28
29
ИСПЫТАНИЯАкселерат"ПРЕМЬЕР"!На ВАЗе освоено мелкосерийное производство малого представительского автомобиля на базе "десятки".Сергий МИШИН Попытками "вырастить" из серийной легковушки благородный лимузин грешат, похоже, все наши автозаводы. О том, что из этого получается, мы уже рассказывали в ЗР, 1999, N» 9. Сегодня подробнее поговорим о "Премьере" ВАЗ-21108. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. Естественно, что автомобиль с претензией на благородство своему сановному пользователю интересен в первую очередь как средство комфортного перемещения. Заднему сиденью при этом особое внимание. Расположившись на нем "нога на ногу", так и подмывает, будто в старинных фильмах про буржуев, ткнуть тростью в плечо водителя-кучера - Василий, гони к "Яру"! А если серьезно, то дополнительные 175 мм длины кузова, отданные ногам пассажиров заднего сиденья, дают им большую, чем на прототипе, свободу. Однако назвать посадку совсем уж комфортной нельзя - в движении все время сползаешь вперед-вниз, пока не займешь положение устойчивого равновесия. Спина при этом отклоняется назад и бывший уж совсем близко потолок "не давит" на голову. И нужно бы сиденье переделать совсем немного - подушку подать чуть вперед (30-50 мм) и опустить на самую малость (15-20 мм), а верхнюю точку крепления спинки оставить на месте, увеличив таким образом ее наклон.На заднем сиденье просторно, почти как в лимузине.Вместе с тем взгляд из далека заднего сиденья выхватывает в интерьере машины мелкие огрехи сборки - саморез какой-нибудь недовернут или щелочка в панели приборов. Ни к чему эти технические подробности VIP-пассажиру, поэтому и требования к качеству работы здесь выше. Еще одно замечание таится за подлокотником, упрятанным в спинку. Стоило его откинуть, как из багажника через открывшиеся щели потянуло могильным холодом. Хлипкая пластмассовая крышка люка, сообщающего салон с багажником, и на "десятке"-то никуда не годится, а уж на "Премьере" и вовсе. Вместе с тем в спинке сиденья благородного авто вполнегармонично расположился бы мини-бар. Впрочем, если подлокотник не откидывать - тепла сзади хватает. А если "Премьер" попадает в личное пользование? Сегодня его может купить любой состоятельный человек. Захочет ли? Ведь в этом случае весь дополнительный комфорт достанется домочадцам, друзьям и уж никак не владельцу. Его место будет за рулем. Переберемся сюда и мы. Здесь всеВАЗ-21108 1 ВАЗ-21103 "Премьер" Параметры ВАЗ-21108 ВАЗ-21103 Снаряженная масса кг 1100 1035 5,2 Радиус поворота, м 5,5 8200 Жесткость кузова на кручение Н мград 10450 Максимальная скорость, ч ч 170 185 Время разгона 0-100 кмч. с 13.5 12,5 Расход топлива. «Я 00 ки при 90 км/ч 5,9 5.5 120 км/ч 7,2 7.0 городской чикл 91 88II"т^г МАСШТАБАбез изменений. Впрочем, и в управлении "Премьер" практически не отличается от обычной "десятки", точнее, "сто третьей". Увеличенная база ничем себя не выдает разгон, торможение, маневренность - все, как на "стандарте". Только полностью загруженная машина заставляет "подкручивать" "двенадцатый" мотор, затягивая разгон на промежуточных передачах - сказывается невысокий момент на "низах". На скользкой дороге выяснилось, что предельная скорость при прохождении поворотов чуть возросла. При этом машина, сохраняя недостаточную поворачиваемость. начинает "поскальзываться" позже своей прародительницы и ведет себя вполне покладисто. А скольжения, если они и возникают, более плавные, нежные и легкоуправляемые, нежели на обычной "десятке". Отчасти этот эффект объясняется увеличенной жесткостью кузова на кручение. Однако даже после такого "нащупывания краев" понимаешь, что "Премьер" предназначен все же для степенной езды. Дополнительные четыре вершка не просто удлинили "сто третью", а сделали из нее, судя по нашим ощущениям, совсем другой автомобиль. ПРОИЗВОДСТВО. Кузов "Премьера" сваривают на стапелях в управлении экспериментального производства ВАЗа. Сюда он поступает "россыпью". Часть деталей режут, чтобы затем надставить. Впрочем, следы удлинения внешне незаметны - крыша и наружные панели задних дверей цельные. Сваренный кузов подвешивают на заводской конвейер для грунтовки и окраски. После этого снимают и доставляют в фирму "СуперАвто", где он превращается в автомобиль. Давайте понаблюдаем за этим процессом. Чем он отличается от конвейерной сборки ВАЗ-21103? Первым делом рабочие, используя заводскую технологию, вклеивают в кузов стекла. Отличие лишь в том, что на конвейере обезжиривают стекла и наносят клей роботы. Зато в "СуперАвто" после этих операций кузов "отдыхает" ночь до следующего рабочего дня, что способствует лучшей полимеризации клея. В начале смены кузов ставят на специальную каталку и подают на сборку, где его ждет тележка с полным набором полагающихся "Премьеру" деталей - это одна из особенностей ручной сборки. Все под рукой, забыть что-нибудь поставить - невозможно. Собирают эти машины тщательно без конвейерной спешки. Трудоемкостью сборки "сто третья" и "сто восьмая" отличаются незначительно: на первую уходит около 32 нормо-часов, на вторую - чуть больше 36. При этом общее время сборки "Премьера" - 24 часа, а 21103 на главном конвейере - всего 6 часов. Но в сборке автомобиля на одной "нитке" конвейера участвует около 800 человек, а в "СуперАвто" - всего 30! Еще одно условие качества - индивидуальная ответственность сборщиков. В специальном документе против каждой операции - фамилия и роспись исполнителя. Благодаря этому всегда можно вычислить "автора" возможного дефекта. Готовый автомобиль проходит все усДополнительная шумоизоляция закрывает почти весь щит передка."Премьер"- наш первый автомобиль с улучшенными параметрами посадки задних пассажиров, предназначенный для чиновников. Лимузин ВАЗ-21109, удлиненный по сравнению с 2110 на 300 мм, - не в счет, это штучная машина. ВАЗ-21108 подтвердил возможность сборки большого автомобиля на главном конвейере, ведь все машины с каждым годом "подрастают" и у нас здесь есть некоторый запас. Кроме того, ВАЗ-21108 - это своеобразная лаборатория на колесах для отработки и внедрения новых решений. Гидроусилитель, кондиционер, шестнадцатиклапанный двигатель 21124 рабочим объемом 1600 "кубиков" - вот перечень крупных новинок, освоение которых перед постановкой на конвейер происходит на ВАЗ-21108. А мелочи и не сосчитать. Например, внедряем новые, более прочные петли дверей,На задних дверях в ручки встроены клавиши управления стеклоподъемниками......а внизу специальные фонарики светят под ноги.тановочные регулировки - света фар, углов передних колес, токсичности. "Посещаются" мощностной и тормозной стенды. Затем проверка кузова на водонепроницаемость в "дождевалке", обкатка не менее 50 км и устранение выявленных дефектов. Часть машин собирают по предварительно оплаченным заказам - на такие сразу могут поставить кожаные сиденья, гидроусилитель руля немецкой фирмы ZF, климатическую установку "Фрост", люк и многое другое. В общем, и в качестве сборки не получается равенства между ВАЗ-21108 и ВАЗ21103. Ведь "Премьер" - это автомобиль "хэнд мэйд" - ручной сборки. Вот что рассказал нам ведущий конструктор "Премьера" Валерий Козенков.Благодаря этой дополнительной рамке между арками задних колес жесткость кузова 21108 повышена по сравнению с 21103 на 17%.мягкие втулочки на осях дверных замков, чтобы хлопок при их закрывании был мягче, и т. п. На очереди новые обивки дверей, мягкая накладка на панель приборов. Недостатки мы знаем. В ближайшее время изменим заднее сиденье: сдвинем его вперед, увеличим наклон спинки. Кроме того, усилим внимание качеству интерьера. В элементах внешней отделки вновь появится хром, а в салоне - декор под дерево и модный ныне карбон. Так что на обозримое будущее забот хватит. А впереди маячит новая идея, ВАЗ-21118 - удлиненный универсал с высокой крышей, возможно. полноприводный... D ЗР 5/200029