47
48
49
50
51
График движения уточнен, табличка "Яхрома" стоит за ветровым стеклом, и мы строго по расписанию выходим на маршрут.•"Я первый сяду за руль!" - "Я за часть поступают из Германии, кузов кондуктора!" - "А мы сзади отслежива- изготовлен в Подмосковье (откуда наем пассажиропотоки". Наступил глав- звание - "Россиянин"). С 1997 года соный этап в тесте трех больших город- брано несколько десятков машин. Ныских автобусов - пассажирский рейс не они успешно эксплуатируются в по Дмитрову и окрестностям. До этого различных регионах России. В перспепрошли испытания на полигоне, при- ктиве - увеличение производства. борные измерения, эксперты выстави- Третий участник теста - дебютант из ли оценки водительским и пассажир- Павлова в классе больших автобусов, ским местам. Осталось проверить на- модель ПАЗ-5271 собственной разрауку реальностью. ботки на шасси "Вольво". Сделано окоУчастники теста - большие город- ло десятка машин для опытной эксплуские автобусы (табл. 1). Помимо класса атации. возможен выпуск до 500 штук и компоновки, их объединяет россий- в год. Кузов ПАЗа - универсальный и ское происхождение. ЛиАЗ-5256 долго пригоден для установки на любое поди трудно шел к потребителям. Ныне ходящее шасси (проработаны варианэтот автобус с двигателем 'Катерпил- ты с КамАЗом, польским Аутосаном"). лер" (индекс 525625) получает, накоПредлагаемые комплектации авнец, прописку в городах - уже собрано тобусов предоставляют заказчикам несколько сотен машин. Второй кон- свободу выбора. У всех моделей миникурсант - АКА-5225, его выпускает Го- мум два варианта коробки передач, лицынский автобусный завод по лицеи- планировки салона и т.п. На нашем тезионному соглашению с "Мерседесом" сте побывали модификации, которые (свидетельство - трехлучевая звезда производители оценивают как наибона передке). Двигатель и ходовая лее перспективные.Дмитровский автобусный парк. Сбылась детская мечта одного из авторов - в руках большой автобусный руль. Расположение приборов и органов управления на всех машинах похожее. Вход через правую дверь, конечно, гарантия безопасности, но протискиваться на сиденье ЛиАЗа и ПАЗа неудобно - мешает рычаг переключения ЗР 4/2000 47 ИСПЫТАНИЯТестпередач, который, кстати, при выходе приходится пропускать между ног (...клиренс, господа!). Все же для машин с механической коробкой желательна небольшая дверь слева - пусть не для постоянного пользования. От водителя АКА с коробкой-'автоматом" упражнение "за руль!" не требует навыков акробата. В "Мерседесе", как ив ПАЗе, кресло покоится на пневмоподвеске ив исходном положении слишком прижато к рулю. Количество и диапазон регулировок сиденья и баранки достаточны даже для шофера самой экзотической комплекции. У "Мерседеса" самое удобное управление дверями, которые открывает и закрывает одна кнопка со встроенной лампой. Как минус отметим перегруженный подрулевой переключатель: на него выведены и "поворотники", и свет, и "дворники". Ну, хватит осматриваться. Поехали! Остановка 1-я: "Гидроузел". ЛиАЗ пассажиры встречают без эмоций: видно, привыкли к таким машинам. Строго рациональный, без претензий на "зрительские симпатии" ликинский кузов как будто специально разработан для невеселой эпохи кризисов, неурядиц и бедности. Голицынский автобус - типичный "Мерседес", функционален и строг. Элегантный ПАЗ выглядит не менее современно и солидно. "Вот, проголосовали за нашего-то, и 48 4/2000 ЗРпассажиров "Мерседеса" и, особенно, "пазика" выстроиться в очередь... или шагать к середине автобуса, где посадка происходит ощутимо быстрее. Самая узкая дверь сзади - у ПАЗа; но, как ни странно, ее пропускная способность не показалась ниже, чем у конкурентов благодаря удобному расположению поручней и глубоким ступеням. сразу какие автобусы пошли!" - оценила новинки энергичная старушка. Привычные дмитровцы погружаются через среднюю и заднюю двери - переднюю водители автобусов с подобной планировкой отродясь не открывали, захватив ее в единоличное пользование. Широкие лиазовские двери с привычным поручнем посредине в принципе позволяют совершать посадку-высадку одновременно. Но на практике такое, как правило, не получается. Отсутствие поручня в ПАЗе и АКА поначалу удивляет пассажиров, особенно тех, кто в возрасте. С другой стороны... "Ух ты, какие двери, вчетвером заходить можно!" - и мальчишки тут же проверяют идею на практике. Подрастут - и еще раз порадуются свободному проему- например, затаскивая детскую коляску. Суженные проемы задних дверей заставляют пока немногочисленных Остановка 2-я: "Техникум". "Автобус не резиновый! Отправлена машина!" Изрядно потяжелевшие, отваливаем от остановки и смотрим, как чувствуют себя пассажиры. Рано мы расхвалили замечательно широкие двери ЛиАЗа - хлынувший поток пассажиров, разбиваясь о сиденья, закручивается на тесной задней площадке в водовороты, пытаясь пробиться на стремнину среднего прохода. Накопитель напротив средней двери выглядит тихой заводью - часть вошедших перетекает на передние места, другая более-менее спокойно наполняет площадку. В проходе пассажиры упираются коленями в выступающие из-под одинарных сидений мощные колесные арки; уж лучше бы сиденье было двойным, а так место пропадает. И все же стоять в ЛиАЗе лучше, чем сидеть, и не только из-за тесноты диванчиков типа вокзальных. Оказав- шиеся в якобы привилегированном сидячем положении пассажиры никак не защищены от невольной агрессии стоящих: перед задней лавкой нет поручня, так что на вас могут непринужденно облокотиться (свалиться); в середине, неровен час, отдавят ноги. То ли дело АКА! Все сиденья установлены на поднятых площадках, так что ступни сидящих и стоящих занимают разные уровни. Влетая в салон, школьники спешат рассесться и потом уже округлившимися глазами разглядывают мерседесовское великолепие: "А что, всегда такой автобус будет ходить? Не жалко и по пяти рублей платить". Дмитровцев несколько смутило малое количество мест для сидения зато в час пик они оценили самый большой накопитель. Впрочем, распланировать салон АКА-5225 можно и по-другому, установив больше кресел. После ЛиАЗа заметный наклон пола в задней части бросается в глаза... и в ноги - стоять не слишком удобно. Это касается и ПАЗа, где подъем еще круче. Узость задней двери неожиданно оказывается преимуществом ограничивает вход на совсем маленькую заднюю площадку. Кстати, последний ряд сидений павловцы спланировали лучше всех - на разнесенные места пробираться удобнее. Подиумы, на которых стоят креслица, здесь окантованы металлическим профилем - конструкция, возможно, долговечная, но травмоопасная. Павловская машина единственная, где никто не поскользнулся, не зря создатели придирчиво выбирали покрытие пола. Для пиковых нагрузок салон ПАЗ-5271 тесноват, но накопитель можно расширить за счет нескольких сидений. Пассажиры оказались неравнодушны к уютному интерьеру: "А это наш автобус, российский?" Гордые павловцы хором кивнули и получили порцию бальзама: "Это хорошо!" Остановка 6-я: "Вокзал". В ЛиАЗе разговорчивые пассажиры невольно сближаются и повышают голос - интенсивный разгон сопровождается шумом. Первую скрипку играет не двигатель, а истошно гудящая трансмиссия (вот вам и "Цанрад Фабрик"! Кстати, уважаемая фирма успокоила насчет именно этого экземпляра: дескать, на безопасность не влия-(ш*~р IИИД *ет). Заунывный вой особенно бьет по ушам в задней части салона. "Мерседес" и ПАЗ - тихони. В кабине водителя ив любой точке салона можно разговаривать вполголоса. Измеряя внутренний шум на полигоне (см. табл. 2), мы исключили из тройки ЛиАЗ. Инструментальный контроль загазованности показал, что при данных условиях все машины уложились в норму (табл. 3). Под ровный гул "печек" (которых на три салона набралось аж 11 штук, не считая дополнительной "батареи" в накопителе жаркого АКА) выезжаем за город. Остановка 7-я: "Путепровод". Жаль, форменной фуражки водителям автобусов в Дмитрове не положено! Алгоритм: зеркало справа - двери - зеркало слева - передача - газ уже стал привычен. В АКА, правда, предпоследний пункт лишний, "зато" зеркала требуют тянуть шею: то ли они стоят высоковато, то ли сидишь за рулем низко. Встраиваемся в редкий пока поток машин... "би-ии!" - "приветствуют" ПАЗ и ЛиАЗ вынужденные притормозить легковушки. Тягито автобусам хватает, но поди перебери вручную шесть передач, чтобы энергично разогнаться! Особенно удручил ЛиАЗ с невнятным переключением (инженеры завода, кстати, усовершенствовали узел, и в ближайшее время он долженГ"":яв"*л1дип^ ^ j |ч> LДНИ'Ьгх tj^jtl1 . ^jlf1АКА-5225 ЗР 4/2000 49 ИСПЫТАНИЯТест1—1-— ;1щглн*«в i-пойти в серию). Двенадцатилитровый мотор и гидромеханическая коробка АКА, бодро отщелкивая передачи, уносят автобус с остановки так быстро, что соседи по движению не успевают даже моргнуть фарами. На линии мы получили подтверждение замеров, выполненных на полигоне (табл. 4). К сожалению, ЛиАЗ не смог принять участие в штурме подъемов, однако и по предыдущим результатам видно, что в горах ему суждено быть аутсайдером. На заснеженных дорогах павловцу немало помогала блокировка дифференциала, голицынцу система контроля тягиАБЯ. Серьезное испытание для всех городских автобусов - "упавший" на дорогу страж порядка. Один из ЛиАЗов дмитровского парка неделей раньше крепко споткнулся о лежачего полицейского: переполненный автобус не спасла система поддержания постоянного уровня пола... На нашей троице пневмоподвески сработали четко. Кстати, лучше всех к встрече с ухабами подготовлен ПАЗ: по команде водителя он умеет вставать на цыпочки, поднимаясь на 75 мм! Видимо, в прошлой жизни он был лифтом. ...Укатанный лед перед остановкой позволяет оценить работу тормозов. ЛиАЗ порадовал в меру чувствительной и, пожалуй, самой "понятной" педалью. На АКА установлен гидрозамедлитель:I "11крывания двери. Только учитывая молодость конструкции, можно извинить незащищенность аварийной кнопки (за водчане пообещали упрятать внешние и внутренние выключатели под стекло, по примеру АКА). Кстати, неплохо бы на всех автобусах снабдить кнопки звонков обратной связью - звуковой или световой, чтобы пассажиры не давили на них по нескольку раз. На маршрутах без кондуктора (например, московских) функцию билетераощущение такое, будто автобус ухватили за хвост, затем, когда педаль уже прошла часть хода, срабатывают штатные тормоза. АБС дает о себе знать дробью педали, стуком в тормозных механизмах и, конечно, уверенным торможением. Кстати, подобная система на ПАЗе действует не менее результативно, но без шумовых эффектов. К штатным тормозам немецкого и шведского шасси, конечно, привыкаешь, но поначалу они кажутся излишне резкими, особенно учитывая немалый "холостой" ход педали. "Не дрова везешь!" - подсказали пассажиры.При сравнении тормозных путей (см. табл. 4) необходимо учитывать, что ПАЗ был обут во всесезонный "Мишлен", АКА - в летний "Бриджстоун". ЛиАЗ за отсутствием АБС с ними не соревновался. Остановка 9-я - по требованию. Упс! Неожиданно в ПАЗе на полном ходу распахивается задняя дверь - дама, желающая сойти, перепутала расположенные рядом кнопки звонка и от10Я0т.:504/2000 иногда берет на себя водитель. Как ему общаться с пассажирами? В ЛиАЗе - через довольно большое окошко, расположенное, правда, слишком низко. Перегородка АКА снабжена тюремной "кормушкой" на уровне пупка. К услугам пассажиров ПАЗа - целая дверь, ведущая из салона к водителю... вот только станет ли шофер распахивать ее каждый раз, продавая талоны на проезд? Павловский автобус может похвалиться самыми оригинальными форточками во вклеенных боковых окнах. Верхняя часть откидывается внутрь, открывая узкую щель, недостаточную не то что для головы, но даже и руки - несомненное достоинство при перевозке, например, пионерлагеря. С другой стороны, стекло нужно бы окантовать, а петли и пружины усилить, чтобы защитить автобус и пассажиров друг от друга. Дмитровские эксплутационники придирчиво осмотрели диковинныхТаблица 2 УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕГО ШУМА ,шз АКА-5225 ПАЗ-5271 без Печки' с печкой" без"печки" с"печкой" Водительское место 74.9 71.5 69.9 72.0 Переднее сиденье 753 79.0 77.3 79,2 78.4 Средняя часть салона 78,7 79,8 79,8 78.8 Задняя часть салона 79.8 83.3 82.9 Примечание. Норма - не более 82 дБ. Таблица 1 Таблица 3 :РЕЛНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЗАГАЗОВАННОСТИ САЛОНОВ (работа на холостом ходу, движение! imAJ-525625ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРНО" 1КИ АВТОБУСОВ ЛиАЗ-525625 ГолАЗ-АКА-5225 Компоновка Длина х ширина х высота, мм База, мм Число мест для сидения/общее Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Максимальная скорость", км/ч Контрольный расход топлива при 60 км/ч. л/100 км Радиус поворота, мПАЗ-5271полуиностранцев, ликинская машина им уже знакома. Похвалив продуманность конструкции и качество АКА и ПАЗа, практики выбрали... ЛиАЗ. По прикидкам специалистов, двигатель "Катерпиллер" без проблем пройдет 500 тыс. км. Цена его запчастей, конечно, кусается, зато сам автобус сравнительно недорог, а ходовую можно ремонтировать "дома". Эксплуатация машин на шасси "Мерседеса" и "Вольво" потребует квалифицированного обслуживания и дорогущих расходных материалов. Большинству российских автохозяйств, с трудом сводящих концы с концами, о замечательно продуманных, надежных, удобных российско-шведских (немецких, итальянских и т.п.) машинах остается только мечтать. Остановка 12-я: "Яхрома", конечная. Последние пассажиры покидают салон, кондуктор подсчитывает выручку, а у нас есть несколько минут до обратного рейса, чтобы подвести итоги. ЛиАЗ-525625. Обладает неоспоримым достоинством - наименьшей ценой, оправдывающей недостатки. "Катерпиллер" удачно прижился в его моторном отсеке, дотянув конструкцию начала 80-х до приемлемого сегодня уровня. Очевидно, в будущем станут доступны и больший комфорт, и совершенная техника, и... цена. Но в это самое будущее большинство пассажиров привычно поедет в ликинском салоне. АКА-5225. "Мерседес" - он ив России "Мерседес". ГолАЗ совершенно заслуженно украшает свою продукцию трехлучевой звездой... и, увы, вписывает в прайс-лист немалую сумму. Все продумано до мелочей, а некоторые недостатки объясняются тем, что после германской заточки требуется российская правка. ПАЗ-5271. При всех недочетах надо учесть его молодость - мелочи легко исправить, было бы кому это оценить! Качественный скачок завода лучше всего показывают слова одного из водителей: ЭТО уже не назовешь просто "пазиком". Вместе с АКА он демонстрирует, что наше будущее начинается сегодня. Увы, экспрессом туда не попадешь, а потому - в путь, со всеми остановками.заднемоторная. заднеприводная 11950х2500х 11400х2510х 11545х2500х 3007 3125+75 3060 5900 5875 3840 24/120 35/110 28/115 10400 9950 9600 19000 18000 17835NOx. мг/м3 СО. мг/м301 670.370 070.070 03677.07.0737,770 2911.590 2210.6580 2611,5Таблица 4 ЛиАЗ-525625 АКА-5225 ПАЗ-5271 Максимальная скорость, км/ч 763 90,2 Эластичность, с: 12,0 5,6 6,3 15-40 (IV) 13,7 20-60 (V) 30,2 11,6 25-70 (VI) 40,6 16.0 21,0 Выбег, м: с 50 км/ч 652,7 654.2 650.5 1028.4 с70км/ч 1035.2 1070.3 Тормозной путь, м усилие на педали, кгс: С 50 км/ч 43.528.2 30.4/24,2 С 70 км,ч 84.224.2 620/24.0 Время преодоления подъемов, с (дистанция, м): 40,3 46.1 4% (609,3) 37.4 6% (444) 33.3 8% (642,1) 36,6 46,9Рабочий объем, л Мощность. кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент. Н м при об/мин Коробка передач Число передачрядный, шестицилиндровый, дизельный "ВольвоКатерпиллер- "Мерседес-Бенц DH10A245" ОМ447ПА" 3116" 9.6 12,0 6.6 180.245 172234 1В4/250 2000 2600 2200 1050 820 900 1200-145С 1200-1600 1560 ZF-S6-85 механическаяZF-S6-85 автоматическая механическая•«ойт-Гтг"4144000••••6110 000675000* Принудительно ограничена.•Благодарим за помощь в подготовке материала филиал ГУП МО Мострансавто Автоколонну 1784, г. Дмитров.ЗР 4/200051