88
89
РЫНОКЭкспертизаТРОЕ В БАНКЕ, НЕСегодня на рынке предлагают масла с необычными добавками дисульфидом молибдена или графитом. Их достоинства и недостатки мы и решили оценить.Александр БУРКИН Об антифрикционных и противоизносных присадках, которые нам предлагают ввести в моторное масло самостоятельно, мы теперь почти все знаем (см. ЗР, 1999, № 10 и ЗР, 2000, № 2). А что ждать от самих масел, в состав которых подобные присадки ввел изготовитель? Насколько эффективнее такие масла противостоят трению и износу? Наконец, какова обратная сторона медали - не дают ли необычные присадки побочного эффекта? "Ликви Моли MoS2 Лейхтлауф" (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена (фото 1), второй "Марли Блэк Голд Карат" (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита (фото 2). Обе добавки должны снижать трение и износ. Что ж, проверим. Вот только с чем необычные масла сравнить? пературно-вязкостныи диапазон SAE 10W40 и отвечают высшей группе качества по классификациям API SJ/CF и АСЕА АЗ-98, ВЗ-98. Оба - полусинтетические. Стало быть, "обычное" масло, с которым мы их будем сравнивать, должно удовлетворять тем же требованиям. Вот оно: "Эльф Компетишн" (Elf Competition STI) на фото 3 того же высшего класса качества API SJ/CF, АСЕА АЗ-98, ВЗ-98, с тем же температурно-вязкостным диапазоном SAE 10W40 и тоже "полусинтетика". Сразу договоримся: наше "обычное средство" не станем подсознательно относить к плохим или доживающим свой век: "обычное" у нас означает столь же хорошее, как испытуемые, но не содержащее "необычных" присадок. ДУМАЙ О ХОРОШЕМ... Давайте разберемся, чего мы ждем от хорошего масла. Для начала оно должно хорошо смазывать. То есть разделять слоем масла трущиеся поверхности и минимизировать их трение друг о друга. Если прослойка масла окажется достаточно "выносливой", выступы микрорельефа будут меньше касаться друг друга и работающие в двигателе детали прослужат дольше. Все это называется трибологическими свойствами масла. В двигателе внутреннегоТОЧКА ОПОРЫ. Без точки опоры или отсчета обойтись трудно. В нашем случае - без образца для сравнения. Оба испытуемых - "Ликви Знакомьтесь. Первый образец "необычного" масла - Моли" и "Марли" - имеют тем-1. "Ликви Моли MoS2 Лейхтлауф" (Liqui Moly M0S2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; АСЕА АЗ98, ВЗ-98. Цена180 руб. за литр. По сравнению с "обычным" масло показало снижение трения на 31,9% и износа на 21% при худшей проникающей способности и склонности к ранней агломерации. Желательно точное соблюдение периодичности замены.2. "Марли Блэк Голд Карат" (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита. Полусинтетическое, Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; АСЕА АЗ-98, ВЗ-98. Цена-160 руб. за литр. По сравнению с "обычным" масло показало снижение износа на 15,8% худшей проникающей способности и склонности к ранней агломерации. Желательно точное соблюдение периодичности замены. При приближении к концу срока службы поглядывайте на указатель давления3. "Эльф Компетишн" (Elf Competition STI) без добавок твердых частиц. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; АСЕА АЗ-98, ВЗ-98. Цена -145 руб. за литр. Рядом с "необычными" конкурентами достойно защищало честь "обычных" масел. Без "специальных" присадок показало больший износ и коэффициент трения, но при этом обладает лучшей проникающей способностью, НЕ склонно к агломерации или образованию осадка, НЕ грозит неприятностями при нарушении периодичности замены.88 4/2000 ЗР СЧИТАЯ ПРИСАДОКсгорания неизбежны высокотемпературные отложения. Умение их смывать - одно из важнейших свойств моторного масла - моющее. Но смыть недостаточно, смытые частицы отложений необходимо измельчить (диспергировать) и уничтожить. За это отвечают диспергирующие свойства. Ну а если, поработав часдругой, масло придет в негодность? Чтобы этого не произошло, необходим запас щелочности, определяющий способность к нейтрализации продуктов окисления, которые образуются во время работы. Очевидно также, что "основа" масла должна быть устойчива к термическому разложению. К этому списку специалисты обязательно добавили бы еще добрый десяток требований, но наша задача - сравнить масла по их основным функциональным свойствам, не углубляясь в научные дебри. Правда, одно важное дополнение все же необходимо. Поскольку продукты у нас не совсем обычные и содержат твердые частицы противоизносных добавок, придется потребовать, чтобы эти частицы не выпадали в осадок и не собирали вокруг себя полимеризованные продукты окисления. Проще говоря, чтобы не образовывались сгустки. Назовем это свойство стабильностью и начнем, наконец, проверять. ТАМ ХОРОШО, ГДЕ ТРЕНИЯ НЕТ. Вначале оценим трибологические возможности "необычных" масел. Для проверки антифрикционных и противоизносных свойств воспользуемся принятым Госстандартом методом квалификационной оценки, использующим машину трения СМТ-1. Антифрикционные свойства здесь определяются по моменту и коэффициенту трения, а также по температуре масла в зоне трения. Противоизносные свойства оцениваются по потере массы одной из трущихся деталей - специальной чугунной колодки. Результат проверки трех образцов - в таблице. По сравнению с "обычным" маслом введение графита позволило образцу "Марли" снизить температуру в зоне трения на один градус, оставив коэффициент трения без изменения. Иначе говоря, антифрикционные свойства масла с введением графита почти не претерпели изменений. А вот противоизносные свойства изменились заметно ив лучшую сторону. Износ одной из трущихся поверхностей при работе на масле с графитом снизился на 15,8%. Теперь черед "Ликви Моли". Это "необычное" масло тоже не подкачало: температура в зоне трения снизилась на 53 градуса, а коэффициент трения - на 31,9%. Как видим, антифрикционные свойства высокие. Противоизносные тоже. Износ стандартной чугунной колодки оказался меньше, чем у "обычного" масла, на 21%. Хорошо! КАПЛЯ В МОРЕ. Можно ли что-нибудь узнать о качестве масла всего по одной его капле? Оказывается, кое-что можно. Называется это "метод капельной пробы". На лист специальной бумаги, отдаленно напоминающей промокашку, капают по одной капле каждого образца. Когда масло полностью растечется и впитается в бумагу, начинают оценивать, во-первых, диаметр пятна, во-вторых, количество концентрических окружностей. Поясняем: некоторые присадки, хотя и растворены в продукте, не всегда в состоянии растечься так же далеко от эпицентра, как "основа" масла. Растекаясь в меньшей степени, они формиЭффективность добавок дисульфида молибдена и графита зависит от размера их частиц. Слишком мелкие частицы (1) полностью "проваливаются" во впадины микрорельефа и оказываются неэффективными, позволяя трущимся поверхностям контактировать по своим выступам. Более крупные частицы (2) эффективнее, однако в растворе они менее стабильны, склонны к образованию осадка. В трансмиссионных маслах, менее склонных к высокотемпературному окислению, агломерация, или выпадение "необычных" присадок в осадок, будет менее заметна. Кроме того, здесь осадок не вызовет засорения фильтра, как это может произойти в двигателе. Влияние размера частиц также определит различную эффективность присадок на разных поверхностях: материал, термообработка и т.д.МНаша справка оторное масло, как правило, состоит из трех основных компонентов: базового продукта (так называемой "основы"), загущающего полимера (загустителя) и пакета присадок. В минеральных маслах в качестве базового продукта используются продукты прямой перегонки нефти. В синтетических - смесь маловязких эфиров и "нормальных" по вязкости полиальфаолефинов (ПАО). Полусинтетические масла, как правило, содержат в базовом продукте смесь продуктов перегонки и ПАО. В состав двух испытанных "необычных" масел помимо этого добавлены коллоидные растворы (суспензии) мелкодисперсных дисульфида молибдена ("Ликви Моли") и графита ("Марли").10ННЫЕ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ своМаслоПроизводительЩелочность Температ масла от трения. °С Момент трения. кг см Коэфс>иц Относит. уменьш. трения, отн. ед. трения. % 0.083 31.9 0.122 0 0.122Liqui Moly MoSj Leichtlauf Liqui Moly GMBH Германия Mary Black Gold Carat NV Marly SA Бельгия Elf Competition STI EH Бельгия10.7 13.1 10.1125 177 17832 47 47Противоизносные свойства Относит. Величина износа, г уменьш. износа. % 1.5 21,05 1,6 15.8-1.9-руют пятна, несколько отличающиеся по цвету. Таким образом, по количеству концентрических окружностей и по их относительным размерам специалисты судят о потенциальной дестабилизации масла: какие присадки и как скоро могут выпасть в осадок или образовать нежелательные сгустки (агломерироваться). Проверка испытуемых образцов методом капельной пробы показала, что "обычное" масло дает две концентрические окружности, большая из которых имеет радиус около 2 см. Два "необычных" масла растеклись от центра всего на 1,6-1,7 см и образовали при этом по три концентрические окружности. Так что "оборотная сторона" применения "необычных" присадок все же есть: эти масла будут обладать несколько худшей проникающей способностью и окажутся более склонны к ЗР 4/2000 89