20
21
АКТУАЛЬНОТехосмотрПИКИ И КОЗЫРИЭту прививку зарубежной автомобильной культуры нам сделали. Жаль, но на российской почве и она взошла пустоцветом. EUROTEST 2000 к» СМ яЛ Сотами У**» щto3SI • Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Дмитрий ЖЕРНОВПЛОЩАДКА TEX.OCMOTPAинструмснтлльногсТолько не подумайте, глаз инспектора ГАИ чем-то более точным что авторы за беспредельи беспристрастным окончательно оформиную (и бесшабашную) вольлась в начальственных умах примерно к ницу. Нам очень грустно на1995 году. По всей вероятности, ее импорблюдать в потоке машин скотировали из какой-то зарубежной поездки собоченные "креветки" на "по обмену опытом" и, прикинув так и сяк, кривых колесах, не радует посчитали (при набиравшей темпы автонас и дым из выхлопной трумобилизации) более чем своевременной. бы какого-нибудь самоходноОсобенно - учитывая повсеместный росго утиля. На дороге должен сийский "авось" и всегдашнюю готовность быть порядок. Но послушайрисковать не только своим "движимым имуществом", но и здоровьем близких, нате, ведь так тоже нельзя... Свежая мысль заменить конец, самой жизнью... На первый взгляд, трудностей ожидалось немного. Собственно, велосипед уже не только изобрели, но и опробоГОСТИНЕЦ ДЛЯ КАЖДОГО вали; оставалось лишь осмысленно Соответствие процедуры инструментального контвнедрить этот чужой опыт. Осмысленроля ГОСТу - тема, которой можно посвятить целую книно - вот ключевое слово. гу. Скажем, тот же вопрос с формулой вычисления неравномерности тормозных сил, который мы затронули в Любой мамаше известно, как неЗР, 1999, № 10. На экране всех стендов зарубежного легко приучить ребенка к сто раз попроизводства высвечиваются две силы (на левом и лезному, но незнакомому ему питанию. правом колесе) и вычисленный по DIN'OBCKOH формуле Младенец плюется, вопит благим матом коэффициент неравномерности (см. фото с экранов двух разных стендов на двух - и не ест. Увы, принимавшие решение ПИКах). От "нашего" он отличается почти вдвое, причем в сочетании с граничными по инструментальному контролю началь9% из ГОСТа делает тест праетически "непроходимым". Дальнейшее зависит от ПИКа ники давно не возились с детьми и потому и оператора. В Москве отдельное устройство пересчитывает коэффициент уже по не сочли необходимым учесть младенчеГОСТу и выводит на печать. По утверждению московских начальников (кстати, наиский уровень правосознания своих подоболее обиженных на ту публикацию, хотя она касалась далеко не только столицы), печных и их подконтрольных. Да и потом вмешаться в процесс вычисления невозможно. Со своей стороны заметим - значит, ну кто же это тянет гайки сразу на максиимеются другие способы "подгонки под ответ", а коэффициент на экране их лишь мальную нагрузку? Вот и пошли они, перемаскирует, что и подтвердил пример нескольких наших читателей. Вне Москвы возкашиваясь и сминая резьбу... В конце конможны варианты: или вам распечатают результат по немецкой формуле, но с "сацов, нельзя и требовать невозможного. модельным" граничным условием 17%, в другом месте - заполнят таблицу вручную, Грех заставлять автомобилистов содерс ручным же пересчетом значений, в третьем - и вовсе, не мудрствуя лукаво, напряжать машины лучше, чем их собрал завомую подставят неверные цифры. Интересно, что в любом случае доказать ничего дской конвейер. Послушайте бывалых иснельзя: в распечатках большинства стендов имеется лишь коэффициент, в то время пытателей, как наши заводы готовили авкак сами силы отсутствуют и, соответственно, узнать, "нашу" или "их" применили томобили "под сертификацию": с раздельной регулировкой СО для снятия "максиформулу, не удастся. Ах, если бы это было единственной проблемалки" и для проверки газоанализатором, мой! Вряд ли хоть один посещавший ПИКи видел с двойным превышением давления в шитам обязательную по стандарту тензометриче- нах для разгона ис полуторным сниженискую накладку на педаль тормоза, да и сам споем для торможения. Говорят, на "крэшсоб проверки (оговорено однократное плавное тест" к "Москвичу" даже двойной пол принажатие на педаль до достижения усилия 50 кгс) варивали... Впрочем, мы отвлеклись. Итак, решение было принято, и взять трактуется более чем вольно. Практически не контролируется износ барабанов стенда, что дело в свои твердые и надежные руки предвносит в процесс измерения увлекательное неложила ГАИ-ГИБДД. Просили при этом непостоянство игорной рулетки... многого - несколько триллионов (в ту пору)20 2/2000 ЗР рублей на строительство станций, организацию обещали обеспечить сами. И получили отказ: триллионов в бюджете не оказалось; вроде бы. как раз тогда бастовали шахтеры... или учителя. Вместо людей в погонах появились вполне штатские претенденты победители скоротечных "тендеров". Они и взялись за нехитрые постройки: ангарчик на одну-две линии, собственно оборудование и весь ворох необходимых бумаг и резолюций - всего на круг $100-150 тысяч за одну станцию. Ясное дело, не могло обойтись без какого-то надзирающего органа, уполномоченного местной властью. В Москве таким стал ГУП МГСТК - государственное унитарное предприятие"Московская городская служба технического контроля". (В скобках: это родной брат ГУПа, контролировавшего парковщиков, ныне почившего и. по слухам, весьма заинтересовавшего прокуратуру.) На самом деле, этот ГУП определял не только техникометодологическую часть, но и влиял на денежные потоки. Да и сама выдача рекомендаций и разрешений в наше полурыночное время представляет огромную силу. Крохотная ссора с властью - кратчайший способ для бизнесмена "вылететь в трубу". Как видите, все кого-то (или что-то) контролируют: ПИКи - автомобили, за ними, в свою очередь, приглядывают упомянутый ГУП, Ростест и Росстандарт, изредкаПОГОСТ ДЛЯ НОРМАТИВОВ Есть шанс, что новая Дума все же обратит внимание на новый ГОСТ, подготовленный НИИАТом (конечно, он не сертифицирует аппаратуру - это была ошибка) и лежащий без движения уже более двух лет. У старины, ныне действующего 25.47891, немало недостатков, но основной - вскоре машинам, не соответствующим европейским требованиям, въезд в страны ЕС будет закрыт. Действующий ГОСТ с этими нормами практически не стыкуется. Из предлагаемых новинок - в том числе и переход на европейскую формулу расчета коэффициента неравномерности тормозных сил. Глядишь - и стенды перенастраивать не придется.вмешивается в процесс ГИБДД, скажем, в конце прошлого года закрывшая 70 станций на "переоборудование под требование ГОСТа". Присмотритесь еще раз к этой схеме; кроме автовладельца, вынужденно отвечающего за состояние своего железного коня, вы не найдете организаций, действительно ответственных "от и до". Одни сертифицируют, другие лицензируют, третьи контролируют; все это оплачивает - из наших кошельков - владелец ПИКа. У семи нянек... Вот представьте на секунду: автомобиль только что выехал за ворота пункта инструментального контроля. И тотчас же попал в аварию по причине несоответствия нормам какого-то из проверявшихся параметров. Да будь у водителя хоть десяток свежевыданных талонов, виновным признают именно его, а вовсе не проявивших халатность операторов. Итак, что же он получает за свои деньги? Это даже не своеобразный вид индульгенции, а скорее, годовой абонемент на беспрепятственное пользование дорогами. Маловато, но что ж делать, если вся структура рассчитана, скорее, на перекачку денег, чем на реальное сотрудничество с автомобилистами. Любопытно, что в последнее время многие владельцы ПИКов хотят от них избавиться. Да и руководство ГИБДД решило постепенно забрать станции под свою юрисдикцию. Сделать это просто: достаточно изменить схему официальных платежей. Сейчас суммы за инструментальный контроль делятся так: скажем, в Москве они сначала поступают на счет "Горзаказа" (тот самый таинственный счет, куда приходят и деньги от парковок), оттуда 5% - в надзирающий ГУП МГСТК (вряд ли их хватает на жизнь), 20% - в департамент столичных финансов, а 75% - инвестору. А по подготовленным ГИБДД документам рентабельность ПИКов должна сократиться до максимум 20%! Таким образом, резкое уменьшение прибыли должно подвигнуть инвестора поскорее продать станцию. Круг замкнулся: организациям - участницам цивилизаторского процесса инструментальной диагностики он тоже не приносит сверхприбылей. Вы хотите спросить - так выгодно ли все это хоть комуто? Нам посоветовали обратить внимание на автомобили сотрудников ПИКов и приписанных к станциям инспекторов ГИБДД. Посмотрели. Впечатляет. D ЗР 2/2000 21В ОБХОД СТОЛБА Способов заработать, как вы понимаете, масса. Ну, допустим, можно продавать непосредственно талончики, а распечатку стенда комбинировать из данных соискателя и результатов когда-то прошедшей стенд исправной машины. Можно и вовсе не возиться с распечаткой: да гори она синим пламенем. Ведь это просто бумажка, ни в какие базы данных эти цифры не попадают, по сетям не распространяются. В архив - и вся недолга. Есть идеи и получше. Договориться, скажем, с близлежащим сервисом и отправлять к ним клиентов с записками. Верите, что бескорыстно? То-то. Один наш читатель с видавшим виды "Вольво" жаловался - на одном из таких сервисов регулируют фары "под конкретный ПИК" - мол, "у них у всех требования разные". После настройки машина нещадно слепила встречных водителей... По этому инциденту составлен иск, и вскоре rope-сервисменами и их компаньонами с ПИКа займется суд, Но это, так сказать, положительный опыт - как дать человеку талончик. Возможно и обратное - максимально затруднить процедуру техосмотра любой наперед заданной машине. Вы же понимаете - статистика "заворотов" должна выглядеть убедительно...