78
79
ОЦАЖ&ОБУВИОбзор предложений дорожных шин и дисков колес.М аксим САЧКОВ Чтобы не потонуть в резиново-стальном колесном океане, продавцы покрышек и дисков довольно четко разделяют свой товар на группы - по качеству, цене, спросу. Последуем и мы их примеру. Шины отечественные. Рейтинг возглавляет продукция трех колоссов - Нижнекамского, Бобруйского и Белоцерковского шинных заводов, поставляющих свои изделия как в запчасти, так и на конвейеры автогигантов. Цены популярных тринадцатидюймовых шин колеблются от 500 до 750 рублей. Нижний предел этого ценового диапазона - нижнекамская БЛ-85, верхний белоцерковские БЦ-20 и БЦ-6. Устаревшую камерную покрышку И-151 можно купить совсем дешево - всего за 300 целковых. На "Москвич-2141" штатная резина чуть дороже. Например, та же БЛ-85 обойдется в 550 рублей, а за современную модель Л-5 на рынке попросят в среднем на сотню больше. Для четырнадцатидюймовых "волговских" колес подойдет недорогая ИД-220 за 600 или БЦ-1 по цене 950 рублей. Шина на пятнадцать дюймов стоит еще дороже: относительно дешевую бобруйскую Л-8 отдадут примерно за 750 "деревянных", а "Кама501" потянет на добрую тысячу. Второе место среди отечественных производителей в категории "качество-цена" занимают на торговых прилавках Волжский. Кировский и Московский шинные заводы, поставщики, соответственно, ВАЗа, ГАЗа и "Москвича". По стоимости их продукция практически не уступает лидерам, но ее достоинства рынок оценивает ниже. Например, М-229 "Московия" для "Святогора" стоит 550 рублей, а М-248 продают за 700. Такая же ситуация ис волжским заводом: цена И-151 местного производства и нижнекамской почти одинаковая. Отдельно назовем Опытный шинный завод НИИШПа с небольшими объемами производства (как правило, новых моделей шин). Его продукция ничуть не уступает "большой тройке", но цена при этом несколько выше. И-394 обойдется покупателю на сотню (иногда больше) дороже, чем аналогичная нижнекамская. Далее расположились Ярославский шинный и омский "Матадор". Первый поставляет в запчасти большой ассортимент камерных и бескамерных шин. По комфорту и ездовым качествам они не уступают нижнекамским, бобруйским или белоцерковским, но если верить продавцам (они ссылаются на своих клиентов), изнашиваются быстрее. Уровень цен - что иу лидеров. Приблизительно за те же деньги продают и отечественный "Матадор". Еще в одной группе находятся воронежский, омский (не путать с "Матадором"), уральский и днепропетровский заводы. Основная их продукция - посредственные шины, разработанные еще для "копейки" и рассчитанные на самую небогатую часть покупателей. Например, упомянутую И-151 делают ив Воронеже, и в Днепропетровске, и на Урале; "жигулевские" покрышки М-100 и М-145, кроме Нижнекамска и этих трех заводов, производит еще и Омск. Цены на продукцию этих предприятий в среднем на 10-20% ниже, чем у конкурентов. Шины импортные. Лидирующие позиции здесь занимают "Мишлен", "Континенталь". "Пирелли". Следом идут "Гиславед", "Нокиа", "Бриджстоун", "Гудьир", "Барум". В зависимости от модели цена колеблется от 1000 до 2000 рублей для тринадцатидюймовых шин. Импортная покрышка для штатного "москвичовского" колеса обойдется вла-•••••Пожалуй, лучшие образцы современных отечественных всесезонных и дорожных шин - БИ391 (она же И-391, в других размерностях - Л-5, Л-8), "Кама-205", БЦ-20. Цена - 600-700 рублей.• •^ • ^Н784/2000 ЗРгi• ааз—•*"PoCi^"^ "We^*скийГ-^оГ^*^^^^тТоварные знаки шинных заводов.РОвсК).дельцу в 1400-2400 целковых, для "Волги" ГАЗ-3110 - 2000-3000 рублей, а вот некоторые элитные модели стоят 4000 рублей и больше, например "Пирелли Р6000". Вторая группа - корейские "Кумхо", "Ханкук", словацкий "Матадор". Первые две получше, но и стоят на 20-30% дороже европейского одногруппника. Например, на "Жигули" и "Самару" одна корейская покрышка обойдется в 900 рублей, для "сорок первого" и "Волги" с колесами одинакового размера - 1400. на "баржу" с большими дисками - 1700 рублей за "баллон". Диски. Штампованные стальные - лидеры по продажам, поскольку стоят недорого - не более 500 рублей за колесо. Практически для всех отечественных моделей предлагает свои изделия кременчугский завод - лидер в этой группе по ценам. На рынке за "жигулевский" диск просят около 250 рублей, на пару червонцев дороже стоит "восьмерочныи". для вазовского вседорожника цена около 450 рублей. "Волговский" 15-дюймовый диск стоит в среднем320, а дюймом поменьше - на 20-30 рублей дешевле. Колесо "Святогора" обойдется владельцу приблизительно в 400 рублей. Следующая в этой группе - собственно продукция автозаводов. Тольяттинские и нижегородские диски примерно на 5-10% дороже кременчугских. Поговаривают. что и "ходят" оригинальные колеса дольше.сколько хуже - потому и дешевле. Стоимость остальных нашенских литых дисков колеблется в пределах 800-1200 рублей за 13-дюймовый, 1000-1300 - 14-дюймовый, 1500-2000 -15-дюймовый. В посткризисное время отечественная продукция сильно потеснила зарубежную. Выжили, пожалуй, только итальянцы со своим высококачественным дорогим товаром для весьма состоятельных покупателей - от 2300 рублей за колесо и выше в зависимости от размерности. Попадаются турецкие диски, немного уступающие по качеству отечественным, но практически такие же по цене. Третья группа - кованые диски. Они легче, чем литые, лучше держат удар, дольше противостоят коррозии. Зарубежные фирмы такой товар не предлагают конкурируют в этой нише только отечественные производители. Большинство покупателей отдают предпочтение кованым дискам из подмосковного Ступино, неплохие изделия поставляют упоминавшиеся Белая Калитва и Верхняя Салда. Цены на модели одного диаметра у всех производителей практически одинаковы и почти не отличаются от предлагаемых за "литые" аналоги. Какие-то особые советы в выборе шин и дисков дать трудно. Из отечественного ассортимента лучше предпочесть то, что поставляется на конвейер автозаводов. Хотя бы потому, что эти покрышки и колеса прошли жесткие дополнительные испытания и получили одобрение изготовителей автомобилей. Возможно, у конкурентов есть что-то и получше, но без заводского одобрения об этом судить трудно. Что касается качества... Бесспорно, дорогие импортные шины и диски превосходят отечественные - за то и деньги плачены. Увы, не всем они по карману. Многим доступны только самые дешевые колеса что ж, и они будут катиться, но не стоит требовать от них чего-то выдающегося. И последнее - собираясь на рынок, обратитесь к шинным тестам журнала например. ЗР, 1999, № 3. Кстати, очередной отчет об испытаниях дорожных шин мы опубликуем в ближайших номерах.По этим четырем цифрам (показаны стрелкой) можно узнать дату рождения покрышки: 02 вторая неделя, 00 - 2000 год. Шины, выпущенные до 1999 года включительно, маркировали тремя цифрами: две - порядковый номер недели, последняя - год. Лучше не покупать покрышки старше 2-3 лет.Импортные шины: корейская "Ханкук884" (тринадцатидюймовая стоит около 900 рублей), "Бриджстоун-RE 71" из Японии (1200 рублей), новинка финская Нокиа NRH-2" (1700 рублей).Спросим читателейЗаменят ли вы штатные диски колес улучшенными!Завершают список импортные штампованные диски. Продукция немецких фирм KFZ и Metro предназначена для "жигулей". "самар" и "волг". Цена по сравнению с оригинальными деталями выше в полтора раза. Примерно на столько же дольше заводских иностранцы сопротивляются коррозии. Следующая группа - литые диски. Из российского товара, представленного на прилавках, выделим ставшую достаточно популярной продукцию из Белой Калитвы, Верхней Салды, а также московской фирмы "Вилс" и из Красноярска. Последние, по отзывам продавцов и покупателей, не•ЗР 4/2000 79