168
КЛУБАВТОЛЮБИ ШШПроблемаВ апреле Государственная Дума должна наконец решить судьбу АГС - Автомобильной громкоговорящей связи.Геннадий РЯБЦЕВ Те, кто видел фильмы про американских шоферов-дальнобойщиков, наверное, помнят, как те общаются между собой по радио, предупреждая о засадах полиции, дорожных пробках или, просто, травят друг другу байки про девочек, коротая долгие часы на трассе. В дорожных условиях связь на единой частоте безусловно предпочтительней, скажем, сотовой, ведь чтобы "позвонить" незнакомому водителю попутной машины, не надо знать его номер. Просто берешь микрофон и вызываешь кого надо. Привет, мол, лесовозам от бен зовозов! Как там впереди: копов не видно? Ну и далее в том же духе... Но, как это частенько случается Россия и тут пошла "своим путем", I придумав автомобильную связь... во- I обще без радиоволн! Началось все пару лет назад во Владивостоке, когда кто-то додумался поставить на машину портативную громкоговорящую установку с японского катера - специально для маломерных судов такие издавна делает фирма "Насимура" (Nashimura). Очень практичная штука - не надо никаких высоких частот, антенн и разрешений Госсвязьнадзора: просто ваш голос в десятки раз усиливает мощный динамик. Новинка быстро вошла в моду у водителей Приморья - теперь не только инспектор из патрульной "канарейки", но и простой частник может окликнуть кого хочет издалека. Например: "Вишневый "Сивик", у тебя заднее правое спустило!"... Японская фирма отреагировала мгновенно, выбросив на рынок недорогие ($35) комплекты, специально предназначенные для автомобилей: компактный, не боящийся морской воды динамик, развивающий звуковое давление 40 Па на расстоянии 25 м (его ставят за решеткой радиатора), усилитель низкой частоты и крохотный пьезомикрофон, прикрепляемый в салоне к солнцезащитному козырьку. Управляющий тумблер имеет три положения: "выключено", "включено" и "режим ожидания". В последнем усилитель не реагирует на слабые сигналы микрофона (спокойный разговор в салоне, негромкую музыку), вступая в дело 168 4/2000 ЗР лишь с определенного порога громкости, когда водитель, упреждая аварию, переходит на крик: "Куда прешь?! Смотреть надо!". ГИБДД Приморья, поначалу решившая было пресечь новое начинание, впоследствии активно его поддержала. Ведь аварийность в крае только за год снизилась в 4,7 раза! На дорогах полное взаимопонимание - о своих действиях водители предупреждают друг друга, да и пешеходов, заранее. "Подожди пять секунд, командир, - мне разстал эпизод, случайно отснятый местной телекомпанией на проспекте Лазо в Хабаровске. Таксист, ринувшийся за клиентом к тротуару, подрезал "Тойоту-Синос" одной молодой особы - лишь чудом ей удалось избежать столкновения. Истошный визг юной леди: "Совсем о...ел, м...звон?!!!", услышали даже в здании городской мэрии, в двух километрах от места событий... Но развернутая педагогами кампания протеста была легко подавлена адвокатами фирм, торгующих "Насимурой", ведь ПДД не запрещают использование на автомобилях дополнительных звукоизлучателей, будь то магнитолы с мощнейшими усилителями, сирены сигнализаций и , пр. Привлечь водителя к ответственМ ности за нецензурную брань (ст. 158 || КоАП) теоретически можно, но техни7 ческих средств, чтобы доказать, что f/ звучала именно его "Насимура", у ми/ лиции пока нет. В январе инициативная группа обратилась в Государственную Думу в надежде, что высший законодательный орган внесет соответствующие поправки в законы и прекратит, как сказано в заявлении, "вакханалию на дорогах". Заседание, целиком посвященное "Насимуре", должно состояться еще до майских праздников, и, скорее всего, депутаты, частенько бывающие за границей и умеющие ценить тамошнюю тишину, запретят громкую связь ив России. Впрочем, кто знает... Ведь интересы коммерческих структур тоже нельзя сбрасывать со счетов. Журнал, в свою очередь, проводит читательский опрос: хотели бы вы приобрести "Насимуру" или, напротив, требуете запретить ее продажу? В первой тысяче поступивших по телефону и E-mail сообщений мнения разделились примерно поровну. Окончательные результаты опроса мы отправим в Думу. Пока суд да дело, модная японская "матюгалка" обживается ив городах Сибири. В марте появилась она ив Москве - на рынке в Южном порту комплект стоит 1100 рублей. А некоторые столичные фирмы, занимающиеся установкой охранных сигнализаций, предлагают клиентам "Насимуру" в качестве опции.Вот такой комплект "HacHMypa-DS40" можно купить на рынке за 1100 рублей.вернуться надо". Или на перекрестке: "Пропускаешь?" - "Ладно, езжай первым". А как легко и безопасно стало обгонять на трассе грузовики... "Браток, мигни мне правым, когда встречная освободится", - просите вы в микрофон "Насимуры". Вот оно - главное достоинство связи по-русски, и не снившееся американским дальнобоям: у водителя самосвала с песком или молочной цистерны нет никаких переговорных устройств, но он вас прекрасно слышит! Однако нашлись и противники громкой связи - в основном, учителя и представители родительских комитетов школ. Да, что греха таить - наши водители не всегда изысканны в выражениях, и реплики, подходящие для светских раутов, типа: "Покорнейше прошу, только после вас...", не часто услышишь из динамиков "насимур". Зато днем и ночью в квартиры горожан доносятся возгласы участников дорожных перебранок, щедро разбавленные крепкими словечками. Каплей, переполнившей чашу терпения педагогической общественности,