44
45
ИСПЫТАНИЯТестКАК САУКНЕТСЯ,Даже в хорошо протопленной квартире да еще с чашкой горячего кофе в руках одно лишь воспоминание о зимней поездке на универсале "десятого" семейства вызывает желание съежиться и укутаться потеплее.Кирилл ЗАЦЕПИН ВАЗ-2111, за бортом -18СС. три водителя рулят поочередно. И каждому время от времени приходится отправляться в морозильную камеру на заднее сиденье: там такой колотун, что зубы клацают. Впрочем, впереди не легче. Здесь, напротив, настоящая баня - впору раздеваться до трусов. Ведь отопитель включен на полную мощность - надо же хоть как-то облегчить участь страдальца сзади... О резких перепадах температур в салоне, запотевании и обмерзании боковых стекол, заледеневшей левой и поджаренной правой ногах водителя знают и наши читатели. Письма с вопросами по системе отопления "десятого" семейства приходят в редакцию чуть ли не каждый день. Печально, но факт - владельцы новых моделей ВАЗа стали заложниками работающих как попало САУО и САУКУ (заводская аббревиатура от "системы автоматического управления отопителем" или "климатической установкой"). Что же, давайте сообща разберемся с этими САУКами. В МЕЧТАХ... Санитарные правила предъявляют следующие требования к микроклимату легкового автомобиля: оптимальная температура в кабине в зимний период от +20 до +23°С, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с. То идеал. Допустимые значения +19...+25°С и 0,2 м/с соответственно. Причем перепад температур по высоте кабины не должен превышать 3°С. а абсолютные величины оставаться в пределах указанных выше. Все это должно произойти не позднее, чем через 30 минут после начала движения автомобиля с прогретым двигателем. Такой дружелюбный климат, в принципе, должен быть ив салоне вашей "десятки". Верится с трудом? Подождите, сейчас замерим, но прежде потратим еще немного времени и узнаем мнение вазовцев. Может быть, все мы по простоте душевной чего-то не понимаем, вращая ручки отопителей? И точно, вот почти дословный цитатник высказывании начальника КБ исследований микроклимата автомобиля дирекции по техническому развитию АО "АвтоВАЗ". "Многие владельцы машин ВАЗ-2110, купив более совершенный автомобиль, не знают, как правильно пользоваться отопителем. Напомню. что зимой на отопителе автомобилей ВАЗ используют только две регулировки (положение рычага распределения воздушных потоков - прим. ред.). "Все на стекло" - при размораживании стекол после ночной стоянки. "Все в ноги" - при движении автомобиля. Температура воздуха при этом регулируется задатчиком. Дефлекторы вентиляции салона на панели приборов должны быть закрыты. Стекла передних дверей размораживаются теплым воздухом из сопел, расположенных сверху по углам панели приборов. При температурах ниже -15...-20°С боковая граница видимости уменьшается, но должен сохраниться обзор через боковые зеркала заднего вида. Что касается обмерзания стекол задних дверей. то оно нигде в мире не регламентируется ни одним стандартом!". Далеко не со всеми тезисами хочется согласиться, но, как говорится, без комментариев. ...И НА ДЕЛЕ Теперь возьмем за основу рекомендации заводчан, требования санитарных правил и вперед - к замерам по науке. Подопытные кролики редакционные седан ВАЗ21103 с пробегом 42 тыс. км и универсал ВАЗ-2111 с пробегом 2 тыс. км. Температура воздуха на улице от 0 до +1°С - ничего не поделаешь, морозов не дождались из-за затянувшейся оттепели. Чтобы не утонуть в описании условий эксперимента, обратимся к рисункам. О том, какие сопла задействованы, а какие закрыты. можно судить по рисунку на с. 45. Точки салона, в которых замеряли температуру и скорость воздуха, хорошо видны на рисунке вверху. Режимы работы отопителя наглядно изображены в шапках табл. 1 и 2. Что же получилось? Любознательные могут подробно ознакомиться с цифрами. Остальным поясним. Рекомендованный специалистом ВАЗа способ распределения потоков действительно самый эффективный. Настоятельно рекомендуем его как меньшее из зол. Но, к сожалению, он также далек от идеала, как и остальные. В обеих машинах закрытые заслонками сопла на панели приборов вовсю травят воздух. Его скорость на выходе из "заглушённых" дефлекторов от 0,15 до 0.8 м/с! У "сто третьей* устойчивая тенденция сипьнее греть ноги переднему пассажиру, а универсал распределяет потоки на нижние конечности водителя и пассажира равномерно. Ветровое стекло сильнее обдувает ВАЗ-21103. Сзади обстановка следующая: у ВАЗ-21103 баланс не нарушен, у ВАЗ-2111 - "правый" уклон. А теперь пройдемся по режимам. "Все на стекло" универсал выполняет безТаслица I85Я__с*0.017Я.05ВАЗ-21103 rev мс . 24 04 2502 23 0.15 220.16 2201 22 02 220.08 21 501 2402 24 02 234)1 22 5 015 230 1 24 015 22015 215 0 12 ВАЗ-2111 fCVuc 215СЗ 210 05 17.01 17 0 05 190 05 185С1 1750.05 20 0.05 20 05 20.5 015 1901 18501 18 50 05 17/0.1 18.50 08 19.50 05I'CVIK 24 0 18 2 25018 3 2201 4 21012 5 22015 220.18 7 210.05 7а 21 0 05 3 24 015 9 24 0.2 22015 215В 15 11 12 2301 22015 13 14 2201 21 0.08 14а№ГвАЗ-гпоз'ВАЗ-2111 1CVMC 23 015 220.1 160 20 015 20.0.05 17 005 19 0.05 220.3 22 0.15 19 005 185О.05 200.05 20 0.1 180,05 20 0 05вшВАЗ-21103 ГО» мс 31 05 310.6 28 015 27 0 15 30.0 2 290 3 27 0.15 25 5 018 33 04 32 05 2902 2&02 310,4 30 05 28 02 260 15 ВАЗ-2111 t'C'VMt 360 6 32.0 2 25015 2201 320 3 28 02 24 02 260 15 36:0 6 3404 2&0.25 26.0 2 3302 29 03 250 15 26015еto44г/20оо зр ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯзапинки. В ноги поступает очень мало стью к обмерзанию. Судите сами - у потолсалом. А в целом - все болячки при ней. Тут тепла, разница температур между верхка 26 градусов теппа. а в районе задних стежарко, там холодно, боковые стекла запоней и нижней точками салона доходит до кол 20° и попный застой воздуха независитевают и обмерзают, сквозит через щели, у 14°С. Но в ходе размораживания так и мо от скорости вентилятора. потолка теплее, чем у пола, и т. д. должно быть. А вот "сто третья" с покоКстати, вы обратили внимание на конробленными и разболтанными заслонкатрольные точки 7а и 14а? Они отличаются НО С ТОЙ ДОХОЙ ДАЛ МАХУ Я... ми неожиданно укладывается в норматив от 7и 14 тем, что замеры проведены без Многие владельцы "десяток" костерят по перепаду температур, прогревая салон резиновых ковриков, защищающих ворсиВАЗ и за другое - ненадежность наисовреравномернее. Что еще лучше - и стекло стую обивку пола от влаги. Заботливый хоменнейшей системы отопления. Думаю, заразморозим и "на халяву" ноги теплом позяин, уложивший коврик с резиновым бур- водчанам не стоит обижаться - как САУКтешим. По части скорости воздушнется, так и откликнется. Одни пеных потоков показания следуюОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ВОЗДУХА ЗИМОЙ ределывают электронные блоки, щие: на повышенных оборотах чтобы управлять вентилятором вентилятора оба автомобиля устраотопителя в ручном режиме - их ивают сквозняк в ряде точек, в 2-3 раздражает повышенная скораза превышающий допустимый. рость вентилятора при проВ режиме "Все в ноги", который включают при движении автомобиля, и положении задатчика температур 22°С в передней части салонов обстановка более или менее приемлемая. Лишь правые и левые нижние конечности обогреваются неравномерно в зависимости от особенностей конкретной машины. При самом жарком положении задатчика автомобили с лихвой перекрывают нормы. Впереди - "Африка", но это единственный способ подать тепло к ногам задних пассажиров. Вот где у "десяток" самый существенный изъян. Здесь температура ниже, чем в других местах, скорость воздуха в 2-4 раза (!) меньше, чем спереди, и стремится к нулю. Причем полученные нами цифры лишь отражают тенденцию. На ходу в морозную погоду недостаток усугубляется. Причем ВАЗ-2111 холоднее седана. К тому же у него и задние боковые стекла с потрясающей склонногреве мотора. Другие в кустарных условиях изготовляют металлические заслонки вместо покоробившихся пластмассовых. Кому охота жарким летом получать в ноги заряд тепла от плохо перекрытого воздуховода. Еще один способ - врезать краник в тройчатый или возвратный шланг отопителя. Справедливости ради отметим завод начал комплектовать машины надежными алюминиевыми заслонками. А что делать со всем остальным? Одна из самых ненадежных деталей - клапан системы рециркуляции. Еще один подарочек - резистор, заведующий скоростями вентилятора. Его, а заодно и сгнивший разъем проводки приходится менять едва ли не каждый год. Чтобы добраться до этой копеечной детали, надо разобрать полмашины. Приводим список публикаций в помощь тем. кто еще не освоил отопитель. О конструктивных особенностях САУО "десятого" семейства можно узнать в ЗР, 1997, № 10. Ремонт системы рециркуляции и методика замены пневмоклапана подробно описаны в № 8 за 1998 год. О том, как поменять микромоторедуктор привода заслонок и добраться до резистора, вы можете прочитать в № 12. 1999. Рекомендуем посмотреть и серию материалов о нашей "сто третьей" (1999, № 3,4,6,11). Нынешний разговор тоже не последний, гарантируем. Пока выпускаются САУОки, мы без работы не останемся. А как хотелось бы, хоть когданибудь написать: "ВАЗ модернизировал отопитель, никаких проблем больше нет". Пока же "...доха не греет... абсолютно!".тиком под ноги задним пассажирам, напрочь затыкает чахоточные сопла подачи теплого воздуха, расположенные под передними сиденьями. Совет на крайний случай. Если пассажиры мерзнут, снимите ковры - сзади станет чуть теппее. Но вот досада - фокус удался только в универсале. В 'сто третьей" прибавку уловить почти невозможно. П Таблица 2 Причем общая оценка микро* J\ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ТЕМПЕРАТУРЫ И СКОРОСТИ ВОЗДУХА Режим "Все в ноги"' климата машин родила еще один парадокс. Плотно сбитый свеженький ВАЗ-2111 по• 11 « v у ка еще хорошо разделяет пос » токи воздуха. Но он куда "хоВАЗ-2111 ВАЗ-21103 ВАЗ-2111 ВАЗ-21103 № ВАЗ-21103 ВАЗ-2111 t'CVMC revue I'CVMC FCVH.C rev м/с лоднее" разболтанной "сто rev ut 3403 24-0.18 19.5-0.15 2902 1 23/0.65 23,5/0.15 третьей". Последняя хоть и 2902 58015 23.-0.2 20.56.12 2 23,0,1 23.5*0.15 285035 20.50.5 320.3 3 21,5-0.15 21 50.2 240 3 дует в ноги задним пассажи2803 25.56.4 2063 5903 4 23,0.25 21/6.2 рам слабее, но каким-то со2902 215/0.1 215» 23015 19 0 05 59 01 5 28 015 57-0.05 6 20.5/0.15 505*0.068 25/6.12 18,50.15 вершенно магическим обра26 012 15*0.15 25.6.15 ? 20/068 18*6.05 21.50.С8 зом прогревает салон равно26 02 22,0.12 17.5-0.2 24.50.25 7а 21.5/0.1 1950 1 310.3 30.615 230.1 215О05 24.02 18.50.05 6 мернее и теплее. Главное, 360.55 24018 '950.1 29 С'5 9 23,5/0.15 21 501 это подтверждает опыт экс3150.4 276.35 50'015 33.0.25 10 55.50.25 510.15 35025 5908 26-4.0 3908 11 30 025 21,5-0.35 плуатации. Подчеркнем 29504 5901 2' 0 1 21 605 236.1 190 12 преимущество справедпиво 5803 1850.1 280.2 13 22615 20.5-0.68 23 025 270.18 17,0.2 22 5 015 U 20/6.15 17 50.15 220.15 лишь в сравнении с универvФ-0 шШЖ14а 21.50.15210322*615250.327.0.227,0.4•ЗР 2/2000 45