124
125
МЫ И АВТОМОБИЛЬАвтозарубежьеПАААЛОЧКА- А вы записались в "Трипл Эй"? спросил Майк, узнав о задуманной нами поездке через пустыню Мохаве. - Машина старая, края безлюдные. Ангел-хранитель не повредит. Наш друг имел в виду AAA - Американскую Автомобильную Ассоциацию. Вместо "Эй-Эй-Эй" американцы называют ее "Тройное Эй" - так им проще. Самого Майка "Трипл Эй" выручает то и дело. Только за последний год он дважды захлопывал дверцу своего "Форда", забыв ключ в салоне. Зимним утром не смог завестись из-за "севшего" аккумулятора. А однажды проколол колесо и, хоть умеет его заменить, не пожелал пачкать руки. Каждый раз звонил диспетчеру AAA ив течение получаса приезжала бесплатная помощь. В каком бы штате ты ни находился, телефон экстренной помощи всюду единый - AAA-HELP. - Если что-то сломалось, - продолжал агитировать Майк. - механик починит на месте или отбуксирует до ближайшего сервиса. Чаевые? Ни в коем случае! - Была в Союзе телепередача "В гостях у сказки", - недоверчиво пробормотал тот из нас, что старше... И мы поехали из Калифорнии в Неваду, не вступив в "Трипл Эй". Слава Богу, старенький "Олдсмобил" не подвел. Но при въезде в мотель мы увидели эмблему AAA и поняли свою ошибку. Оказывается, будь кто-то из нас членом этой почтенной ассоциации, номер обошелся бы нам на 10% дешевле. Ассоциация весьма почтенна уже в силу возраста: она возникла в 1902 году, когда в Соединенных Штатах было 17 миллионов лошадей и всего 23 тысячи автомобилей. Но энтузиасты успели создать в разных концах страны небольшие клубы, девять из которых на съезде в Чикаго образовали AAA. Насущной задачей была, как и теперь, помощь на дорогах с той разницей, что роль эвакуаторов выполняли конские упряжки. К счастью для Америки, ассоциация преследовала и стратегические цели: в 1916 году она убедила правительство финансировать из федерального бюджета строительство автодорог. 124 5/2000 ЗРКто и как заботится о водителях в Америке.Мистер Паттон с номером ЗР.Сегодня в AAA 42 миллиона членов. Из них 4 миллиона в старейшем (в марте 2000 года - 100 лет!) автоклубе, охватывающем северную Калифорнию со штатами Невада и Юта. В штабквартире клуба, в Сан-Франциско, мы встретились с его вице-президентом. Мистер Паттон подчеркнул, что AAA помогает своим членам в трех сферах: организация путешествий (необязательно автомобильных), страховка, автосервис.- У нас, разумеется, есть конкуренты, предлагающие отдельные аналогичные услуги, но весь этот "трипл-комплекс" предоставляет только "Трипл Эй". И размах, добавим, впечатляет! Взять хотя бы экстренную круглосуточную помощь на дорогах: 13 тысяч сервисных фирм, работающих по контрактам с AAA, оказывают ее в среднем 30 миллионов раз в году. Можно долго перечислять всевозможные блага, доступные членам AAA: от бесплатного журнала-информатора и дармовых карт любых регионов мира до скидок при покупке билетов через "фирменное" бюро путешествий. Скидки на ремонт в одобренных AAA автомастерских, скидки при покупке автомобиля у дилеров... И все это - за скромный членский взнос (46 долларов в год, а со следующего члена семьи - только 24). - Неужели сумма взносов позволяет покрывать такие расходы? - Кроме взносов, мы получаем доход от нашей страховой компании и от бюро путешествий, - отвечал мистер Паттон. В целом же, доход практически равен расходу: мы оперируем на нуле. Так и должно быть, потому что "Трипл Эй" - некоммерческая организация. ВЫРУЧАЛОВ^ЖвавяУоЬпГГ^С?:°bile /xsso1автомобиль, такси, грузовик, автобус - не имеет значения. - Ведь в "Трипл Эй", - пояснили нам, - вступает не автомобиль, а человек. Единственная оговорка: таксист или водитель тяжелой махины будет получать экстренную техническую помощь не от AAA, а от своей фирмы. Но когда он за рулем обычного автомобиля - неважно, своего или чужого, - наши "технички" к его услугам. Мы поблагодарили нашего друга Майка за подсказанную тему. А он поведал, что накануне остановился на трассе с пустым\\\orniaТакие щиты - "Одобрено AAA" - можно видеть во множестве гостиниц, дающих членам этого клуба скидку в 10%. И все же в отечественных мозгах не укладывалось: как могут автоклубы оплачивать повсеместные скидки для миллионов своих членов? Да на это никаких доходов не хватит! Потом дошло: дело-то происходит в стране, где предложение неизменно выше спроса, а значит, дилеры, владельцы гостиниц, кафе и т. п. сами готовы приплачивать автоклубам за "оптовую поставку" покупателей и клиентов. Отдельный разговор - о дорогах. Продолжая традиции отцов-основателей, AAA постоянно ратует за развитие дорожной сети. В 1997 году федеральное правительство выделило для этой цели на 6 лет 156 миллиардов долларов. - Однако, - замечает мистер Паттон, - нам приходится ежегодно принимать меры, чтобы эти ассигнования не были урезаны. Подключаем своих лоббистов в Вашингтоне ив столицах штатов... Мы постоянно твердим: нынешние дороги США построены 30-40 лет назад, и их "запас прочности" как по качеству, так и по пропускной способности почти исчерпан. - Вы действительно считаете свои дороги устаревшими? - удивились мы.—V^~ ШЦЩямЭти дилеры тоже делают скидки членам AAA. - Все относительно, - улыбнулся собеседник. В конечном итоге нас живо заинтересовал вопрос: как вступить в AAA? Оказалось, достаточно позвонить в один из 1100 местных офисов на территории США и назвать свои данные, включая номер кредитной карты. Ты можешь быть иностранцем, водить собственный или прокатныйбаком и "Трипл Эй" снова выручил: прислал механика, который бесплатно залил 5 галлонов бензина (около 19 литров). Подумалось: выходит, можно ездить на дармовщинку? Такое здесь редко кому придет в голову. К тому же все фиксируется в компьютере: злоупотребишь доверием - потеряешь его навсегда. А это в Америке много хуже, чем потерять деньги.•ЗР 5/2000 125