130
131
132
КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛТест-ремонтДЕВЯТЬ РАУНдОВВ БОКСАХКакой из отечественных автомобилей проще в обслуживании? Время покажет...Сергей КАНУННИКОВ. Максим САЧКОВ. Антон ЧУЙКИН Однажды субботним утром во втопод мотором. Больше других мучается ром уровне многоэтажного теплого гахозяин "Волги": демонтировать фильтр ража встретились четверо. Пока они на "406-м" моторе можно только снизу. здороваются, отпирают боксы, хозяйски Пока в канистры и тазики падают обходят свои машины, позвольте вам их последние капли "отработки", обратим представить. Начинающий адвокат - взор к нашей четверке: аккуратнее всех владелец "шестерки". Командир воздушвыполнить операцию удалось пилоту, ного корабля в свободное время пилотибольше других извозюкался милициорует "Святогор", конечно, с двигателем нер, "десятка" загадила пол. Тем не меавиапромовского предприятия - УЗАМ- нее, никто не отстал: автолюбители поч3317. Инженер-системщик купил проти одновременно заливают свежее масдвинутую (в электронику) впрысковую ло, и мы отмечаем итог первого получа"десятку" - модель 21102. Наконец, каса: ничья (продвижение участников см. питан милиции, начальник "убойного" на графике). отдела, дорос с папиной "Волги" ("двадВторой раунд: замена воздушного цать первой") до собственной ГАЗ-3110 и топливного фильтров. С первым (с впрысковым мотором ЗМЗ-406). справились синхронно. Со вторым быЧто же собрало столь разных люстрее разобрались хозяева карбюрадей, обладателей таких непохожих автоторных машин: всего делов-то, осламобилей? Обычные субботние заботы. бить и затянуть два хомутика на топлиимя которым - Техническое Обслуживавопроводе. Их соперникам понадобиние. Машины наших героев - ровесницы лось стравить давление в топливной по возрасту и пробегу, на спидометрах - магистрали, да еще повозиться с крепоколо 60 тысяч километров. Поболтав лением корпусов фильтров к кузовам. пару минут в коридоре, "слесари выходИнженеру пришлось-таки воспользоного дня" поспорили: кто быстрей справаться домкратом, нырнуть под брюхо вится с задачей (работы всем предстоясвоей "десятки" (фильтр расположен у ли примерно одинаковые) и первым набака) и с ключами в руках ввязаться в кроет для друзей стол - по поводу усборьбу с "закисшими" гайками топливпешного завершения ТО и приближаюной магистрали. щегося 23 февраля. Все разошлись по Третий раунд: замена свечей. Сыбоксам... Старт! щик потерял драгоценные минутки, выПервый раунд: замена масла в игранные у хозяина "сто второй": орудодвигателе. Летчик уже отворачивает вать длинным ключом в глубоких колодсливную пробку, склонившись над цах, лежа животом на крыле, не очень уфимским мотором своего "Святогора". удобно. На обоих ВАЗах свечная операТрое его соперников вынуждены лоция не доставляет хлопот. Пилот "Свяжиться под автомобили... впрочем, влатогора" немного отстал от поклонников делец "десятки", даром что инженер, товазовских машин: на УЗАМах свечи же решил попробовать одолеть пробку скрываются в углублениях. сверху. С несколько большим трудом Четвертый раунд: регулировка ему это удается, и тугая струя масла клапанов, сопутствующее обслуживаударяет... в аэродинамический щиток ние привода ГРМ, а заодно ревизия за1 30 2/2О0О ЗРжигания. Самая долгая операция для всех... кроме владельца "Волги", двигатель которой регулирует себя сам. В боксе капитана праздник, а троица вкалывает в поте лица. На первом этапе - регулировке привода распредвала - немного отстает попавший в "десятку": его задерживает хитро приделанная пластиковая крышка зубчатого ремня, да и подтягивать его дольше, чем цепь. Преимущество соперников стремительно тает при демонтаже клапанной крышки, прикрученной на "Жигулях" и "Святогоре" восемью и семью гайками, на "десятке" - всего двумя. С клапанами быстрее всех справляется пилот - у вскрытого УЗАМа механизм как на ладони, не надо считать зубья на шестерне, достаточно подогнать нужный кулачок распредвала и регулируй на здоровье. На четверть часа отстает юрист, работавший "вслепую"; почти столько же времени эта процедура занимает у поклонника электроники. Зато не нужно регулировать зажигание и можно присоединиться к потомственному "волгарю". На "Святогоре" проблемы доставил трамблер - запас времени, заработанный на клапанах, сокращается. На СТО, чтобы получить доступ к контактам прерывателя, предпочитают снимать облицовку передка, но наш летчик исхитрился добраться к ним из-под капота. Тем не менее, хозяин "Жигулей" справляется с этой работой быстрее. Обед! Пятый раунд: работы снизу. Сыто отдуваясь, соперники снимают передние колеса... Предстоит поменять тормозные колодки, проверить заодно шарниры и рычаги подвески (ха-ха, сейчас кое-кто займется шприцеванием), подтянуть подшипники ступиц на заднеприводных машинах. Первыми расквитались с колодками счастливые обладатели ВАЗ-21102 и "Святогора". Небольшое отставание "Волги" можно объяснить "лишним" пятым болтом колеса. А вот товарищ с /5,85чРАБОЧИЙ ГРАФИК УЧАСТНИКОВ "ТЕСТ-РЕМОНТА"Операции (раунды): Ф - замена моторного масла и фильтра; 3 - замена воздушного и топливного фильтров; - замена свечей; i - регулировка клапанов и зажигания; 5 - замена передних тормозных колодок, диагностика подвески, регулировка подшипниковступиц; I - замена наконечника рулевой тяги; ? - регулировка рулевого механизма; ® - регулировка стояночного тормоза; ® - регулировка фар.4,95ч 0,2чШ КЛУБАВТОЛЮБTea-ремонтДевятый раунд: регулировка фар. "шахой" что-то задерживается. Ну да, кат последний раз качает рулем, перевыбить пальцы колодок с первого раза секая финишную черту. А что же влаУчастники поочередно выезжают к разне удалось... дельцы переднеприводных машин? рисованной линиями стенке. Адвокату Подергав и покачав рычаги, стабиОни, уповая на надежность и стабильприходится нелегко - ему нужно крутить лизаторы, тяги и убедившись, что криность работы реечных механизмов, вопо два изрядно проржавевших винтика минальных люфтов пока нет ис перевсе пренебрегли этой операцией, тем на четырех фарах! У остальных - никаборкой подвески можно подождать до более что ВАЗ, например, не рекоменких проблем: повернуть по два пластлета, трое соперников переходят к друдует выполнять ее самостоятельно. массовых барашка с изнанки каждой гому колесу. А капитан вооружается Вроде не стучит - и ладно. Начальник фары, и все. шприцем и залегает под машину. "убойного" отдела выбирал люфт в Финиш! Чтобы определить хозяиЗакончив с диагностикой подвески, "червяке" своей "Волги" дольше всех - на намеченного застолья, посмотрим командир самолета и начальник компьуж больно неудобен доступ к механизна график. Им стал раньше всех освоютеров готовы к следующему этапу сому. То ли из-под крыла к нему тянуться, бодившийся инженер - он-то и накрывает стол на капоте "сто второй". Тольревнований, а представители юриспруто ли сверху... денции и органов правопорядка только Восьмой раунд: регулировка стояко он успел постелить газетку, как в переходят к заключительной операции ночного тормоза. Чувствуя близкое его боксе приземляется летчик, занявпятого раунда - регулировке подшипниокончание рабочего дня, участники соший почетное второе место. Приблизиков передних ступиц. Установив новые ревнований споро вертят ручки домкрательно через полчаса, как по вызову, гайки, они добиваются легкого вращетов и ныряют под машины. Хозяева прибывает бравый капитан. И только ния колес - и тратят на 20 минут больше ВАЗов мухлюют: вывешивают лишь по спустя 40 минут изрядно проголодавсвоих товарищей. Из-за шприцевания одному колесу, чтобы поймать момент шийся юрист на всех парах подлетает к общий разрыв между "Волгой" и остальокончания регулировки, когда колодки шумному (уже!) боксу. Участники ными несколько сокращается. почти касаются барабана. Успешно празднуют окончание ремонта, а мы справившись с "подкисшей" резьбой комментируем итоги. Шестой раунд, по сути, представляет собой часть пятого, но в силу сущест(проникающая жидкость и два ключа Между лидером и аутсайдером вующих особенностей машин мы рассмо"на 13" делают чудеса), юрист добивачас с четвертью. Неплохая иллюстратрим предстоящую работу отдельно. ется надежного торможения при полоция уровня конструкции "времен очаковИтак, орудуя монтировкой, все четверо женных трех щелчках рычага. Инженер ских" и относительно современной. Втосоперников обнаружили заметный люфт добыл длинную головку - опыт, сын рое-третье места делят "Москвич", неошибок трудных! - и легко достал до недавний "чемпион по ремонтопригоднов правом рулевом наконечнике. Тяжело вздыхая, владелец "шесудобной контргайки. И все-таки из-за сти", и "Волга", демонстрирующая единтерки" расшплинтовал и отвернул гайтесноты орудовать ключом ему прихоство и борьбу противоположностей: ку. Отжал тягу монтировкой (силушкой дится дольше. Одновременно с ним зазамшелое шасси и новый мотор. природа не обделила), нанес несколько вершает работу хитрый пилот "СвятогоЕсли вы хотите выбрать "машину крепких ударов молотком (рецепт "За ра". Он пренебрег заводской инструкцидля ленивых", придется учесть и возрулем"!) - и тяга освободилась. Вывоей и по примеру многих владельцев "моможные поломки, и ходимость узлов, и рачивая наконечник из регулировочной сквичей" регулировал только колесные частоту ТО. В этих категориях места момуфты, служитель Фемиды посчигут распределиться иначе. тал число оборотов, чтобы не СРЕДНИЕ НОРМЫ ВРЕМЕН"* НА РАБОТЫ НА МОСКОВСКИХ СТО, Н0РМ0-ЧАСЫ Участники наших импровизироВАЗ- ВАЗ- "Святогор" ГАЗ-3110 слишком нарушить угол схождеванных соревнований выполнили Вид работ 2106 21102 (двигатель (двигатель ния колес и оттянуть посещение популярные и несложные операУЗАМ-3317) 3M3-W6) сервиса. ции. Полный перечень из сервисной Замена масла в двигателе 0,5 ОДОД 0$ Замена топливного фильтра 0.1 0,35 0,25 0,1 книжки, включая все трудоемкие и На "сто второй" операции очень Регулировка клапанов, цепи специфические работы, возможно, похожи, и времени электронщик за(ремня), зажигания 1.3 1,0 1,6 несколько изменил бы общую картратил примерно столько же. Замена передних колодок 0,8 0,6 0,5 0,5 0,45 0,45 0,45 0,45 тину. Тем не менее, и наша зариЛетчик, не слишком доверяюЗамена рулевого наконечника 0,3 0,35 совка отражает реальную трудоемщий рыночным запчастям, решил Регугировка рулевого механизма 0.3 0,35 Регулировка стояночного тормоза 0,25 0,25 0,4 од кость обслуживания выбранных моне менять, а перебрать наконечник Регулировка фар ОД 0,2 02 02 делей. Кстати, это подтверждают и - на "Святогоре" такое возможно. Времени пилот не сэкономил, зато примеханизмы, не трогая сам трос. То есть средние нормы времени, которыми рукообрел уверенность в качестве сборки и удалил заглушку с тормозного щита, отводствуются профессиональные реверткой подкрутил зубчатую гайку, помонтники (см. таблицу). смазки шарнира... Конструкция "Волги" позволила бука колесо не стало тормозить, немного Эта статья потребовала примерно дущему майору повременить с ремонослабил... и повторил операции на дру28 нормо-часов, поделенных на троих. том. Вынул шплинт снизу, вооружился гом колесе. Почти всегда этого достаВо время ее написания мы трижды обемощной отверткой и подтянул резьботочно, чтобы ручник отлично держал. дали, восемь раз пили кофе, совершили Отставание старушки "Волги" все три выезда на СТО, обзвонили пятерых вую заглушку, выбрав люфт. Конечно, такая операция - временная мера, но заметней. Капитану пришлось развоспециалистов и извели листов тридцать сию минуту рулевую трапецию можно не дить колодки эксцентриками (обычное бумаги. Дольше всего мучились с финадело для такого пробега), а потом уже лом... В общем, теперь наша очередь перебирать. Седьмой раунд: регулировка рурегулировать длину тяги стояночного расстилать на столе газетку! левого механизма. 20 минут - и адвотормоза. 132 2/2000 ЗР