146
147
Придирчивый отборВОЛЖСКИЕ ПОДЖИГАТЕЛИ-Алло, редакция? Посоветуйте что-нибудь: за полгода уже третий коммутатор на "Волге" меняю!клеммами исчезла. Неудивительно, что даже специалисты-электрики поначалу пожимали плечами, а вокруг нового изделия поползли слухи, один загадочнее другого. Доводилось слышать, что резистор Михаил КОЛОДОЧКИН "спрятали" внутрь коммутатора, что его Когда подобные звонки стали раздаУпомянутый резистор - типичный па"изъяли" по рацпредложению для эконоваться чуть ли не каждый день, необходиразит: толку от него никакого. Греется, как мии, а также то, что зловредные детальки мость "разборки" стала очевидной. Дейстутюг, отбирая у бортсети драгоценные просто не завезли на конвейер... Неудививительно, с какой стати система зажигания ватты и амперы... Когда-то давно он прительно, что многие горе-умельцы начали столь знакомых "402-х" моторов вдруг стала сутствовал во всех катушках зажигания с исправлять "ошибку" завода самостоякапризничать на новеньких "волжанках"? единственной целью - при пуске мотора тельно, возвращая резистор "на место". Прежде чем хвататься за осциллоего закорачивали, пытаясь таким образом Между тем новый коммутатор на поряграф и паяльник, совершим краткий, но компенсировать "просадку" напряжения док умнее старого. Он автоматически под совершенно необходимый аккумулятора. Кроме того, самые умные держивает величину тока в первичной обиз резисторов при нагревании увеличивамотке. Для этого в цепи транзистора ус ют сопротивление, снижая таким образом новлено маленькое, но очень важное индиИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС каторное сопротивление, падение напряже "Волга" всегда отличалась самобытток, - их называют вариаторами. С появлением ВАЗ-2101 стало ясно, ния на котором отслеживает специальная ностью. Освоив еще в середине восьмидесятых бесконтактное зажигание, она при что современный мотор в подобных поблажмикросхема. Если ток мал, микросхема "приоткрывает" транзистор, если велик - "з этом предпочла датчику Холла вращаюках не нуждается - в тольяттинской пропискрывает" его. Эта же микросхема экономит щийся магнит и неподвижэлектроэнергию, подключая катушку к борт ную обмотку статора. Такое решение потребовало коммутатор, совершенно Ток. А не похожий на "восьмерочный". В результате под "волжскими" капотами материализовалась схема, приведенная на рис. 1. Время, с Система отвечала Момент искрообразования принципу "проще некуда". При вращении магнита вК реле стартера Рис. 2. График нарастания тока в катушке с добавочным резистором и без него. Заштрихованобмотке формируется сигная область - это и есть перегрев коммутатора. нал, похожий на синусоиРис. 1. Классическая схема бесконтактносети впритык по времени, чтобы к момент ду - вспомним школьные го зажигания "Волги": 1 - датчик-распреуроки физики. При низком искрообразования та успела накопить нужделитель; 2 - коммутатор; 3 - добавочный резистор; 4 - катушка зажигания. уровне сигнала коммутаную энергию. Наконец, при остановленном тор подключает первичдвигателе новый коммутатор отключит к ную обмотку катушки зажигания к бортоке резистору отказали. А вот прогнать еготушку совсем. В результате несмотря на т вой сети, а при высоком - отключает. Веиз Нижнего Новгорода оказалось сложчто вместо резистора-вариатора теперь о личина тока в катушке его совершенно не нее... Мало того, на "Волге" стоит не про­дувается сам транзистор, рассеиваемая на волнует - он упрямо работает по принципу стой резистор, а двухсекционный! Первая полупроводниках мощность снизилась. выключателя: "открыл - закрыл". А посекция закорачивается при пуске - это поИнтересный факт: при попытке подскольку сопротивление первичной обмотнятно. "402-му" двигателю нужно помочь. ключить последовательно с катушкой упоки катушки Б116 всего 0,43 Ом, то при ее Вторая секция включена постоянно - прямо мянутый резистор 1402.3729 мощность, непосредственном подключении к бортоскажем, не лучшее инженерное решение. рассеиваемая на коммутаторе, не снизитвой сети сила тока достигнет 30 А-ни каИзгнание резистора из бесконтактнося, а возрастет! Причина проста - резитушка, ни коммутатор в таком режиме не зажигания "Волги" затянулось на добстор увеличивает "постоянную времени" го протянут и минуты. Чтобы не случилось рый десяток лет. Наконец, вместо коммусистемы, а потому для достижения нужнобеды, между коммутатором и катушкой татора типа 13.3734 под капотом ГАЗ- го тока разрыва коммутатору придется по подключают дополнительный резистор 31029 появился почти такой же с виду работать подольше (рис. 2). А зачем оканоминалом примерно 1,2 Ом. 131.3734, а желтенькая коробочка с тремя зывать машине "медвежью услугу"? 14Б 3/20СО ЭР Фото 1. Коммутатор 13.3734-01 (Старый Оскол). Родоначальник систем бесконтактного зажигания для "Волги". Своего рода эталон - расположение компонентов тщательно продумано, теплоотвод от силового транзистора хороший. Применим только с добавочным резистором. Ток разрыва - 6,5 А. Фото 2. Коммутатор 13.3734 (Ульяновск). "Двойник" старооскольского "дедушки". Расположение компонентов с точки зрения вибро- и ударопрочности несколько хуже, но в целом - приемлемо. Выбор силового транзистора неудачен. Применим только с добавочным резистором. Ток разрыва - 6,5 А. Фото 3. Коммутатор 468 332 007 АНАЛОГ 13.3734 (Ульяновск). Иллюстрация к поговорке "Лучшее - враг хорошего". Для элементов почему-то не хватило места на одной стороне платы - пришлось использовать "изнанку". Тепловой режим транзистора катастрофический. Применим только с добавочным резистором. Ток разрыва - 6,5 А. Фото 4. Коммутатор 131.3734 (Старый Оскол). Добротное изделие с продуманным расположением элементов и хорошим теплоотводом от транзистора. Индикаторный резистор - нихромовая спираль из двух-трех витков. Применяется без добавочного резистора. Ток разрыва - 7,3 А. Фото 5. Коммутатор 468 332 008 АНАЛОГ 131.3734 (Ульяновск). Очень тяжелый тепловой режим транзистора. Индикаторный резистор в виде печатного проводника на плате не обеспечивает точной регулировки тока разрыва. Очень неудачно расположены элементы, неграмотно сделана проводка. Применяется без добавочного резистора. Ток разрыва - 6,6 А. Фото 6. Коммутатор 90.3734 (Калуга). Лучший в своем классе. Индикаторный резистор - покупной, со стабильной характеристикой. Прекрасный теплоотвод от силового транзистора зарубежного производства. Высокая вибро- и ударопрочность конструкции. Применяется без добавочного резистора. Единственный прокол - слишком большой ток разрыва: 9,8 А катушка может не выдержать... Фото 7. Коммутатор 94.3734 (Чебоксары). Ухудшенная копия старооскольского 131.3734. Индикаторный резистор - спираль из медного провода, сопротивление которой сильно зависит от температуры. Низкая ремонтопригодность. Плохая вибро- и ударопрочность. Применяется без добавочного резистора. Ток разрыва - 6,8 А.практически совпадают, поэтому на "Волге" может ездить любая из них. В то же время маслонаполненная "старушка" Б116 обладает более высокой живучестью при перегревах и прочих неприятностях, а потому отправлять ее на пенсию не стоит. Коммутаторы разобьем на две группы - "старые" и "новые". "Старые" (фото 1-3) не умеют регулировать время нарастания тока в катушке, "новые" (фото 4-7) должны уметь все. Из "старичков" самым "твердым искровцем" оказался старооскольский (фото 1) - продуманная и опробованная конструкция, Ульяновское изделие (фото 2) с виду почти такое же, но хуже. Что касается другого "ульяновца" (фото 3), это - полный провал. Те, кто изготовил корпус коммутатора из пластмассы, обрекли силовой транзистор (кстати, он без маркировки) на мученическую смерть в медленном огне: площадь теплоотвода сократилась втрое... Переходим к "современникам". Старооскольские традиции передаются по наследству - к коммутатору 131.3734 (фото 4) претензий нет. Прослеживается наследственность ив Ульяновске (фото 5), однако здесь радоваться нечему. К отвратительному теплоотводу добавилась пародия на индикаторное сопротивление в виде печатного проводника на плате. Калужский коммутатор (фото 6) сделан добросовестно. Индикаторное сопротивление - покупное, со стабильной характеристикой. Древний "чебоксарец" (фото 7) откровенно не понравился. Индикаторное сопротивление - в виде неряшливой спирали из тонкого медного провода. РемонтопригодностьКатушки зажигания 31.3705. "старая" Б116 и "новая"**#"• 21плохая - винты припаяны к плате. А вертикально установленные элементы запросто могут отвалиться при тряске. Таким образом, из четырех "современников" на "Волге" могут кататься двое - "староосколец" (фото 4) и "калужанин" (фото 6). Резистор 1402.3729 им противопоказан, а катушка может быть любой как Б116, так и 31.3705. К сожалению, под капоты нынешних "волжанок" периодически просачивается откровенная халтура, безжалостно убивающая воспоминания о некогда безотказном автомобиле.ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ Итак, почему же впадельцы новых ГАЗ3110, выбравшие старый добрый "402-й" мотор взамен непредсказуемого "406-го", обрели при этом не спокойствие, а головную боль. Неужели можно заблудиться в трех соснах - коммутатор, катушка, резистор? Справочная литература подсказала, что в системе зажигания "Волги" могут применяться коммутаторы трех типов: 131.3734,90.3734 и 94.3734. Рынок внес поправку - наша коллекция пополнилась изделием с длинным названием 468 332 008 АНАЛОГ 131.3734. Кроме того, услужливые продавцы как бы невзначай предложили устаревшие 13.3734,13.3734-01, а также еще одно странное изделие - 468 332 007 АНАЛОГ 13.3734. Катушек зажигания оказалось меньше - к старинной Б116 добавилась современная 31.3705. Резистор 1402.3729 особых изменений не претерпел. Остается решить простую задачку из семи коммутаторов, двух катушек и одного резистора составить бригаду, способную управлять зажиганием "Волги" и не испытывать взаимной аллергии. Сначала разберемся с катушками. Электрические параметры Б116 и 31.3705зр з/гооо147