг" - корпоративный орган правления АвтоВАЗ, к примеру, в 1999 году выпуспуска, необходимо новое строительство. всех автозаводов СНГ. тил 657 тысяч автомобилей. - Но чтобы построить автомо- Столько постановлений уже бильный завод с нуля, насколько я принято для создания благоприятно - А что дальше? Количество автого мобилей впечатляет, но каких! Ведь знаю, необходимо затратить как миинвестиционного климата! А ре в нимум миллиард долларов. Денег на альных инвестиций на сегодняшний большинстве это морально устаревдень, похоже, кот наплакал. Сколько шие модели. А начинается XXI век... это в стране ведь нет. - Да, наше государство сейчас такивсе-таки? - Все правильно. Бесконечно вы- Вопрос конкретный и требует конпуск "шестерки" продолжаться не моми ресурсами не располагает, поэтому жет. Как жить дальше? Чтобы нам, госумы пошли по другому пути - привлечекретного ответа. Мне достаточно слождарственным чиновникам, сформулиронию иностранных фирм. Издано нено подсчитать общий объем инвестиций. вать задачи нашей автомобильной индусколько важнейших государственных Министерство их не фиксирует - это не стрии, необходимо сначала правильно документов, в частности известное Поснаши деньги. Но попробуем подсчитать оценить происходящие в мире экономитановление Правительства РФ № 413, вместе. К примеру, "Донинвест", где уже ческие процессы. Здесь можно выдепредоставляющих инвесторам значипрактически готовы мощности для пролить две основные тенденции: конценттельные налоговые льготы. Совместные изводства 120 тысяч автомобилей в год, рация производства.которая приводит к проекты сейчас развиваются, подписагде есть цехи сварки, окраски и сборки, созданию крупных транснациональных ны соглашения о производстве в России представил нам данные: инвестиций фирм, и децентрализация, когда ведуавтомобилей "Рено" и "Форд", в стадии привлечено на сумму около 400 млн. щие фирмы на головных предприятиях проработки совместные проекты с долларов. - Это наши деньги? сосредотачивают в первую очередь на'Фольксвагеном" в Ижевске и Орле, с - Да, это российские инвестиции. учно-исследовательские центры и проФИАТом в Нижнем Новгороде. Начинает26 2/2000 ЗР У НАШЕГО АВТОПРОМА?Теперь о компании "Рено". Создано совнансовое положение, завод начинает ми? Или другой пример: "Лендровер" - в местное предприятие и инвестировано производство новых моделей... Нескакой-то степени символ Англии. Хотя уже около 300 млн. долларов - "франколько лет назад ГАЗ сделал чрезвычайкомпания "Ровер" на 100% принадлежит цузских". "Форд" на сегодняшний день но мудрый ход, начав выпуск "Газели" и сегодня концерну БМВ. И англичане в потратил около 5 млн. долларов. Он уже ее семейства. Сейчас он продолжает этом не видят ничего зазорного! Так что, если мы хотим сохранить купил здание, где будет размещаться эту линию с "Соболем", начинает произзавод, провел там ремонт, набрал в Росводство новой "Волги", готовится постасвою национальную автомобильную инсии штат. ФИАТ, как известно, намеревить на конвейер "Атаман". Завод рабодустрию, то должны будем интегрировается собирать автомобили в Нижнем тает стабильно, шесть дней в неделю, ваться в мировую. Другое дело, что инНовгороде. СП "НижегородМоторс" созвыплачивает заработную плату, все натеграция должна произойти гладко, без дано, промышленные площади выделелоги, а еще активно привлекает предкаких-либо существенных потерь для гоны, затраты уже идут как со стороны приятия-смежники, конверсионные засударства и российских инвесторов. В ГАЗа, так и со стороны итальянцев. И воды для выпуска комплектующих издесамом деле, зачем производить какуюзначительные затраты. лий. Так что ГАЗу я, безусловно, отдал то деталь, запасную часть, если ее деНо в общем-то, надо признать, с бы пальму первенства. На втором месте лают в другой стране - скажем, в Венкрупными инвестициями пока вышла за- ВАЗ. Устойчиво работает, вышел в грии - качественно и недорого. В то же минка. Причины понятны - инвесторов 1999 году на максимально возможное время производство двигателей, металнапугал наш экономический кризис 1998 количество автомобилей. Поставлена в ла, крупных высокотехнологичных узлов года, да и сегодня политическая и экопроизводство новая серия, хорошо восдолжно быть налажено внутри страны, номическая ситуация в стране их настотребованная - 2110. Есть интересные потому что это - наш научно-техничераживает. Крупные компании не спешат новые разработки. Финансовое положеский и экономический потенциал, это принимать решения. Но и от стратегичение у АО "АвтоВАЗ" нормализовалось, основа обороноспособности нашего госких целей никто из них не отказался. реструктурированы долги. Думаю, что, сударства. Мне, конечно, хочется, чтобы "Форд", к примеру, намерен прийти на учитывая конкурентную цену на автомокак можно больше заводов, производяроссийский рынок и захватить его десябили из Тольятти (а вазовские модели щих компоненты, строилось сегодня в тую часть. А наш рынок, между прочим, все относятся к малому классу, самому России, чтобы они делали их не только считается одним из самых перспективперспективному на нашем рынке), продля наших производителей, но и для заных в XXI веке, так что не думаю, что гнозы для ВАЗа на ближайшие пять лет рубежных... вот так я вижу наше вхож"Форд" когда-нибудь решится добровольдостаточно оптимистичны. Дальше он, дение в мировую экономику, в мировое конечно, должен перестроиться. Чем в автомобилестроение, в мировой принно уйти отсюда. цип разделения труда. И мне кажется, - Ну а какой из наших автозавоТольятти и озабочены сегодня. так это и произойдет раньше или позже. - А если говорить о далеких пердов, по вашему мнению, предлагает спективах, есть ли у нас шанс сохра- Мне бы тоже очень хотелось, сегодня наиболее разумную политику чтобы именно так все и произошло. нить в дальнейшем национальную авили, скажем по-другому, кого сейчас Есть для этого какие-либо серьезные томобильную промышленность или можно считать флагманом российпредпосылки, кроме нашего с вами ее ской автомобильной промышленнопроглотят, как чешскую "Шкоду", желания? например? сти? - Есть. Мы очень внимательно от- Не надо этого бояться! Лично я - Я думаю, что очень интересные перспективы у ГАЗа. У него хорошее фи- этого не опасаюсь, хотя считаю себя слеживаем все происходящие процессы, российским чиновником. Да и термин изучаем с научной точки зрения их дина"проглотить" мне кажется не совсем точмику и закономерности. Россия сегодня ный. "Шкода" по-прежнему находится на прошла "период импорта", заканчивает территории Чехии и работает по ее за"период отверточной сборки" и подходит конам, автомобили собирают чешские к "периоду сборочных производств". По вашему мнению. рабочие, компания исправно им платит Этот этап, по нашим расчетам, потребуближайшие перспективы российского зарплату, а также налоги в бюджет Чешет от трех до пяти лет, а затем наступит _ = автопрома будут определяться: ской республики. А то, что контрольный "период экспорта". Хотя и сегодня экспакет принадлежит "Фольксвагену" - ну порт составляет приличную долю произи что из того? Кому от этого худо? То же водимых в России автомобилей. Пусть самое происходит ис другими заводами мы потеряли часть рынка Западной Евв мире. Германский "Опель" принадлеропы, но Россия остается крупнейшим созданием новых жит американской компании "Дженерал экспортером автомобилей в Белоруссии, совместных предприятий моторе", японский "Ниссан" - французна Украине, в Казахстане, в Закавказье, развитием отечественных скому "Рено", "Мазда" - "Форду", да ив республиках Средней Азии. заводов тем. и другим Вопросы задавал "Вольво" он недавно купил. Но кто моИгорь МОРЖАРЕТТО жет сказать, что "вольво" после этого перестали быть шведскими автомобиляМнение читателей•ЗР 2/200027