134
135
136
137
138
До винтикаЭКСКУРСИЯ ПО "ВОЛГЕ"Вслед за полной разборкой и оценкой состояния узлов "Москвича" и "Самары" дошла очередь и до нашей "Волги"...Сергей КАНУННИКОВ . Антон ЧУЙКИНЧетыре года назад в автопарке ЗР появился белый ГАЗ-31029. Совсем юной, с пробегом 11 тыс. км, машина приняла под капот малоизвестный в ту пору впрысковый мотор ЗМЗ-4062.10, который и стал основным объектом нашего интереса. С тех пор минуло 75 тысяч... В общем не такто и много, однако мы решили поставить в редакционных испытаниях точку. Во-первых, зная нынешнее состояние агрегатов, можно довольно уверенно прогнозировать их дальнейшую работу. Во-вторых, некоторые узлы уже отслужили свой срок и заменены новыми. Наконец, в-третьих, подгоняет завод-изготовитель, выпуская новые модели, - а мы еще не "расправились" с прежней."Волга'' жила обычной городской жизнью: безгаражное хранение и ежедневное ползанье по запруженным улицам, на которые пришлись три четверти пробега. Изредка "отрывалась" во все свои силы в близких и дальних поездках: Заволжье, Ростов-на-Дону, Великие Луки, Карелия, Нор134 4/2000 ЗРвегия... Конечно, не обходилось без поломок - почти все они сведены в табл. 1. Последняя командировка "Волги" - на ЗМЗ: "406-му" предстояли стендовые испытания, разборка, микрометраж. Завод устанавливает срок службы мотора до капремонта не менее 250 тысяч километров. Как чувствует себя двигатель на первой трети этого пути? Посмотрим на внешние скоростные характеристики - мотор после 75 тысяч пробега выдал 142 л. с, изначально развивая 147 л. с. - потеряно всего 3,5%. Кстати, завод внес изменения в ТУ - максимальная мощность ныне 145 л. с. (допустимое отклонение - 5%), вместо прежних 150 л. с. Круглым числом пожертвовали в угоду надежности. снизив степень сжатия в расчете на "91-й" бензин вместо "93-го". По выбросам вредных веществ (табл. 2) "Волга" с запасом укладывается в существующие нормы. Система управления двигателем. Наш мотор - из первых промышленных партий - собран в цехе малых серий с макси- Ne л.с. > • Ne"**fМкр_50_перед установкой «а автомобиль после 75 000 км пробега ge, г/л.с. чг ge0 1000 2000 3000 4000 5000 6000Внешние скоростные характеристикйЗДю№ля.мальным набором импортных комплектующих: многие датчики, электробензонасос, форсунки сделаны в Германии. Ныне отечественные узлы,доведенные до приемлемого уровня, вытеснили почти все иноземные, за исключением форсунок: на конвейер поступают "Бош" или "Сименс", и только. Компьютер и датчики работают нормально. Внеплановые замены в системе питания - датчик массового расхода воздуха, который вывела из строя этикетка воздушного фильтра (см. ЗР, 1999, № 10), и электробензонасос, исправно работавший, но временами настораживающий "завыванием".Из табл. 1 видно, что откровенно слабые места - высоковольтные провода и катушки зажигания. Заводские специалисты рекомендуют катушки АО "Зонд" (г. Звенигово, Республика Марий-Эл) и ПО 'Север" (Новосибирск). В последний месяц "Волга" потеряла былую резвость, временами появлялся даже ощутимый провал. Причину определили уже на ЗМЗ - закоксованные форсунки. Видимо, машина хлебнула-таки из заправочного пистолета отравы. Специалисты рекомендуют промывать форсунки раз в 80 тысяч, особенно если приходится заправляться где попало. Доморощенные способы промывки и сомни-тельные смеси применять не советуем. Обращайтесь на СТО, вооруженные соответствующим оборудованием. Кстати, езда с закоксованными форсунками не только неприятна, но и опасна: двигатель работает на бедной смеси, при высоких нагрузках могут прогореть поршни. Последовав совету конструкторов, мы устроили форсункам "баню" и были вознаграждены вернувшимся к двигателю резвым нравом (доказано и на стенде - измерения проводили после профилактики). В целом, "волговский" впрыск доказал свою работоспособность и (если забыть о высоковольтной линии) надежность.*£-ЗДДвигатель. Не обошлось без неприятности - замены прокладки головки блока на 46-й тысяче. Мотор не виноват: на автомобиль в порядке эксперимента поставили кондиционер, его радиатор перекрыл штатному "дыхалку", температура возросла... В летнюю жару при высоком темпе движения прокладка не выдержала. Ремонт совместили с демонтажем климатической установки, сочтя ее опасным излишеством. Сухие цифры контрольных замеров поЗР 4/2000 135 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИДо винтиканой установили одновременно с "406-м" мотором. Узел радовал четкой и мягкой работой. Раз в 10 тысяч мы прогнозировали его скорую замену... да так без проблем и доездили до последней черты. Изношенные ведомый диск, выжимной подшипник и муфту заменили на 76-й тысяче, когда сняли мотор для дефектовки. Результат неплохой, особенно если учесть, что большая часть пробега пришлась на московские пробки. Остается только удивляться частым неполадкам в приводе.. Коробка передач. "Пятиступка" тоже появилась вместе с впрысковым двигателем. Передачи "с нова" включались туговато. Все 75 тысяч мы ждали, что коробка разработается. Тщетно - и теперь, после полной разборки и сборки агрегата, "фирменное" усилие на рычаге кажется великоватым, особенно после "жигулей". Подвеска коробки передач неудачная. Пружины задней опоры силового агрегата тысячам к 70 ослабли настолько, что на ухабах коробка порой грохала о днище. Разобрав коробку, убедились, что большого ремонта агрегат потребует не скоро. Выработка (примерно 1,5-2 мм) на вилках первой-второй и третьей-четвертой передач станет критической к 100 тысячам, не раньше. Тогда же придется менять синхронизатор четвертой передачи... или освоить двойной выжим сцепления. С обновами коробка, скорее всего, не отстанет в безремонтном пробеге от двигателя. Карданная передача и задний мост. Как и многие владельцы ГАЗов, мы давно свыклись с несильным гулом редуктора. Обобщая богатый опыт, работники сервиса заверили: если гудящий мост прошел 86 тысяч, скорее всего, он благополучно прослужит тысяч до 150, а то и больше. В целом трансмиссия оказалась достаточно крепкой, но недостаточно тихой. Рулевое управление. Несколько раз регулировали зацепление ролика с червяком. К 67 тысячам износились шарниры крайних рулевых тяг, которые решили поменять в сборе, приурочив это к переборке подвески. Но тысяч через 15 шарниры пришлось подтягивать. Специалисты СТО советуют перебирать трапецию перед установкой. Срок жизни втулок маятникого рычага 75 тысяч. Рулевой механизм протянет в два раза дольше. В целом же управление ничем не удивило. Почтенных лет конструкция при своевременном обслуживании довольно долго сохраняет работоспособность. Подвеска. Говорят, будто у "волг" она вечная. Пачкаясь и чертыхаясь, мы честно "пробивали" пресс-масленки каждые 4-5 тысяч. Но, увы, к 65 тысячам просьба "сделать сход-развал" вызвала у сервисменов саркастическоеСцепление.Диагноз: долгожданный предельный износ ведомого диска .Прогноз: д искумер - д а здравствует диск!казали: размеры блока и головки цилиндров, поршней, коленвала и распредвалов остались в пределах чертежных допусков для новых деталей. Например, диаметры цилиндров ныне 92,024-92,060 мм при номинальном размере 92,012-92,084 мм, а растачивают блок, когда цилиндры изношены до 92,15 мм. Ступеньки в местах остановки верхних поршневых колец не превышают 0,01 мм. В поршневой группе не требуется никаких замен, кольца "Гётце" не вызвали ни малейших подозрений. Кстати, сейчас на конвейер поставляют костромские поршневые кольца, изготовленные на оборудовании и по технологии именитой германской фирмы. Специалисты считают, что они вполне способны отходить заявленный ресурс. Хуже выглядели детали привода распредвалов. Заклинил один из гидронатяжителей цепи, разрушилась резиновая амортизирующая прокладка, износился башмак. Еще немного - и мы услышали бы шум: сигнал значительного ослабления цепи... Из шестнадцати гидротолкателей клапанов только один настораживал заметной (правда, еще не критической) выработкой. В отличие от остальных немецкой фирмы INA, этот сделан в Перми и, похоже, не сразу стал,как положено, вращаться в гнезде, в результате кулачок распредвала натер ему "темечко". Возможная неполадка толкателя - заклинивание и стук; собственно, вместо одного из таких "саботажников" на совсем еще новый мотор и установили пермский узел. Как правило, импортные толкатели честно ходят 250 тысяч, конечно, при использовании качественного масла и своевременной его замене. Пермским деталям такой пробег не всегда под силу. К тому же они более привередливы к качеству смазки (мы, кстати, использовали импортную "полусинтетику"). Конечно, наш мотор, собранный, как упоминалось, в цехе малых серий, смог избежать многих детских болезней, которые в большей мере достались другим. Справедливые претензии к качеству двигателей заставляют заводчан принимать меры - в одном из следующих номеров ЗР мы поговорим на эту тему. В то же время честно отходивший весь ресурс "406-й" - вовсе не исключение. Окончательный вердикт заводского консилиума по поводу работавшего в редакции двигателя таков: пройдет заявленные 250 тысяч километров без серьезного вмешательства. Сцепление с диафрагменной пружи-Коробка передач. Диагноз: врожденное упорство движению рычага. Прогноз: не поддается лечению.13В 4/2000 ЗРО Карданная передача и задний мост.Диагноз: шум как признак работоспо ­ собности, а не врожденной неисправности. Прогноз: в ближайшие 50 тысяч км поломки маловероятны. Оценить срок службы штатных амортизаторов не удалось: "Волга" служила носителем нескольких тестовых комплектов. Один передний амортизатор трагически погиб в дальнем напряженном пробеге (см. ЗР, 1999, №10). Тормоза с 15-дюймовыми передними дисками эффективно осаживали мощный автомобиль. Но помимо плановой замены колодок и ревизии шлангов пришлось заниматься и более серьезным ремонтом (см. табл. 1). Сейчас пора менять тормозные диски, износившиеся до предельных 19 мм. Но для условий большого города их ходимость считаем похвальной. Видимых трещин нахихиканье. Деталей, потребовавших замены, тельно хуже заводских - примерно через 15 оказалось так много, что операция полной разтысяч в шарнирах вновь появились люфты, борки и дефектовки сей "вечности" состоялась передние шины стали изнашиваться неравнамного раньше запланированного срока. номерно. А в регулировке схода-развала Правда, водители "волг" обычно спокойспециалисты опять отказали: да вы что, соны: в шкворневой "времен очаковских" конбрали подвеску, не перебрав магазинные струкции разваливаться нечему: колесо, запчасти?! Порочный круг... хоть и стоит криво, катится вместе с автомоНа фоне этих проблем задняя подвесбилем. Хотя... Демонтируя нижние рычаги. ка, действительно, кажется почти вечной: один из болтов, крепящих рычаг к балке, вынемного просели рессоры, да подносились нули... не отворачивая! Теоретически резирезиновые втулки. Если их заменить, а мановые и резьбовые втулки можно купить на шину не перегружать, задняя подвеска рынке и запрессовать в балку и рычаги, но прослужит тымы, чтобы не мучиться, приобрели их в сбосяч двести, а то ре. Магазинные запчасти оказались значии больше.Подвеска.Диагноз: никакаяо на не вечная! Прогноз: вновь пере ­ бирать, опять шприцевать, снова перебирать...шлангах пока нет, но ис ними лучше расстаться: возраст... Барабаны задних тормозов изношены пока не сильно, уплотнения всех рабочих цилиндров в норме. В общем, живучесть тормозной системы признали вполне удовлетворительной. Электрооборудование. Единственная серьезная неисправность - отказ генератора. Но уже с "младых ногтей" эта система творила мелкие пакости. Учесть все случаи исчезновения контактов в блоке предохранителей и других соединениях просто невозможно. Поиски неисправностей в хитросплетении проводов под приборным щитком - занятие увлекательное, но требующее времени и крепких нервов. Для восстановления работоспособности стеклоочистителя нашли самый быстрый и простой способ проложили новый провод. ЗР 4/2000 137 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИДо винтикаПри пробеге под 90 тысяч надо и впредь быть готовым к подобным занятиям. Кузов - основной виновник завершения наших испытаний. Многие убеждены, что "волговское" железо живет очень долго. В сухом и теплом месте - возможно. Сразу после покупки "Волгу" подвергли антикоррозионной обработке, но четыре московские зимы сделали свое гнилое дело. На некогда нарядном белом кузове полно глубоких сколов и очагов коррозии. Ржавеют двери и внутренние части порогов, "язвами" усеяны капот, крылья и даже крыша, на полу у передних сидений готовы появиться новые трещины... Оттянуть агонию можно срочной полной окраской, разумеется, с тщательной подготовкой. Если этого не сделать, уже к 100 тысячам придется латать кузов или разоряться на новые детали. Вот вам и "вечная машина"!Пробег аетомобиля (двигателя), км 12 СЮО(ЮОО) 35 000(24 000) 35 000(24000). 67 500(56500) 45 500(34500) 56 100(45 100)КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ" ГАЗ-31029 Детали и узлы. потребовавшие замены или ремонта Двигатель Гидротолкатель клапана Заклинивание, стук Водяной насос Отвернулась крыльчатка Высоковольтные провода Пробои изоляции Гидронатяжитель цепи Заклинивание Башмак гидронатяжителя Износ Ремень привода агрегатов Прокладка головки блока Прокладки клапанной крышки Старение, трещины Повреждение из-за перегревов двигателя Течь масла в колодец свечи 4-го цилиндра Отказ Заклинивание Расслоение резины Пробои изоляции ШумТаблица 2 Показатель Холостой ход: минимальная частота вращения коленвала. содержание СО. % 3000 об мин. содержание СО, % Массовые выбросы г/испытание. СО СМЮ» Средний условный расход топлива. Л'ЧООкы 'Пробег двигателя65500(54500) 67350(56350) 72 200(61 200)75900(64 900) 79 500(68 500) 80 700(69 700) 5000 61200 78 000 82800 84 800 85000 67 30078100 67 300 850 60000 13 000,48100. 73000 56 800 84 200 5000 48000 70 700Катушка зажигания Термостат Правая подушка двигателя Высоковольтные провода Электробензонасос Расслоение резины Правая подушка двигателя Загрязнение нити Датчик массового расхода воздуха Отказ Катушка зажигания Разрушение подшипника Натяжной ролик ремня привода агрегатов Трансмиссия Бачок гидропривода сцепления Течь Износ, течь масла Сальник полуоси Деформация трещины Вилка сцепления Течь Трубка сцепления Рабочий цилиндр сцепления Износ манжет, течь Главный цилиндр сцепления Износ манжет, течь Подвеска Поперечина рамы Отсутствие резьбы во втулке Износ резиновых Верхние и нижние рычаги. и резьбовых втулок стойки передней подвески Износ шарнирных соединений Шкворни, игольчатые подшипники Износ Втулки стабилизатора Питтинг рабочих поверхностей Подшипники правой ступицы Разрушение Сальник правой ступицы Разрушение кронштейна Передний амортизатор Рулевое управление Износ шарниров Боковые рулевые тяги Тормоза Течь Тормозной шланг Износ манжет, течь Главный тормозной цилиндр Электрооборудование Мотор стеклоомывателя Генератор Ремонт стеклоочистителя Кузов Регулировка замков дверей, багажника Трос капота Проварка днища Износ, зависание щеток Обрыв обмотки возбуждения Обрыв цепи питания Нечеткая работа Коррозия Коррозия, трещиныp-.MiHI!IHddHIM.:l:liiMMi№1UIUli4iM!l После Пробег Пробег Пробег Нормы Правил обкатки 35тыс.км' бНыс.км 75тыскм №83ЕЗКООН 0.7 0,1 1716.6 13,00,7 0.2 22 21.6 12,90.6 0.10.6 ол15 14.4 12.43,584 23.5и115 12,7-Итого. Наверное, ни один автомобиль не породил столько самых разноречивых мнений: крепкая, сыпучая, неуправляемая, удобная... В самом деле: подвеску не убьешь, но быстро покалечишь, двигатель современный, но с застаревшими детскими болезнями. Кузов такой большой, такой просторный, а перед нашим климатом и дорогами не устоял. Будем объективны - "Волга" лучше, чем думают о ней скептики (особенно предпочитающие вазовские модели), но до восторгов оптимистов, потомственных "волгарей", еще не дотягивает. Обнадеживает, что ГАЗ и ЗМЗ обещают разрешить противоречия сделать "Волгу" надежней и долговечней. Поживем - увидим: отслужившая свое машина - не последняя в нашем автопарке.1384/2000 ЗР