139
140
141
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИРусский проектНЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИНаши подопечные - "шестерка", "Орбита" и "Святогор" пробежали по 25 тысяч километров. Подведем итоги промежуточного юбилея.Владимир АРБУЗОВ. Евгений БОРИСЕНКОВ " С вятогор " оказался мелким пакостником и лукавым вымогателем. Вместительный и красивый, он постоянно клянчит денег на устранение "последнего" дефекта. Кажется: еще немного и уж тогда... но процесс бесконечен. Вечно в полурабочем состоянии - машина, тем не менее, продолжает ездить. Ее, конечно, нельзя любить, а можно только эксплуатировать. Такой подход бережет и деньги, и нервы. Говорят, все течет, все меняется. Это ио "Святогоре". Несмотря на меняющуюся конструкцию, он продолжает течь. Бензин вытек еще во время путешествия на Байкал (см. ЗР, 1999, № 10). Коррозия за пару месяцев (!) насквозь проела топливный бак новенького автомобиля. Тогда выручил дедовский способ - дырки заделали мылом. Следом опустели передние стойки, прохудились сальники фланцев главной передачи. К счастью, все произошло до того, как закончилась гарантия. А соответствующая служба на АЗЛК, возглавляемая Вячеславом Ивановичем Комаровым, как ни странно, работает куда лучше, чем вазовская или ижевская. И бак, и стойки, и сальники заменили по гарантии, и, что совершенно неожиданно, - без привычной волокиты. Чтобы исключить возможное предвзятое отношение к нашему автомобилю, мы опросили горемык-владельцев других машин, съехавшихся на гарантийку чуть ли не со всей России. Оказалось - все почали должную сатисфакцию. Зная из опыта владельцев "москвичей", что замена только сальников главной передачи иногда не помогает, а "трансмиссионка" просачивается меж витками резьбы регулировочных гаек, их поочередно отвернули (тщательно сосчитав обороты!), резьбу обезжирили, покрыли герметиком и поставили на место. Вскоре настал черед тормозной жидкости. К двадцати тысячам педаль стала легко проваливаться до пола, а бачок интенсивно опустошаться. Герметичность сохранили лишь два колесных цилиндра из шести. Здесь во всей красе проявилось коварство сигнализатора. Он молчал, потому что текли сразу оба контура и давление в его каналах падало равномерно! Попутно отметим, что вазовская система оповещения с поплавком в бачке показалась надежней. Вскоре захандрил и главный цилиндр. Правда, из него жидкость не вытекала, а перепускалась из контура в контур. Ремонт свелся к замене манжет и доводке зеркала наждачной "нулевкой". Системы охлаждения и смазки двигателя пока держатся, правда, грядет замена заклинившего в открытом положении термостата. Но если технические жидкости норовят просочиться наружу, то дождик попадает внутрь машины. Как оказалось, лишенный "замка" уплотнитель стекла пятой двери ничего не уплотняет - просочившаяся сквозь него вода скапливается в багажнике. Найти недостающее звено в продаже пока не удалось, вот и застилаем пол картоном, заменяя его, наподобие "памперса", по мере намокания. Внутренняя ручка однажды, отделившись от правой передней двери, осталась в руке - порвались ее пенополиуретановые уши. Следом стала осыпаться обивка салона, а выпавшие саморезы на удивление легко можно было вставить на место без инструмента. А затем (наконец-то!) отвалился подлокотник между передними сиденьями - хлипкая конструкция с самого начала не внушала доверия. Свинью подложил и ремень безопасности. Прямо у пикета ГИБДД неожиданно вывалился винт верхней точки его крепления. Инерционная катушка быстренько смотала излишки, и водитель вмиг оказался непристегнутым. Это нарушение не ускользнуло от наметанного глаза инспектора. Но, осмотрев "место происшествия", он лишь ограничился соболезнованием и отпустил с миром. Наконец удалось обнаружить источник странного стука, досаждавшего с первого дня. При сварке кузова на полке под бачком омывателя образовался "хлопун", громко приветствующий каждую кочку. После решительного удара кувалдой он замолчал - надеемся, навсегда. Удивил и "шестой" двигатель. Считается, что он неприхотлив и надежен, а тут задымил, требуя замены маслосъемных колпачков. А во время разборки выяснилось нечто, ранее небывалое: клапаны держались на честном слове! Худосочные перекошенные ("сырые") сухари готовы были выпасть в любой момент. Когда-нибудь слышали про такое? Неужели ВАЗ стал собирать моторы специально под АЗЛК? И Ж - честный малый. Будучи болезненным с рождения, он и не обещал нам спокойной жизни. Общее впечатление от ма- ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ Русский проектПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ С МОМЕНТА ПОКУПКИ Стоимость запчастей Способ устранения Неисправность и материалов, руб.И ИНН ^ ^ Н НВКОтсутствие воздушного фильтра Течь топливного бака Течь масла из-под фланцев глазной передачи Течь тормозной жидкости Негерметичность манжет главного тормозного цилиндра Поломка внутренней ручки двери Дымление двигателя Деформация клапанных сухарей Стук гередних стоек Поломка подлокотника передних сидений Итого: Трещины на резиновых шлангах Вышли из строя передние амортизаторы"Святогор"Установили самостоятельно Замена Уплотнили резьбу регулировочных гаек герметикой Замена тормозных цилиндров передних и задних колес Замена манжет Замена Замена маслосъемных колпачков Замена Замена Не устраняли35по гарантии3038025 85 70 48по гарантии673Замена Отремонтировали, раззенковав сливное отверстие под манжетой. Залили масло Замена Замена новыми Разобрали и сняли заусенцы Отремонтировали. изменив конструкцию... Замена Установка Замена на Би-391 Разобрали, вставили уплотнители Замена Не устраняли Замена Залили герметик Заменили шестерни полуосей и сателлиты-ШЯЯтШШшЯНтВШнвшЯНЯт50 50по гарантииНе работает алектро вентилятор системы охлаждения Хомуты старого типа не держат Тормоз переднего колеса не работает Неисправны стеклоподьемники Неисправен замок зажигания Нет ремней безопасности Растрескался протектор шин М-145 Не работает отопитель Течет краник"печки" Оторвалась перегородка в бензобаке Сломался переключатель поворотов Текут уплотнители стекол Поломка редуктора заднего моста Итого:60120 1702610-64-120 80 3003624-••••••••••••Гул редуктора заднего моста Отсутствие искры Гул подшипников левой передней ступицы Гул подшипника правой полуосиПппг^опя плп\/1 пк а плпчтопкгилгл си лайка 1 плоена i>идушг\а видшслььмл и ыщгпглЗаменапо гарантииРегулировка зазора в прерывателе Замена 2 шт. Замена полуоси в сборе и ее сальникаR (VuAoauuo пллплжипы лист лпгапита О (АЛиВОПпС 1 гиДЛиЖИЛИ llfKrl UjJlGUlrllti92 375Треснули стекла фар ближнего света Перегрев двигателя Итого:Не устраняли Замена термостата (дважды!300 767шины - перебрали всю! Разве что уцелел двигатель. Правда, вазовский. О многом мы уже рассказали в предыдущих публикациях, но "Орбита", как источник дефектов, похоже, неиссякаема. Их список, с которым мы обратились на завод, занял две машинописные страницы. Реакция последовала незамедлительно, точнее, в оговоренный законом срок 20 дней с момента вручения нашей досудебной претензии. На уже известном нам "Ижмашсервисе" машину подвергли досмотру с пристрастием. Справедливости ради отметим,что денег за въезд на территорию станции и документов в залог на этот раз не взяли. Результатом работы технической комиссии стал многостраничный акт с подробнейшим описанием всех выявленных недостатков, а спустя три недели с завода пришло официальное письмо. Интересна его суть: зная, что машина проходит испытания в журнале, изготовитель берется устранить все выявленные недостатки этого отдельного экземпляра и даже перекрасить кузов. 140 4/2000 ЗРТакое вот джентльменское соглашение. Но как быть простым смертным, купившим точно такие же машины? И наверняка не из любви к марке ИЖ, а исключительно по финансовым соображениям - "Орбита" на десять тысяч дешевле своих одноклассников - "шестерки" и 'Святогора". Им-то откуда ждать такой отеческой заботы? Судите сами, в дополнение к тем неисправностям, о которых мы рассказали в ЗР, 1999, № 10 ("Тысяча дюжин"), их список продолжает пополняться с прежней настойчивостью. "Печка" в заводском исполнении греет из рук вон плохо и кроме шума, заглушающего звук двигателя автомобиля, другой работы практически не производит. Кое-как, в несколько подходов к ее доводке, нам удалось добиться сносного обдува переднего стекла и пустить немного теплого воздуха в ноги водителю и переднему пассажиру. Подрезали вентилятор и кожух, цепляющиеся друг за друга, загерметизировали поролоном и скотчем стыки пластиковых воздуховодов, накрыли сеткой воронку наружного воздухозаборника и т. д. Более подробно расскажем в ближайших выпусках "Своих сил". Тем не менее заднее стекло не оттаивает, а в снегопад правая щетка напрессовывает в воздухозаборник снег с ветрового стекла. Но благодаря сетке он не проваливается внутрь и его, открыв капот, можно выгрести. Передняя панель на солнце деформировалась и жарким летом пахнет весьма неаппетитно. Никакие дезодоранты не спасают. Штатный домкрат применять по назначению довольно опасно - машина на нем стоять не хочет. Гудевший еще с Байкала редуктор заднего моста окончательно отказал - выкрошились зубья полуосевых шестерен и сателлитов. Новый комплект (подходит от "412-го" "Москвича") обошелся нам в 300 рублей. Шины М-145, установленные на автомобиль заводом, окончательно растрескались по канавкам протектора и бесславно закончили пробег на свалке. Кстати, с новыми Би-391 устойчивость и управляемость несравненно лучше. А как попали на машину антикварные М-145, не соответствующие "Орбите" даже по допустимой максимальной скорости, остается загадкой. Электрооборудование машины - "в ногу" со всем остальным. За 25 тыс. км пробега самопроизвольно отключалось все, что могло отключиться, - от приборов в салоне до задних фонарей. Практически каждый разъем требовал нашего вмешательства, и только после этого прибор работал надежно. Особо скажем о насосе омывателя стекла. Он установлен, словно нарочно, отдельно от бачка, сбоку от радиатора и, что называется, на самом сквозняке! Если в нем вода, то замерзнет сразу же, едва температура воздуха упадет до нуля. Кстати, добраться до насоса, не сняв радиатор, - проблема. Нам пришлось это испытать на себе. Укоротив шланг, подняли насос и спрятали за аккумуляторную батарею - так удобнее. Сложность работ по ремонту и реконструкции, а также затраченное на них время мы не считали - бессмысленно. Ибо это, по Жванецкому, не процесс, который можно закончить, а состояние, из которого можно только выйти. В нем мы и пребываем с первых метров "славного" пути "Орбиты". Хватит, будем менять ее на деньги - никакой ремонт, даже заводской, эксклюзивный, не сделает ее беспроблемной." Ш естерка " изо всех сил старается быть достойной наследницей "шахи" - ВАЗ-2106 ранних выпусков. К сожалению, ей это удается не всегда. Говорят, оборудование на заводе износилось. Зато, когда оно совсем развалится, сегодняшние автомобили мы будем вспоминать как эталон качества. Самые крупные неприятности ветерана - развалившийся редуктор заднего моста, просевшие передние сиденья да растрескавшиеся фары ближнего света - типичные для современной, когда-то культовой "шестерки". Интересуетесь подробностями?.. Тогда вернитесь к ЗР, 2000, № 2. Итак, подведем итоги промежуточного финиша. "Шестерка" - автомобиль, конструктивно практически не отличающийся от своего прототипа 60-х годов, все еще вполне конкурентоспособен в своей ценовой нише. И даже несмотря на огрехи сборки, доставляет нам куда меньше хлопот, чем "Святогор" или "Орбита". "Святогор" - ладно скроен, но плохо сшит. Относительно современный конструктивно, качеством изготовления и сборкой заметно хромает. Его потенциальный покупатель в обмен на свое слесарное мастерство и время для ремонта получает в общем приемлемый по нашим меркам автомобиль. "Орбита" - уж не знаем, какова былазадумка конструкторов, но то, что получилось в металле!.. Одно достоинство удобно сидеть за рулем и представлять себя мчащимся по автобану. Так что же посоветовать небогатому российскому автолюбителю? Нужен большой и удобный автомобиль - берите "Святогор", но при условии, что руки умелые, а копание в железяках вы находите лучшим времяпрепровождением. Отменная ремонтопригодность покупки позволит в большинстве случаев обойтись без подъемника и специнструмента. Наша "Орбита" без предварительного капремонта к эксплуатации оказалась непригодна. Может быть, просто не повезло. Иначе, лучше сразу предлагать ее в виде набора "Собери свой автомобиль сам". "Шестерка" - тоже не без греха, но явный лидер по надежности и качеству изготовления. Это как-то компенсирует неудобную посадку и архитектуру автомобильного рококо. Недаром именно с ней сравнивают все последующие модели, и не только Волжского автозавода. Кстати, распространенная похвала его новому переднеприводному семейству ("десяткам") - едешь, как в "шестерке".•яшня юридическаяфирма«Правозащита «В условиях рыночной экономики высокий профессионализм юристов обеспечит Вам эффективное применение законодательства, надежную защиту Ваших прав и интересов. В работе фирмы принимают участие известные ученые-юристы, адвокаты и нотариусы. Услуги, предлагаемые физическим и юридическим лицам, многократно проверены успешной практикой.Комплексное и правовое обслуживаниепредприятийиорганизацийсразличными фо Консультирование, ведение гражданских , а рбитражныхи уголовных дел в судах при дорожно-трансгТа Защита интересов кредиторовприведении дел в судах о несостоятельности (банкротстве) п редприятий Регистрация эмиссии ценных бумаг, консультации в сфере обращенияценных бумаг. Подготовка учредительных документов , регистрация и перерегистрация предприятийлюбыхформ собственности. Разрешение экономических споров путем проведения примирительнойпроцедуры или третейского разбирательства. Экспертиза и аудит в области финансов, э кономикии права. Консультации и защита прав в сфере интеллектуальной собственности Методическая помощьворганизациидетективнойиохранной деятельности, создании служб безопасности, защите коммерческойтайны . Услуги нотариуса.Телефоны: (095) 207-8189,208-6901ЗР 4/2СХХ) 1 41