18
19
ЗаконодательствоНОВЫЕ ЗАПЛАТЫВозможно, в ближайшее время будут приняты очередные изменения и дополнения в КоАП. В проекте - резкое увеличение штрафов за грубые нарушения, балльная система учета, лишение "прав" через суд, норма алкоголя в крови - до 0,2 промилле.Елена ВАРШАВСКАЯ . Д МИТРИЙЖЕРНОВО проекте нового Кодекса об административных правонарушениях уже который год ходят слухи. Те, кто "читал", стращают репрессиями, те, кто "писал", твердят о торжестве здравого смысла. Между тем мы продолжаем жить по старому КоАПу РСФСР, принятому еще в 1985 году. В него вносили поправки (последние, вы помните, отмена баллов, эвакуаторов), но все равно в целом он устарел. Давно подготовлен новый, разработанный группой специалистов Минюста, Прокуратуры, МВД, Совета федерации, учеными-юристами. Над проектом поработали также субъекты федерации и депутаты Госдумы прошлого созыва, внеся более тысячи предложений - в результате получился документ в три тысячи страниц текста! Возможно, именно из-за этой сложности и неоднозначности принятие его и отложили на неопределенный срок. Чтобы поскорее приблизить законодательство к современной жизни (в старом КоАПе всего 15 статей посвящено безопасности движения), в конце прошлого августа в Думу внесли проект очередных изменений и дополнений к действующему кодексу. Их могут принять в ближайшее время, поскольку они уже прошли первое чтение. Называться это будет так: федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Кстати, скорее всего эти изменения войдут ив новый КоАП, так что воспринимать их надо всерьез, а не как что-то временное. "ЗЛОСТНЫМ" ПРИДЕТСЯ НЕСЛАДКО Особенно строг новый закон к тем, кто грубо нарушает Правила. Штрафы намного увеличены за пять нарушений. Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения,а равно передача управления нетрезвому водителю. Штраф от 15 до 25 МРОТ и лишение права управления на один год. Однако "права" могут и не отобрать, ограничившись штрафом (сейчас статья 117 предусматривает 18 2/2000 ЗР штраф от 8 до 12 МРОТ или лишение права управления на год). Превышение скорости движения более чем на 40 км/ч - штраф от 2 до 3 МРОТ или лишение права управления на срок от 2 до 4 месяцев (часть 6 статьи 115 нынешнего Кодекса ограничивается штрафом в3 МРОТ). Управление ТС с неисправностями тормозной, рулевой системы и сцепного устройства. Штраф от 3 до 5 МРОТ или лишение управления на срок от 2 до 4 месяцев (в действующем КоАПе - часть 4 статьи 114 предусматривает штраф от 1 до 3 МРОТ). Непредоставление преимущества автомобилям с включенными спецсигналами ("скорая помощь" и милиция). Штраф от 2 до 4 МРОТ или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев (пока - часть 6 статьи 115 карает штрафом в3 МРОТ). Установка на ТС без соответствующего разрешения специальных звуковых и световых сигналов. Штраф для граждан - от 1 до 3 МРОТ, для должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ с конфискацией спецсигналов (сейчас для граждан от 2 до 3 МРОТ, для должностных лиц - от 5 до 7 МРОТ). Остальные наказания - без изменений. Но зато список наказуемых нарушений увеличивается. Раньше они в части 8 статьи 115 назывались "Иные", и каждый наполнял это понятие своим смыслом. Теперь - никакой неопределенности. За разворот или движение задним ходом на автомагистрали - плати от 3 до 5 МРОТ или расставайся с "правами" на 2 или 4 месяца. За движение по автомагистрали со скоростью меньше 40 км/ч (по техническим возможностям), остановку вне специальных стоянок и движение грузовиков левее второй полосы - предупреждение или штраф 1 МРОТ. Выезд на полосу встречного движения, когда он запрещен Правилами, карается штрафом от 3 до 5 МРОТ или лишением права управления на срок от 2 до 4 месяцев. Нарушение ПДД в жилых зонах предупреждение или штраф в размере 0,5 МРОТ. Непредоставление преимущества (тем, кто едет по главной дороге, и пешеходам), а также создание помех для движения пешеходов. Предупреждение или штраф 1 МРОТ. Невыполнение водителями своих обязанностей на месте ДТП (пункт 2.5 ПДД). Штраф от 1 до 2 МРОТ. Параллельно с ужесточением ответственности за нарушения, которые кодекс считает грубыми, планируется шире использовать "предупреждение" для мелких нарушителей (17 статей вместо нынешних 7). И еще: не менее крупные штрафы будут грозить нарушителям-пешеходам. БАЛЛЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? Да, суммы штрафов пугают. Выехал на встречную через сплошную линию - готовь, на всякий случай, по максимуму: 417 рублей! Но больше всего вопросов вызывает даже не величина "расплаты", а та самая "вилка", которая даже увеличилась (за тот же выезд на встречную минимальное наказание - 250 рублей, существенная разница!). Кто и как, на каких основаниях будет принимать решение? Если опять так, как сейчас - то это новая благодатная почва для взяток! Причем размер их будет прямо пропорционален возрастанию сумме штрафа. На эти сомнения в "Изменениях и дополнениях" есть ответ: надо наказывать водителей, исходя из конкретных обстоятельств произошедшего и личности нарушителя. Кто бы стал спорить! Конечно, злостные и отвечать должны по полной программе, с этим согласится любой, кто сталкивался с убежденными дорожными хамами. Но как таких "вычислить"? То есть "как" - известно. Заносить в компьютерную базу данных нарушителей и обращаться к ней при вынесении "приговора". Только не компьютеризована наша ГИБДД, и будет ли когда-нибудь - неизвестно. Значит, опять баллы? Так и есть! Новый документ предусматривает восстановление балльной системы учета нарушений. Снова наши водители будут возить в кармане "компромат" на себя, а что это такое, мы все хорошо помним. НА СТАРОМ КОДЕКСЕОднако разработчики документа придерживаются иных взглядов. Более того, они внесли в свой проект новое понятие ответственность за систематические нарушения. Четыре и более нарушений - штраф от 15 до 20 МРОТ плюс возможность лишиться права управления на срок от года до полутора лет. Совершение двух и более грубых нарушений (управление ТС в состоянии опьянения, невыполнение законного требования работника милиции об остановке ТС, оставление места ДТП) наказывается штрафом от 20 до 25 МРОТ и лишением права управления на срок от полутора до двух лет. В теории-то все обоснованно: водитель, систематически грубо нарушающий Правила, имеет "высокую степень социальной опасности", и с ним надо обращаться очень жестко. Как-никак речь идет о жизни людей, которая из-за его поведения подвергается опасности. На практике - десятки писем в редакцию о том, как тот или иной сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в несуществующем нарушении, вымогая взятку. Если недобросовестные инспекторы получат в свои руки такой мощный инструмент, как балльная система и фантастически огромные суммы штрафов, их аппетиты возрастут, а произвол на дорогах станет беспредельным. Хотя есть в проекте и несомненные плюсы. Во-первых, решения о лишении права управления должен принимать суд, а не ГИБДД. Во-вторых, если в результате ДТП причинен материальный ущерб, исключается административная ответственность. Раз возмещение вреда предусмотрено Гражданским кодексом, то штраф или лишение права управления за нарушение - вторичное наказание, то есть излишнее. И в-третьих, инспектора лишают возможности изымать водительское удостоверение за мелкие провинности ("стоимостью" 1 МРОТ - 23 вида нарушений, за которые раньше была предусмотрена "вилка" с верхним пределом в1 МРОТ). Сотрудник ГИБДД должен будет ограничиться составлением протокола, а водитель уже потом поедет в группу разбора, заберет там постановление и оплатит штраф через Сбербанк (либо сумеет доказать свою невиновность).ПОЛКРУЖКИ ПИВА НЕ ВОЗБРАНЯЕТСЯ Сенсационное нововведение: новым КоАПом определен максимум алкоголя, разрешенный водителю! Однако любителям выпить воодушевляться не стоит. Дело в том, что раньше алкоголь был запрещен в принципе, а четкого медицинского обоснования "трезв" и "пьян" не существует. В проекте "Изменений и дополнений" впервые установлен жесткий критерий: "под состоянием опьянения следует понимать наличие алкоголя в концентрации 0,2 промилле в крови (слюне) человека или свыше 100 миллиграммов на 1 м3 выдыхаемого воздуха". Сколько это? Конечно. все зависит от массы тела, но приблизительно полкружки пива выпить можно. Легкий хмель "в законе" - чем не революция? Зато та часть проекта, которая касается задержания и запрещения эксплуатации ТС. - хорошо забытое старое. Нововведение только одно: к перечисленным в статье 245 КоАП РСФСР поводам для таких мер добавлено "нарушение правил остановки или стоянки, повлекшее помехи для движения транспортных средств". При этом оговаривается, что автомобиль помещается на штрафплощадку только в том случае, когда причину задержания невозможно устранить на месте (например, водитель бросил машину посреди трамвайных путей и исчез). Запрещение эксплуатации касается автомобилей, не прошедших техосмотр или имеющих неисправности рулевой, тормозной систем и тяговосцепного устройства. Какэти неисправности определить - документ пока умалчивает (это, а равно и сам порядок "задержания" и "запрещения", должно регламентировать правительственное постановление, которое выйдет позже). Но можно предположить, как широко станут практиковаться отдельными постовыми формально недопустимые (Приказ № 329 еще никто не отменял) "техосмотры" посреди дороги. Ведь "запрещение" по новому закону будет происходить до боли знакомым методом - снятие номерных знаков! А любой водитель все отдаст за то, чтобы сохранить госномера (особенно транзитники), значит, нельзя исключить еще один способ вымогательства для взяточников в милицейских погонах... Да, мы все за то, чтобы нарушений было меньше. И, вероятно, для этого следует ужесточить наказание недисциплинированных водителей. Это - в интересах всех, кто ездит по нашим дорогам, на которых творится беспредел, растет количество аварий, увеличивается число жертв. Но очень важно, чтобы меры, призванные навести порядок, не привели к еще большему беззаконию. Уверенности, что нововведения в Кодекс соответствуют этому требованию, нет. А значит, если их примут в нынешнем виде, еще больше накалится обстановка на дорогах, опасно обострятся отношения между водителями и ГИБДД. Остается лишь уповать на зрелость депутатов новой Думы, которым предстоит решать судьбу закона, затрагивающего интересы каждого из нас - автомобилистов.•ЗР 2/2000 19