145
146
Игорь ТВЕРЦУНОВ Сегодня будем ругаться! Громко и грубо. Будем поливать бракоделов и их пособников. Но чуть позднее. Пока поговорим о хорошем и мелких пакостях. Зимой "Соболь" (он же "сундучок" либо "Газёл" - в зависимости от поведения) эксплуатировался не слишком активно. Рейсы, в основном, каботажные, по Москве и области. Кроме главной работы, "Соболь" порой подхалтуривает. То диван отвезет, то холодильник. Причем сдаем мы его "внаем на выходные" без водителя. Так что уже полредакции на фургончике поездило... и никто не сказал дурного слова. Всем нравится удобная кабина, отличные обзор, простота управления. Нам, эксплуатирующим "Соболя" постоянно, все это тоже нравится, как и многое другое. А именно: неплохое качество сборки (ничего не пришлось протягивать и регулировать), неплохая покраска (сколы за зиму не заржавели), отличная маневренность (в городе первое дело), отсутствие серьезных проблем с запчастями и обслуживанием (по крайней мере, в Москве). Конечно, не обошлось без поломок, иногда серьезных, а порой до смешного досадных. Начнем со вторых. За зиму пришлось трижды менять наружную ручку на водительской двери. Потянул за нее на морозе - она и осталась в руках. Заводчане утверждают. что конструкция сей зловредной детали будет изменена. Заменили по гарантии вышедшие из строя передние амортизаторы. На новой "Плазе" "сундучок" и ездить стал как новый. Еще один узел, потребовавший замены, - главный тормозной цилиндр. Ни с того, нис сего начал "перепускать": педаль медленно проваливалась. Продолжается течь из-под патрубков насоса гидроусилителя (сам усилитель работает нормально). Ни замена шлангов, хомутов, ни применение герметика результатов не дают. Ну, а теперь начинаем ругаться, рассказывая о поломках глобальных. Где-то на десятой-одиннадцатой тысяче километров пробега "Соболь" ("Газёл" противный!) принялся кушать масло. Причем в городе этот процесс был мало заметен, но стоило только выехать на трассу и как следует "наступить" на педаль - масло уходило буквально на глазах. Визит в сервис и проведенная диагностика утешительных результатов не принесли. Надо вскрывать!двигатель продиагностировали, подрегулировали и обнадежили: все в порядке. Переходим к выводам - увы, неутешительным. ГАЗ создал "Соболя" - очень удачный автомобиль, который, будучи исправным, прямо-таки наполняет чувством гордости, пронизанной патриотизмом. Так и хочется стукнуть себя в грудь - дескать, можем! Однако производители комплектующих своими "стараниями" подрезают патриотический порыв на корню. Если развалившийся замок ремня безопасности из солнечной Словении - сущий пустяк, то развалившийся мотор из родного Заволжья - катастрофа.Кстати, о моторах. Доводилось поездить и на "правильном" ЗМЗ-406, который за много тысяч километров не подбросил ни одного сюрприза. Когда он работает, ничего плохого о двигателе не скажешь. Но откуда в товарном "четыреста шестом" могут оказаться некондиционные поршневые кольца? Почему двигатель надо перебирать дважды (пока еще) за год? Проблема поиска поставщиков качественных комплектующих стоит перед всеми Надо - значит, вскрываем. Диагноз подотечественными производителями. Что хотверждается: необходима замена поршнерошо - то обычно дорого, что дешево, то, извых колец. Родные изношены сверх всякой вините, не есть хорошо. Хотите качества меры. И это всего за 10 000 км - не рановато платите деньги. Вы готовы раскошелиться? ли? Сервисмены посоветовали установить импортные кольца SM, чтобы в дальнейшем •СОБОЛЬ" ЗА 15 000 KM 1 застраховать себя от подобных проблем. Тем Общий пробег 15 000 км из них: город - 6500 км. шоссе - 8500 км. проселок - эпизодически более, что гарантия скоро кончается и очеЗатраты на эксплуатацию, руб.: редной казус может вылететь в копеечку. за предыдущий период (0-10 000 км) 11115 за отчетный период (10 000-15 000 км): Мотор отремонтировали, радость, однабензин 50СО ко, была недолгой. Через пару тысяч килозапчасти, ремонт 1270 метров все повторилось: не тянет, жрет масВсего за отчетный период 6270 ло. Неужели хваленые импортные кольца Всего с начала эксплуатации 17385 подкачали? Да нет, буржуи знают свое дело туго. На этот раз приказала долго жить наРаботы, выполненные по гарантии: заправляющая втулка одного из клапанов. Мемена передних амортизаторов, устранение няем головку - к счастью, вновь бесплатно. тяги насоса гидроусилителя, ремонт замка Да здравствует гарантия! Позор бракоделам! ремня безопасности, ремонт электрокоррекПосле этих перетрясок "Соболь" съезтора фар, замена поршневых колец, замена дил на родину своего двигателя - в Заволголовки блока цилиндров. D жье. Там на фирменной "моторной" станции Увы, "Фора" то и дело требует к себе внимания. Первыми с тех пор отказали омыватели. Сначала ветрового стекла, чуть позже и заднего. У первого развалился тройник для развода трубок к форсункам омывателя. Деталь копеечная, жаль не денег, а времени, затраченного на поиск и замену. С задним оказалось сложнее - сломалась трубка в месте складывания (в верхней части двери задка). Пришлось вытачивать замену из алюминия. Условия второй зимовки "Форы" сложились в попьзу человека - машина ночевала в теплом (плюс 13-15°С) гараЗР 5/2000 145ФОРАМодель - ВАЗ-21218; изготовитель - "АвтоВАЗ БРОНЮ"; год выпуска - 1997; в эксплуатации "За рулем" - с августа 1997; пробег на момент отчета - 65 тыс. км; предыдущие публикации - ЗР, 1997, № 12; 1998, №3 и 8; 1999, №1.Сергей МИШИН За прошедший 1999 год "Фора" преодолела еще 25 тысяч километров. Казалось бы, что может беспокоить на относительно свежей машине сверх того, что принято считать детскими болезнями? О них мы уже рассказывали в предыдущих отчетах и надеялись, что очередной будет кратким и бодрым, как заключение медкомиссии в военкомате здоров, годен! ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАвтопарк ЗР же. И хотя для нее это не очень полезно - постоянные запотевания с мороза и скачки температур - свое здоровье дороже. Каждое утро разогревать промерзшее сиденье собственной... энергией - удовольствие сомнительное, да и врачи не рекомендуют. Отдадим должное "Фора" стойко перенесла эти контрастные ванны, и угрожающих очагов коррозии к весне не прояви- . лось. ,-• Невзлюбили зиму И электродвигатель отопи- 8 теля и стеклоочиститель. * Первый истошно визжал, пока не прогреется, просился на замену или хотя бы в ремонт. Обычно причина такого визга - изношенные втулки вала якоря. По опыту знаем, что смазка помогает мало, поэтому решили не трогать его, а проявить выдержку до лета. Проявили, но летом и без "печки" жарко, и моторчик в тепле "выздоровел". Стеклоочиститель, напротив, вел себя тихо и загадочно - мог остановиться в любом положении, чем поначалу весьма досаждал. Особенно в прерывистом режиме. Иной раз ждешь не дождешься взмаха щеток, а они и не думают. Однако и здесь помогла выдержка: к весне дефект исчез сам собой. Видимо, контакт между сектором и лепестком в редукторе чудесным образом восстановился. Кран отопителя, наследственная болезнь ВАЗов, напротив, с каждым днем выпускал наружу все больше "Тосола". Сначала несколько капелек "на холодную", потом постоянно. Заменить его оказалось не так-то просто - мешал кондиционер. Работа стоила пяти часов и ободранных в кровь рук - уж очень надежно кран этот упрятан. Та зима, казалось, вобрала в себя годовую норму неполадок, ведь с наступлением тепла все они разом прекратились. Зимой же ослабла зарядка батареи. Подсказал это дополнительно установленный вольтметр ("контролька" генератора "молчала"): напряже146 5/2000 ЗР Уже весной "кончился" хваленый "Габриэль" (ЗР, 1999, №1) - задний левый амортизатор просто разобрался на ходу. Не отходил даже двадцати тысяч. Хорошо, что произошло это недалеко от дома, и до гаража, хоть потихоньку, чтобы половинки амортизатора не стучали по кузову, добрались сами. "Фирму" заменили на обычные "нивовские". Поздней весной внимательно осмотрели кузов. За вторую зимовку ему досталось гораздо больше. Количество мелких сколов краски увеличилось. На порогах и над ними перед арками задних колес краска слезла вместе с грунтом, обнажив металл. Это сработали "шприцы" снега и грязи, вылетающие из-под передних колес. На "самарах" в этих местах стоят пластиковые накладки. "Лишай" обработали преобразователем ржавчины и закрыли мастикой. Заскрипели и застучали шаровые опоры - теперь уже в левой подвеске, выдержав чуть больше 50 тысяч (правые, если помните, заменили на 25-й). Почти сразу за ними купили и новый звуковой сигнал. "Бибикалка" не протянула и двух лет - внутрь проникла вода и все основательно заржавело. Минувший летний сезон "Фора" открыла на новых шинах. Югославская резина "Траял" отработала 55 тыс. км. Отходила бы еще "полстолько", если бы не фирменные "траяловские" камеры. Они лопались. Сами, по швам, методично, с интервалом в 10 тыс. км. Хорошо, если воздух выходил из переднего колеса: сразу заметно - машину тянет в сторону. Но если спустило заднее, на "Форе" этого так просто не почувствуешь. Во всяком случае, на руле это не отражается. Замечаешь, когда колесо уже стучит по дороге. Плавно (чтобы покрышка не провернулась на диске и машину не занесло) останавливаешься, а шина уже дымится. В итоге три колеса из пяти обрели волнистые боковины. Не то чтобыние начало хаотично прыгать в некоторых диапазонах оборотов. Решили ездить "до победного", так как дальних маршрутов не предвиделось. Хватило на пару дней, затем генератор отказал полностью. При разборке нашли, что корпус регулятора напряжения заметно оплавился и покоробился. Виновником оказался слабый контакт в клемме, соединяющей плюсовую щетку с общим выводом диодов. Видимо, из-за этого соединение начало греться и ослабло уже настолько, что стал попросту пропадать контакт (вот вам и прыжки напряжения). Естественно, такого регулятор долго выдержать не смог. А займись мы неисправностью при первых ее проявлениях - стоило поджать ослабевшую клемму, - не пришлось бы покупать новый регулятор. Нового хватило ненадолго. Всего через шесть тысяч зарядка опять пропала. Виноватым оказался проводок вывода регулятора - прижимная скобка перетерла его изоляцию и "плюс" пробил на "массу". Пришлось ставить регулятор"таблетку".