АКТУАЛЬНОСтоит жить!БОЛЬНОСреди наиболее распространенных причин смертности в России на первом месте стоят не сердечно-сосудистые заболевания и не рак, как во всем цивилизованном мире, а травмы. Из них примерно 10% - случаи падения с высоты, 10% - все прочие, а 80% - травмы в результате дорожнотранспортных происшествий. Ежегодно от них погибают 35-40 тысяч человек.Игорь МОРЖАРЕТТО ...Семнадцатилетняя Алековского НИИ скорой помощи на выскочила в магазин за имени Склифосовского. За год хлебом. Пройти надо было через отделение пройдет привсего метров двести, но на мерно 1200 человек. По грустпешеходном переходе ее ной статистике, около двухсот "догнал" тяжело груженный врачи спасти не сумеют. КамАЗ. Можно считать, легко - Это еще не самое страшотделалась - сложным мноное, - считает заведующий отжественным переломом ногиделением, доктор медицинских и мелкими ушибами... наук, профессор Владимир Со...Николай Петрович реколов. - В конце концов, врачи не шил Новый год встретить с боги и есть травмы, не совместимые с жизнью. Страшно семьей на даче, в Подмосковье. другое: почти 60% людей, поОн шел за водой к колонке, колучивших тяжелые увечья, погда летевшую по деревенской улице "шестерку" занесло нагибают до прибытия в больницу. крутом повороте и она буквальИ показатель этот остается но "размазала" дачника по занеизменным многие годы, уже десятилетия... бору. Итог: семь переломов и Новый 2000 год. встреченный Причина не только в небез сознания в реанимации... спешности нашей скорой помощи и нерасторопности при...Наталья только осваивала подаренную мужем "Оку" и емных отделений, из-за чего ездила крайне осторожно. пациент попадает на операционный стол в среднем через Увернуться от тяжелого джипа два "Мерседес", вылетевшего пря(!) часа после аварии. В конце концов, всему миру знамо ей в лоб по встречной полокомы эти проблемы, но америсе, не сумела. Врачи борются канцы и немцы за последние за ее жизнь, но - шесть переломов (ребра, челюсти, бедра, двадцать лет ухитрились согократить смертность от ДТП в лени - проще перечислить, что два не пострадало)... Говорят, жить раза. Наладили сеть травматологических центров (в будет, а как? Ей всего 27, двое Германии, например, из любой маленьких детей... точки страны до ближайшего 15 минут езды); чтобы проКОСТЮМ ИЛИ ЖИЗНЬ? Алена, Николай Петрович, рваться через пробки, в крупНаталья - только трое из восьных городах создали мобильмидесяти пациентов, которые ные бригады травматологов на лежат в отделении сочетанной мотоциклах (в Швейцарии чеи множественной травмы Мосрез пять минут на месте аварии уже будет врач и окажет первую помощь); во всем мире давно применяются пневматические противошоковые костюмы (ПШК). В США такой есть в любой машине скорой помощи, полицейском патрульном автомобиле, они спасли уже десятки тысяч жизней. Американцев, конечно. потому что их жизнь в глазах их государства имеет ог-283/2000 ЗР И ПРАВЫМ, И ВИНОВАТЫМромную ценность, а вот жизнь россиянина... Стоимость отечественного противошокового костюма "Каштан" - примерно 10 тыс. руб., но, видимо, человек еще дешевле. Хотя вот вооружили ПШК тольяттинскую "Скорую помощь", и всего за год смертность при тяжелых травмах сократилась с 36 до 19%. Ну и что из этого? В столице попрежнему ПШК закупают исключительно... для служб безопасности "новых русских". Да и кому этот костюм у нас доверить? Сотрудники ДПС не имеют права самостоятельно чтото делать с тяжелоранеными в авариях (без специальной подготовки можно нанести куда больший вред). Нужно сначала принять специальный закон, затем ввести обязательную медицинскую подготовку, изыскать деньги и только затем требовать от работников милиции, чтобы они оказывали первую помощь на дорогах. Это, конечно, дорого и долго, но - надо! Жизнь почти 40 тысяч россиян, от которых ежегодно остаются лишь памятники вдоль дорог, все-таки дороже стоит... ОДНА БОЛЬ НА ВСЕХ ...За три недели, что провел в отделении двадцатилетний Петр, ему сделали уже три операции. Подвижность левой ключицы почти восстановили, теперь он может двигать рукой. Обещают, что скоро пойдет. Его приятелю Андрею повезло больше отделался "простым" открытым переломом руки. - Я спешил и решил объехать пробку по встречной полосе, а тут, прямо в лоб автобус, - рассказывает Петр. - Резко крутанул руль влево, врезался в столб. Конечно, не был пристегнут. Машина какая? "Девяносто девятая". Была... Кто виноват? Говорят, я... В реанимационном отделении они часто лежат рядом - пострадавшие в аварии и виновники ДТП, одинаково стонут и плачут, потому что одинаково больно и правым, и виноватым. Это потом, в группе разбора, каждый начнет доказывать, что он и только он был прав, а пока... Правда, когда из реанимации их переведут в другое отделение, разместят по разным палатам. И так человек настрадался, зачем его еще мучить? Ведь в среднем каждому пациенту здесь предстоит три с половиной сложнейшие операции! Многие кричат во сне - кто от боли, а кого терзают муки совести - разве разберешь? Тут все во-первых - больные... Врачи отделения (большинство, между прочим, автомобилисты) на вопрос: "Как вы относитесь к тому, что среди ваших пациентов попадаются не только жертвы, но и виновники автокатастроф?" - отвечают, конечно же, что "ко всем - абсолютно одинаково". Это понятно - все клятву Гиппократа давали. И не важно, что думает хирург, когда оперирует водителя, который сел за руль пьяным, перевернулся и погубил жену и двух детей - на качестве помощи это не сказывается. Врач - он не судья, его дело - лечить человека, а судят потом пусть люди и Бог... НЕМНОГО ГОРЬКОЙ СТАТИСТИКИ Если раньше жертвами дорожно-транспортных происшествий в России в основном были пешеходы, то теперь водители и их пассажиры. Среди причин смертности детей до 14 лет ДТП составляют 98%. В России экономический ущерб от травм в 2,7 раза превышает ущерб от всех сердечно-сосудистых, онкологических и инфекционных заболеваний: травмы в ДТП ежегодно получают свыше 250 тыс. человек. Несмотря на это, в России (единственной из всех развитых стран!) не существует государственной программы по предотвращению дорожного травматизма, а статистику здесь ведут только органы ГИБДД. Минздрав своей программы по-прежнему не имеет, а один из бывших министров здравоохранения (за 10 лет их поменялось восемь) в целях борьбы с травматизмом на дорогах совершенно серьезно предлагал... запретить зимой пользоваться личным автотранспортом. Но даже если все мы,россияне, пересядем в сани и телеги, пропадет ли от этого национальная любовь к быстрой езде и национальная же надежда на "авось, пронесет"? Или для того, чтобы научиться ездить культурно, не обгоняя по встречной полосе и не проезжая перекрестки на красный свет, нужно каждому хоть раз побывать в Институте скорой помощи имени Склифосовского! А может, не надо?..•ЗР 3/200029