112
МЫ И АВТОМОБИЛЬ ТрудоустройствоКто в детстве не мечтал стать шофером. Впоследствии мечта уступает место прозе жизни: устраиваясь на работу, думают не столько о романтике, сколько...М аксим САЧКОВ. Антон ЧУЙКИН Ключевое слово здесь - "сколько": как ценят водительский труд? Водители-профессионалы ныне делятся на две большие категории: одни работают на личной машине, другие эксплуатируют автомобиль работодателя. У первой группы хлопот хватает: железный конь, как и его одушевленный коллега, просит овса (наниматель его не всегда оплачивает) и новых подков. Машину, особенно не новую, частенько мучают болезни разной степени тяжести, добавляя хозяину работы автослесаря. Зато и бензин, и амортизация учитываются при начислении жалования. Разница в рублях между двумя категориями водителей грузовиков в некоторых регионах России представлена в табл. 1. Безусловно, и "свободные художники", и наемные работники разделены на несколько цехов. Пройдем по ним, ознакомившись с условиями труда и зарплатами (на примере Москвы они представлены в табл. 2). НА СВОИХ ЧЕТЫРЕХ Итак, есть "права" категории "В", свой автомобиль и желание на нем заработать. Самых популярных вариантов для этого два: перевозка небольших партий грузов и обслуживание какой-либо начальственной персоны. На роль "разгонной тачки" подойдет любой автомобиль, но лучше универсал или хэтчбек (только не трехдверный). Размер в данном случае прямо пропорционален заработку - большие машины предпочтительнее. График и оплата - по согласованию с работодателем. Где-то предложат повременную - сколько наездил, столько и получил; к примеру, за доставку пиццы в Москве предлагают 170 рублей в день (кстати, неплохая работа даже для маленькой "Оки"). Часто ставка и режим строго фиксированы - например, водитель при фирме, выполняющий в течение всего рабочего дня распоряжения начальника: отвезти документы или сотрудника, встретить поезд и т. д. В эту группу попадают и официально зарегистрированные частные извозчики. Нелегалов, подрабатывающих на перевозках, рассматривать не будем - это отдельная тема. Другой вариант - работа личным шо112 3/2000 ЗРТаблица 1 Таблица г ПРИМЕРНЫЕ ЗАРПЛАТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ПРИМЕРНЫЕ ЗАРПЛАТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В МОСКВЕ, руб. АВТОМОБИЛЕЙ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ, руб. Собственник автомобиля Вид транспортного Регион Москва Тверь Нижний Урал Южная ВладиНаниматель средства Работник Сибирь восток (город) Новгород Легковой автомобиль 7000(11500)4500 Автомобиль Грузовик 6000" 3700 2200 2000 2500 3500 6000 н.Д. работника' Специальный транспорт 3500 Автомобиль 1350 2000 ' Зарплата водителя с собственной иномаркой 1200 1700 3700 1000 нанимателя (~персональный~ автомобиль). " ГСМ за счет работодателя. • ГСМ - за счет работодателя: н. д. - н ет данных.фером. Здесь немалую роль играют престиж и комфорт автомобиля: под словом "персоналка" заказчик часто подразумевает приличную иномарку или "Волгу". Помимо собственно автомобиля, понадобится определенный стаж вождения, знание города; иногда играет роль место жительства и наличие телефона: вас могут вызвать ив неурочный час. Варианты, когда вы и автомобиль нужны только утром и вечером, довольно редки. Специфическое, но весьма распространенное требование к соискателям - коммуникабельность: вашему пассажиру иногда хочется поговорить... бывает, что и не по-русски. Соответственно статусу, затратам на машину и сложному рабочему графику - и зарплата. Водители, предоставляющие свои машины в качестве "персоналок", - лидеры по окладам.ЛНаша справка ИЦЕНЗИЯ НА ПЕРЕВОЗКИ - докум ент . дающий право на перевозку грузов или пассажиров. Выдается транспортной инспекцией. Разновидности лицензий: стандартная, стандартная международная и ограниченная (подробнее см. "Слово - юристу")."ТРЕБУЕТСЯ "ГАЗЕЛЬ" С ВОДИТЕЛЕМ" В категории частных грузовиков полуторка из Нижнего - самый массовый автомобиль. Ее конкуренты - "каблучки", УАЗы, "газоны", семья ЗИЛов, немногочисленные РАФы, иноплеменные фургончики. Описывать все многообразие возможных транспортных работ, разовых и постоянных, нет нужды - остановимся лишь на некоторых факторах, влияющих на конечную прибыль.