67
68
Экономикараллельно два процесса: выделение из огЯРОСЛАВЛЬ ромных предприятий самостоятельных проДЕРЖИТ МАРКУ изводств комплектующих, с одной стороны, а с другой - объединение автосборочных завоШинники из Ярославля сертифицировадов в крупные холдинговые компании. Тогда ли свою систему управления качеством по можно будет отстоять одну-две такие крупмеждународным стандартам и получили три ные национальные компании, сохранить отесертификата соответствия от систем ГОСТ чественные марки автомобилей. Р ИСО-9001, Немецкого союза аккредита- Но будут ли они в силах конкурироции и "Оборонсертифики". Теперь завод станет вать с иностранными, которые планируют более придирчив к поставщикам сырья. Ведь отныне держать марку придется под массово собирать в России? Не придется пристальным оком организаций, выдавших ли все-таки расстаться с патриотической идеей ездить на "нашенском" российскомсертификаты. Кстати, сертификат Немецкого союза аккредитации поможет ярослававтомобиле? - Все зависит от того, какую задачу поским шинам конкурировать на международставит перед собой государство. АвтоВАЗ и ном рынке. Немцы подтвердили, что продукГАЗ - не бедные заводы. Например, объем ция завода соответствует всем заявленным выручки от реализации на ВАЗе - около 40 гарантиям и, самое главное, имеет оптимлрд. руб. в прошлом году, на Горьковском авмальное соотношение цена-качество. тозаводе - превышает 22 млрд. руб. Надо только создать условия, чтобы эти деньги вкладывали в науку, в развитие производства, а не отдавали по мировым ценам за металл, стекло, РТИ, другие комплектующие. Появилась новая тенденция: наши сырьевики стали покупать заводы комплектующих. Газовики, чуть ли не монополисты в производстве смесей для шинной промышленности, владеют несколькими крупными шинными заводами. Предприятия автомобилестроительной отрасли приобретают и нефтяники, и металлурги. Если этот процесс не направить в нужное русло, возможно, российский автопром может просто стать придатком сырьевых отраслей, и это неправильно.. А насчет "массовости" производства иностранных автомобилей в России я бы не обольщался: немногим они пока по карману, и даже если часть комплектующих станут выпускать в России, все равно цена иномарок будет высокой, а значит, объемы производства небольшими.•С- Для "Ягуара" прошедший год стал самым удачным за всю 77-летнюю историю английской компании. Благодаря новой модели "Тип S" фирме удалось реализовать 75 312 автомобилей, на 50% больше, чем в 1998-м, также рекордном, году. Каждый восьмой из десяти автомобилей ушел на экспорт, в основном в США. Кстати, объем продаж "ягуаров" в России вырос вчетверо."ДЕСЯТОК" ВСЕ БОЛЬШЕВ этом году на АвтоВАЗе обещают собрать 675 300 автомобилей (в 1999-м - 657 тыс. шт.). Из них 160 тыс. шт. - модели "десятого" семейства: 110 тыс. - ВАЗ-2110, 35 тыс. - 2111 и 16 тыс. - 2112. Сборку старых моделей постепенно переносят на завод-спутник "РосЛада" в Сызрани. В 2000 году там сделают уже 24 тысячи "шестерок" и 6 тысяч "девяток". Открывается сборочный завод и на Украине: здесь по контракту с фирмой "Укрпроминвест" будет собрано 2500 "девяток". Всего за 30 лет с момента пуска завода в Тольятти изготовлено 19 миллионов малолитражек. Сегодня каждые сутки ВАЗ выпускает 2680 автомобилей "народной марки". • С Прошлый год стал рекордным для североамериканских производителей автомобилей. Только в США было выпущено более 13 млн. автомобилей и вседорожников, что на сто тысяч штук больше самого "урожайного" до сих пор 1978 года.ГАРАНТИИ В ОБМЕН НА ОКУПАЕМОСТЬПервый замминистра экономики РФ Андрей Свинаренко заявил, что участникам проекта "ГАЗ-ФИАТ" неплохо бы пересмотреть ценовую политику, согласованную еще до кризиса. "При цене автомобиля 15 тысяч долларов он не сможет конкурировать на рынке и не будет продаваться", заявил чиновник. А. Свинаренко также сообщил, что правительство готово даже рассматривать вопрос о предоставлении государственных гарантий совместным проектам в автомобильной промышленности. Но эти проекты должны быть окупаемыми, а продукция - конкурентоспособна. Судя по всему, пока ни одно из наших СП этому минимуму не отвечает.- Следовательно, еще какое-то время Руководство "Тойоты" еще у нашего автопрома есть: пока не окрепнет рубль, не разбогатеют сограждане, в 1995 году поставило цель производить за рубежом 60% наши автомобили - устаревшие, ломаюсвоих автомобилей (из тех, что щиеся, плохо собранные - будут активно продаваться, приносить прибыль. Испродаются за пределами Япопользуя ее, можно обновить предпринии). И вот в Соединенных Штатах эта цель достигнута: в ятия. А если еще государство создаст ус1999 году заводы североамеловия... - Федеральная программа, в которой риканского филиала "Тойоты" предусмотрены меры поддержки автомобисобрали свыше миллиона малестроения, уже подготовлена. В ней есть шин - на 10,3% больше, чем в предложения и по гарантиям инвестиций, и 1998-м. А в ближайшие 4-5 лет по налогам, и по стимулированию продаж. японская корпорация намерена Если ее принять и начать воплощать в жизнь увеличить производство своих - будет выгодно не только автомобильной автомобилей в США еще в полпромышленности, но и всей экономике, и лютора раза! Первый завод "Тойота" открыла в Штатах в 1986 году совместно с "Дженедям. Тогда, надеюсь, в новом веке российрал моторе" - тогда с конвейера сошла первая "Королла". С тех пор японцы построили еще два завода в США и один в Канаде. На этих предприятиях работает 30 тыс. челоский автопром не уйдет в историю. Беседу вела век, они уже собрали более 7 млн. машин. Эти успехи вывели "Тойоту" на четвертое меЕлена ВАРШАВСКАЯ сто в списке крупнейших компаний автомобильной отрасли в США. ЗР 3/2000 67ТОЙОТА" НА ЧЕТВЕРТОМ МЕСТЕ В США :<c£cdЭкономикаШВЕЙЦЕР УВОЛЬНЯЕТ 10 ТЫСЯЧФранцузские менеджеры сменили румынских на заводе "Дания" после приобретения контрольного пакета акций концерном "Рено". Для начала планируется улучшить качество и модернизировать выпускаемые модели "Дачия-1310" (читай - "Рено-12") и "Нова", которые сохранят на конвейере, пока на них есть спрос. С этой целью в Румынию перевезут оборудование с завода "Ояк-Рено" в Турции. Никаких моделей на базе "Рено-19" и тем более "Меган" производить здесь не будут, зато с 2003 года глава "Рено" Луи Швейцер пообещал начать выпуск автомобиля ценой 6000 долларов (сегодня самая дешевая "Дачия" стоит вдвое меньше). Почему была выбрана именно эта цифра? По словам Швейцера, идея пришла к нему во время посещения России, когда он изучил цены ВАЗа. Семь-восемь тысяч долларов, по мнению президента, привели бы к тому, что потенциальные покупатели стали обращаться ик другим автомобилям за "Дачия-1310" не знает старости. такую и даже большую цену. В то же время пять тысяч - слишком мало, а шесть - в самый раз. Новая модель будет продаваться не только в Румынии, но ив некоторых восточноевропейских, азиатских и африканских странах. А пока Швейцер распорядился сократить 10 тысяч из 28 тысяч рабочих "Дачии" - иначе 6000 долларов останутся пустым звуком. "ЛАДА" ВЕРНУЛАСЬ В ГЕРМАНИЮ После длительного перерыва в Германии возрождается сеть по продаже "Лады" - в "десятом" обличье: к весне ее можно будет купить в одном из 300 салонов. Руководителю сети Дитеру Трашке пришлось изучить психологический портрет немецкого покупателя российской машины. Оказалось, его заботит лишь одно: добраться из пункта Ав пункт Би притом ни о чем более не хлопотать. А посему с 2000 года предлагается так называемый беззаботный пакет: три года гарантии (при бесплатном ТО!), подменный автомобиль при поломке и бесплатная страховка на год. В базовой версии "Лада" стоит 15 950 марок (около 9000 долларов ред.), Это абсолютный рекорд дешевизны среди новых автомобилей. Только "Рено-Твинго Саммертайм" предлагается на тысячу марок дешевле. С появлением в 2000 году таких опций, как серворуль, АБС и подушки безопасности, "Лада", вероятно, подорожает. А пока Дитер Трашка намерен продавать до 2000 автомобилей в год семьям "с малой наполненностью кошелька, но ценящим, тем не менее, солидность". К ОНЕЦ ТРАНСПОРТНОГО КОММУНИЗМА •>$> В 2005 году Тойота" намерена продавать в России не менее 20 тысяч своих автомобилей. Главную ставку бизнесмены из Страны восходящего солнца делают на модель "Ярис". Их даже не смущает то. что у россиян популярностью сегодня пользуются вседорожники "Ленд-Крюйзер".ЧАСТНЫЕ ТЕСНЯТ МУНИЦИПАЛЬНЫХГубернатор Саратовской области встретился с частниками - водителями и владельцами коммерческих маршруток и автобусов. Побеседовать с Дмитрием Аяцковым пришли 450 человек. Губернатор пообещал, что не за горами то время, когда частные перевозчики полностью вытеснят с внутригородских маршрутов муниципальный транспорт. По словам главы области, вскоре за счет ее бюджета администрация купит 200 новых автобусов и передаст их в лизинг частным предпринимателям. Одновременно губернатор предупредил, чтобы "извозчики" не забывали о ветеранах, кому по закону положены льготы. Не знаем, как в Саратове, а в других городах сплошь и рядом видишь на автобусах таблички "Коммерческий. Без льгот". Прислушаются ли саратовские частники к пожеланию Аяцкова? •>£ Корпорация "Иран-Ходро" подписала контракт на поставку в Туркмению 200 автомобилей "Пежо", которые будут служить в качестве такси в туркменской столице. Сумма сделки - 1,2 млн. долл.Бывший мэр Одессы, введя бесплатный проезд на городском транспорте, расценивал свой шаг как акт социальной защиты, однако серьезно просчитался. Муниципальные предприятия остались без дотаций и практически обанкротились. Из 450 трамваев и троллейбусов, призванных перевозить почти миллионную Одессу, на линию выходило менее трети, да и те в плачевном состоянии. Их водители не получали зарплату полтора года. Беспорядком воспользовались частники, взвинтив стоимость проезда в 2-2,5 раза. Новая городская власть поспешила отменить бесплатный проезд и нашла деньги на покупку новых трамваев. Украинско-чешскому предприятию "ТатраЮГ' уже заказано 10 новых бесшумных вагонов... со спутниковой связью на борту! 68 3/2000 ЗРБ ЕНЗИН "ГРЕЕТ РУКИ " ГОСУДАРСТВА Заниматься торговлей топливом весьма выгодно. Было бы странно, если бы государство не стремилось изъять в бюджет свою долю пирога. Насколько велика эта доля? Вот как обстоит дело в Германии, известной своей рачительностью. Верхняя цифра на диаграмме - цена одного литра "девяносто второго" в пфеннигах (1 марка = 100 пф. = 14 руб.). Она, как и все цены в этом мире, монотонно росла, увеличившись с 1991 по 2000 год в полтора раза. Но вот за счет чего? Стоимость транспортировки (выделена зеленым) почти не увеличилась. Оптовая цена самого бензина (желтая полоса) выросла незначительно, а в отдельные периоды даже снижа1810 лась. И лишь алое по161.4 ле государственных налогов неотвратимо Налоги(без расширялось. Мало экологического) того: к нему с 1999 года добавился "розовый" экологический Оптовая * ь сбор, имеющий очеТранспортировка И Сбыт [w, видную тенденцию к 31.12. 1.4. 1.1. росту. В итоге в 2000 2000 1993 1999 к 2003 юлу за счег вводим о поэ'а'!чо акопо! -isecicoi оч году каждый немецкий автолюбитель, Розничная цена бензина в ФРГ (пф/л) и ее составляющие. покупая литр бензина, "перечислит" родному государству 133 пфеннига из 188! Кстати, в далеком 1950-м бюджет удовлетворялся скромными 4,5 пф. Воистину, есть только две неизбежности в этом мире - смерть и налоги.