142
143
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАвтопарк ЗРЧАС РАСПЛАТЫУ наших подопечных - "Самары" ВАЗ21093 и "Шкоды-Фелиция" с возрастом стал портиться характер. Если "девятка" была капризной барышней смолоду, то "Фелиция" практически в одночасье превратилась из милой девочки в стервозную даму. Все началось с рулевой рейки. О замене направляющей втулки мы уже писали (ЗР, 1999, № 11). Оказалось, эпопея с рулевым управлением тогда только началась. После 55 тысяч рейка застучала вновь ее заменили. Но и это еще не все - спустя 10 тысяч опять раздался стук! Теперь развалился нижний шарнир рулевого вала. После этого ремонта "Шкода" затаилась, усыпила бдительность и... выдала на 72-й тысяче поломку из разряда катастрофических (по стоимости) - развалилась коробка передач. Вообще-то трансмиссия проявила себя немного раньше: пятая передача стала тихонечко "петь", появился стук в сцеплении. Однако все работало исправно, и при следующей замене масла в коробке "посторонних примесей" в нем не обнаружили. Только вот при очередном включении пятой передачи... она не включилась. Рычаг-то в нужную позицию встал, но ничего, кроме хруста, за этим не последовало. Остальные передачи включались нормально, но что-то в коробке постукивало. Разобрав агрегат, увидели, что шестерня пятой передачи "съела" шлицы на валу. Мелкая металлическая пыль попортила подшипники главной передачи. Пострадали и некоторые шестерни. Новая коробка стоит примерно 650 142 4/2000 ЗРВсе хорошее когда-то заканчивается. А когда "заканчивается" иномарка, это чревато не только испорченным настроением, но и опустошением кошелька.Игорь ТВЕРДУНОВ долларов, вдобавок ее пришлось бы заказывать и ждать, потому что нет в продаже (дефект нехарактерный, коробки "Фелиции" - товар не ходовой). Комплект запчастей для ремонта (первичный вал в сборе, шестерни заднего хода, шестерни пятой передачи, подшипники и сальники главной передачи, желательно также подшипники первичного и вторичного валов и еще коечто по мелочи) обошелся бы в 10-12 тыс.Хорошо видны остатки шлицев на валу коробки передач "Фелиции".ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С КОРОБКОЙ? Итак, за 72 тыс. км шестерня пятой передачи "съела" (не срезала, не смяла, а стерла в пыль) шлицы на валу коробки. О таком дефекте, применительно к "Шкоде", раньше слышать не приходилось. Немало удивил он и специалистов сервисных центров, куда мы обращались в поисках запасных частей. Можно предположить, что такая поломка не вызвана конструктивным недочетом, она - следствие дефекта, присущего конкретному агрегату. По этому поводу выдвинуты две гипотезы. Первая - нарушена технология обработки деталей: либо нормальная шестерня "сожрала" "мягкий" вал. либо слишком твердая шестерня расправилась с нормальным валом. Вторая: шестерни изначально сидели на шлицах неплотно, и со временем, в условиях недостаточной смазки (кто же будет принудительно смазывать не ходовые, а посадочные шлицы), шлицы были разрушены. Мы исследуем детали и попробуем ответить на вопрос: что же это было? рублей. Мы пошли по третьему пути - приобрели в одном из техцентров коробку "б/у" с пробегом 15 000 км и гарантией на 1 год или 30 000 км. Обошлась она в 10 000 рублей. Заодно заменили сцепление в сборе: выжимной подшипник прогрыз борозду в лепестках диафрагменной пружины, да и диску, судя по износу, жить оставалось тысяч 10-15. На фоне трансмиссионной разрухи замена пыльников наружных ШРУСов (старые растрескались) выглядит сущей мелочью. В одной из поездок заметили: полезла в красную зону стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости - не включился вентилятор. Причина банальна - сгнила открытая для грязи, соли и влаги проводка к нему. Восстановили, но через несколько дней "Шкода" стала дергаться и глохнуть. Почистили "трамблер" - все стало на свои места. Вообще, в моторном отсеке грязно! Но если в отечественных машинах основной загрязнитель масло, подтекающееСиденье ВАЗ-21093 точнее, то, во что оно превратилось.отовсюду, то здесь двигатель и "окрестности" запиты дорожной жижей. Страдает, естественно, электропроводка. Первый звоночек на эту тему прозвучал еще в молодые гарантийные времена - тогда на "Шкоде" заменили крышку распределителя из-за окисления контактов в гнездах. РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ-21093 И "ШКОЛЫ-ФЕЛИцИЯ'' (руб.) После того, как в очередной раз Модель "Шкода-Фелиция' ВАЗ-21093 лопнули стекла обеих противотуманок. Статья расхода эти фары "ликвидировали как класс" Расходы за отчетньй период (50-75 тыс. щ Бензин {средний (хотя чем они, в сущности, виноваты?), 13460(7,75) И НЮ (8.91 расход. Ш 00 км) а их места в бампере закрыли заглушТехническое ТО (56 000 км ) - 644 ТО (60 000 км) -600 ТО (75 000 км)-1146 ками. Словом, проблем с машиной наобслуживание ТО (66 000 км)-1155Ремонт. запчасти Высокоаольтньге провода - 70 Стекло фары-29 Герметик-22 Щетки стеклоочистителя -110 Платы задних фонарей (2 шт.)-70 Зеркало наружное - 9 0 Гидрогарректор фар - 45 Водительское сиденье -1900 Глушитель -400 Жидкость WCM0- 60 18182 21355 39537бралось более чем достаточно для того, чтобы разувериться в непогрешимости импортной техники. Однако повременим с эмоциями. Как говорится, еще не вечер посмотрим, что будет дальше. Отечественный оппонент "Фелиции" начал отчетный период, естественно, с поломки - "сложилась" пополам спинка сиденья. Новое приобрели почти за 2000 рублей. Потом попал камешек в стекло фары, растрескались наконечники высоковольтных проводов, прогорел глушитель, сломалось левое наружное зеркало, завис игольчатый клапан в карбюраторе, сломался гидрокорректор фар. Кроме того, дважды меняли пресловутые печатные платы в задних фонарях: дорожки на них окислялись и фонарь включал, что ему в голову взбредет. Дефект, более чем распространенный на машинах "пятого", "восьмого" и "десятого" семейств. Дважды подряд меняли бензонасос: ось рычага вылетает из корпуса - явный брак. Продолжается "жор" масла: от ТО до ТО доливаем уже больше литра. Электропроводка то и дело выкидывает коленца. Как только на улице сырость, искра "уходит в колесо". Причина - негерметичные разъемы электропроводки, в которых скапливается влага. После очередной капитальной ревизии электросетей проблема исчезла. Или все-таки затаилась? Как видим, хлопот с "Самарой" достаточно, они отнимают у владельцев много времени, нервов, но относительно немного денег, за что отечественные машины по-прежнему любят. Даже самая недорогая иномарка остается таковой до первой серьезной поломки. Эту простую истину мы как следует прочувствовали на собственной шкуре.То, что машины стареют, заметно ив мелочах. По "девятке" продолжает ползти ржа (как-никак вторая зима без антикора), покоробило бамперы. Салон выглядит жалко: все перекосилось, скрипит и стучит. О сломанном сиденье мы уже говорили. Плохо работают дверные замки и стеклоподъемники, провисла полка багажника. Если бы все эти огрехи - на фоне идеальной "механики", так ведь нет! Расход масла растет, вторая передача давно "хрустит" при включении, а в последнее время начала самопроизвольно включаться (очень характерный дефект современных вазовских коробок). Грядет также замена одного наружного ШРУСа. Похоже, "Самара" хочет отобрать у "Фелиции" первенство по значимости дефектов. По их числу, с учетом многочисленных мелких поломок - она и так безусловный лидер. "Фелиция" тоже сдает: краска потускнела, весь передок в сколах. Однако коррозии сопротивляется стойко. Салон, стоит его хорошенько отмыть, - как новый, так что в мелочах нам с Европой, пусть и Восточной, не тягаться. А вот повышенный расход топлива "Шкодой" можно списать не только на счет того, что в последнее время она эксплуатируется в более жестких, чем "девятка", режимах. Системы питания и зажигания требуют ревизии и регулировки. "Самара" пока демонстрирует завидную скромность в потреблении топлива. Автомобили дважды проходили плановое ТО. "Самара" - на 60-й и 75-й тыс. км, "Шкода" - на 56-й и 66-й тыс. км. При выполнении работ своими силами, использовании импортных масел и технических жидкостей затраты на ТО практически равны, поскольку на фильтрах много не сэкономишь. Автомобилям осталось "прожить" последние 25 тыс. км из ста запланированных.3.Коробка передач (6,yj - 9975 Сцепление в сборе-2707 Масло трансмиссионное - 748 Пыльник ШРУСа (2 шт.)-420 Хомут (2 шт.)-85 Смазка для ШРУСа -70 Рейка рулевая - 3000 Вал рулевой -85034 254 20702 54956Если ничего не случится, следующая встреча с двумя подопытными автомобилями станет последней. Как только на одометрах выскочит шестизначная цифра, будем прощаться насовсем. Тогда и узнаем, что в итоге окажется дороже.•ЗР 4/2000 143