136
137
1ный дефектАДНИЙ ОБЗОРТаинственные взрывы задних стекол на вазовских "десятках" из первых партий вызвали сомнения в качестве этих изделий. Корреспондент ЗР посетил "Саратовстекло", чтобы на месте разобраться в причинах случившегося.Александр БУДКИНГоворят, так безукоризненно в России не скругляет кромку ни один завод.Нелегкая жизнь "десятых" стекол, как, впрочем, и всех остальных, которые выходят с завода, начинается здесь - в огромной ванне с 60 тоннами расплавленного олова. Вязкая стекольная масса медленно протягивается сквозь направляющие валки и превращается в бесконечно длинный лист стекла шириной около 5 метров. Следующие 15-20 минут огромная стекольная лента будет медленно двигаться в печи отжига, остывая до комнатной температуры со строго заданной скоростью.Методом горизонтальной вытяжки в России стекла делают лишь три завода, один из них - "Саратовстекло". Этот наиболее прогрессивный способ обеспечивает самое высокое качество листа, пригодного для последующей промышленЗагрузка и разгрузка конвейера идут без участия человека. ной переработки, в частности получения автомобильных стекол. О них и поговорим. Как известно, для автомобилей применяют стекла двух видов. Ветровое - трехслойное с поливинилбутиральной пленкой внутри - так называемый "триплекс". Все остальные, как правило, однослойные закаленные - "сталинит". Кстати, называть все многослойные стекла "триплекс" -некорректно, поскольку это зарегистрированная торговая марка фирмы "Пилкинтон". Знаете, вроде "Шампанского" или "Ксерокса". Технологическая последовательность изготовления обоих видов стеколдоопределенного момента совпадает. Листовое стекло, используемое в качестве исходного материала, размечают алмазным резцом и любо пьггным образом освобождают от обрезков: края нагревают газовыми горелками, а возникшие напряжения от быстрого и неравномерного нагрева приводят к желанному "отшелушиванию". Затем обрабатывают кромку. Заводские специалисты утверждают, что так безукоризненно Люди в хирургических костюмах. Это в России не скругляет кромку ни не операционная, а стекольный завод. один завод. Это и есть один из фирменных знаков предприятия. Потом самая ответственная проПосле механической обрацедура - моллирование. Нагреботки стекла тщательно моют в тое до строго определенной тем-специальной деминерализованной (очищенной от минеральных примесей) воде, маркируют и при необходимости наносят шелкографический рисунок - темный непрозрачный кант по краю стекол, подлежащих вклейке.1362/2О0О ЗР пературы, стекло, пока еще прямое, кладут на металлический шаблон. В течение следующих секунд податливое стекло прогибается под собственным весом и приобретает требуемую форму. Дальше пути-дорожки закаленных и многослойных стекол расходятся. Первые быстро охлаждают, закаливая таким образом, вторые - отправляют "спариваться". Эта процедура проходит в несколько этапов под воздействием разных температур и давлений, вплоть до вакуума. На бумаге все вроде бы выглядит просто. В жизни возникает множество проблем. Из умения их решать собственно и складывается качество готового продукта. Удается ли саратовцам сделать его лакомым кусочком? Если верить дипломам и серти-фикатам - да, чуть не лучше всех в стране. А если отвлечься от документальных подтверждений состоятельности? Листовое стекло на заводе делают более 40 лет, хрусталь - почти 20 лет, а вот автомобильные стекла - всего около четырех! Молодо - зелено?.. Меньше четырех лет назад завод закупил в Италии комплекс современного оборудования, которое к настоящему времени, выражаясь автомобильным языком, только прошло обкатку. Уровень автоматизации таков, что даже загрузку и разгрузку конвейера выполняют роботы. Этому ли оборудованию нормально не работать - на радость автомобилистам, на гордость заводчанам. Неудивительно, что понятие "сорт" на заводе вообще исключено, по Булгакову: "...Рыба бывает только первой свежести...".Справедливости ради заметим, что на Волжском автозаводе единственным поставщиком не сидели сложа руки: подправизадних стекол для ВАЗ-2110 был ли размеры заднего проема, ужеконтроль процесса именно Саратовский завод. Его сточили и обвиняли. Шло время, объемы вклейки. На А теперь - о злоключенипроизводства ях задних стекол на вазовских "десятках". Первенцам нового семейства было свойственно немало детских болезней. Одна из них - упомянутые неожиданные "взрывы" задних стекол. Понять, в общем-то, можно: как-никак, первый отечественный автомобиль, у которого вклеенные стекла служат частью силовой схемы кузова и несут значительные нагрузки. ВначалеВ поляризованном свете видны внутренние напряжения в закаленном стекле. Этот образец почти идеален.Даже пайку клеммы токообогрева выполняет робот. Нити токообогрева - специальная паста, содержащая в своем составе серебро.обойтись. Подключился Борский стекольный завод, впоследствии ставший основным. Правда, его стекла были тогда несколько толще, чем предписывали вазовские ТУ, - 4 мм вместо положенных 3,2. Такое стекло сделать технологически проще, в первую очередь - проще закалить. Но главное - толстые стекла перестали "взрываться". После такого поворота событий в Саратовский завод недоброжелатели тыкали пальцем, уже не стесняясь: вот, мол, кто был во всем виноват. А ларчик просто открывался: нагрузки, передаваемые кузовом, для стандартного (тонкого) стекла оказались великоваты.Припаянная клемма токообогрева должна выдерживать на отрыв 8 кг. Вначале прятали пайку под шелкограмму (справа) не получалось хорошей адгезии; шину токообогрева выносили (в середине) - неэстетично. Выход нашли: в месте пайки делают небольшое окошко в шелкограмме (слева).ЗНаша справка АКАЛЕННОЕ СТЕКЛО ОБЛАДАЕТ внушительной прочностью на изгиб и кручение, выдерживая напряжения до 200 МПа, что сопоставимо с возможностями материала кузова. Прочность и напряженность стекла проверяют выборочно - на образцах из каждой партии. Соблюдение самой процедуры проверки периодически контролирует орган, ответственный за европейскую омологацию. Наиболее вероятных причин, способных вызвать "взрыв" стекла, три. Первая - неравномерность или недостаточная ширина клеевого шва (нанесение клея "точками" или другие способы его экономии). Вторая - несоблюдение условий высыхания (до полного застывания клея под стекло должны устанавливаться упоры, препятствующие его сползанию на металл). Наконец, третья возможная причина - чрезмерная податливость кузова (недостаточная жесткость)."десяток" росли, а производственные мощности небольшого Саратовского завода оставались скромными - в несколько раз меньше, чем общая программа выпуска ВАЗа Очевидно, что без второго поставщика было неБорском заводе тем временем освоили новое оборудование и стали делать стекла в соответствии с ТУ - "тонкие". Потом на "десятках" вновь появились саратовские стекла доказательством тому редакционная "сто третья", на которой все без исключения стекла родом из Саратова - и ничего, держатся. Заметим, стекла такие же, как ставили раньше. Так может, не стоило на стекло (чуть не сказал "зеркало") пенять?ЗР 2/2000137