113
114
115
День Победыскоростью 40 км/ч и начинаем не спеша обгонять его "десяткой" в 300 метрах от радара. Прибор четко фиксирует превышение скорости на 3-4 км/ч. Официальная часть испытаний закончена. "Искра-1" уверенно заслужила отличную оценку как по основным параметрам, так и по мелочам, облегчающим задачу инспектора. В частности, разработчики предлагают штатив для установки радара в салоне автомобиля, плечевой ремень для работы в автономном режиме, зарядные устройства для аккумуляторов сетевое и бортовое, пульт дистанционного управления для работы в режиме движения без напарника и многое другое. Добавим, что "свежие" радары обладают более высокой дальностью и лучшей "разборчивостью", чем их прошлогодние коллеги. Но неужели не к чему придраться? Да есть, конечно... Не умаляя достоинств современного изделия, отметим, что питерский радар не переносит принудительной системы вентиляции в салоне автомобиля, начиная показывать всякую ерунду. Разработчики заверя-"МЫ ВЕЛИЭтотЗИС-5 исколесил немало фронтовых дорог, прежде чем закончил войну в столице павшего третьего рейха. Стоял на постаменте в Бранденбурге; в 1985-м, на 40-летие Победы вспомнил военную молодость и вновь прошел по берлинским улицам. После объединения Германии оказался в Челябинске, а пять лет назад осел на вечное хранение в музее при Военном автомобильном институте в Рязани. Туда и отправимся на свидание с историей: избалованные современными машинами, попробуем представить себя на месте шофера... 55 лет назад.Сергей КАНУННИКОВ , Антон ЧУЙКИН Время накладывает отпечаток не только на людей - на машины тоже. Но умелые руки реставраторов и яркое весеннее солнце сделали свое дело - боевая автоколонна выглядит почти как на параде. Вот они - машины Победы: командирский ГАЗ-67Б,ЗИС-5 делали с 1933 по 1958 год несколько автозаводов, общий объем выпуска составил около 1 миллиона экземпляров. Шестицилиндровый двигатель объемом 5,55 л развивал 73 л.с, что позволяло грузовику полной массой 6100 кг разгоняться до 60 км/ч. ЗР 5/2000ИЗМЕРИТЕЛЬ СКОРОСТИ "ИСКРА-1" Рабочая частота излучения - 24 150 МГц; излучаемая мощность, не более - 20 Вт, дальность измерения скорости - 300 (600-800)' м; суммарная погрешность измерения скорости - 2 км/ч; максимальная измеряемая скорость: в стационарном режиме - 250 км/ч, в движении (скорость сближения патрульного автомобиля и цели) 250 км/ч; время измерения скорости - не более 1 с; выделение самой быстрой цели из группы: при превышении ее скорости над остальными -10 (5)" км/ч, при соотношении отраженных сигналов от цели и группы - 1:10 (1:100)*; дискретность установки порогового значения скорости 1 км/ч; габаритные размеры, не более - 270x180x70 мм; масса, не более-0,9 кг.* Характеристики последней версии изделия.ют, что подобным недугом страдают даже самые дорогие зарубежные измерители, но обещают побороть это явление в ближайшее время. В заключение - радостный для большинства водителей результат, полученный в ходе неофициальной части испытаний. Не спешите похоронить антирадар как класс - он может пригодиться. Многодиапазонные редакционные "Кобры" уверенно фиксировали среднего "питерца" на расстоянии более километра! Аналогичными талантами обладают и антирадары, изготовленные... где бы вы думали? Правильно - на фирме "Симикон": дуэль должна быть честной...•113 МЫ И АВТОМОБИЛЬДень Победы скромная труженица-полуторка ГАЗ-АА, наконец, легендарный ЗИС. когда-то слывший тяжеловесом - перевозил целых... три тонны. То ли водители были более гибкими, то ли отъелись мы не в меру - влезать в тесные кабины непросто. Впрочем, посади шофера по-современному - справиться с управлением ему было бы нелегко. А так втиснулся на скромненькое с отвесной спинкой сиденье и... "от плеча" работай большой тяжелой баранкой, "от бедра" дави педали. Тормоза-то - механические, попробуй одной ногой остановить автомобиль полной массой шесть тонн! На ЗИС-5 руль деревянный - ныне это было бы признаком роскоши... Держась за простецкую баранку, чувствуешь, как проваливаешься сквозь время, и вот уже в переплете стекла возникает слабый отблеск - это фонарик под бортом идущей впереди полуторки... Вблизи переднего края, особенно в начале войны, автомобили работали в основном ночами, соблюдая строгие правила светомаскировки. Скорость - 10-15 км/ч. Чтобы хоть что-то видеть, включали слабые огни, дающие свет вертикально вниз, а иногда и вовсе посылали вперед бойцов с гнилушками в руках. Помогали наезженные колеи - отпустил баранку, а машина идет, почти как по рельсам. Кстати, не только почти... На Курской дуге летом 1943-го службы транспорта не поспевали за наступающими войсками дороги разбиты... Казалось бы, вот железнодорожная ветка, используй! Но немцы успели перешить колею на свой узкий - западноевропейский - размер. Вагоны отступающие части вермахта бросили, а паровозы успели угнать. И вот в чью-то светлую голову пришла идея - чем тратить драгоценное время на переделку железной дороги, назначить локомотивами... ЗИС-5!ГАЗ-67Б (1943-1953 гг.). На советском джипе стоял четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М1 мощностью 54 л.с. (К сожалению, ветровое стекло с рамой, двери и жесткая крыша на этой машине - "неродные").Сказано - сделано: в мастерских изготовили бандажи, надели их вместо шин и по рельсам пошли необыкновенные составы. Одна трехтонка тянула пять-шесть вагонов с 10-12 тоннами груза в каждом! Между прочим, не то что с паровозами - рядом с современным "Бычком" смотрится ЗИС совсем небольшим. Что уж говорить о щуплой полуторке, близкой родственнице легкового ГАЗ-А и "эмки"! Водители и их машины были примерно одного роста... За рулем часто сидели худенькие мальчишки, совсем недавно освоившие азы управления и получившие шоферские "корочки". В Рязани мы познакомились с Георгием Александровичем Закржевским, ветераном войны, в недавнем прошлом преподавателем военного училища. В неполные восемнадцать попал он на фронт, воевал в роте автоматчиков. В 1943-м молодой боец стал водителем. Рулить научился еще до войны - попался добрый шофер ГАЗ-АА - а "права" получал на фронте. Инструктор предложил на выбор трехтонку и полуторку. Георгий выбрал ГАЗ машина уже знакомая, да и поменьше.ГАЗ-АА (с 1938 года ГАЗ-ММ). Легендарная полуторка выпускалась с 1932 по 1950 год. Двигатель - рядная "четверка" мощностью 40 л.с, впоследствии - 50 л.с. В годы войны производили упрощенные варианты грузовиков ГАЗ и ЗИС.1145/2000 ЗР Сделал круг по площадке, и вот он, свежеиспеченный водитель. Опыта набирался уже на фронтовых дорогах. ...Что автомобиль попал на минное поле, водитель и его командир поняли слишком поздно: два мощных взрыва разметали шедшие впереди "Студебекер" и ЗИС-5. Остановившись, заметили бугорки справа и слева от колеи: мины! Ежесекундно рискуя взлететь на воздух, 300 метров пятились назад точно по своим следам, пока не выехали на безопасное место. Многими машинами управлял военный шофер Закржевский, в том числе американскими. полученными по ленд-лизу. Интересно, что немалую часть таких автомобилей собирали у нас в Союзе из присланных комплектующих. Сегодня такая технология называется отверточной... В конце 1943 года Георгий Александрович получал в Коломне свой "Додж 3/4", пришедший из-за океана... в нескольких ящиках. Собрал вместе с ремонтной бригадой, загрузил боеприпасами и погнал этого предка "Хаммера" под Витебск, на фронт. Представьте - над головой тент, на месте левойвоздушной заслонкой с помощью специально выведенной к передку проволоки. В лютые морозы картер и впускной коллектор подогревали, а двигатель, особенно шестицилиндровый зисовский, проворачивали самодельной удлиненной ручкой. За нее одновременно могли ухватиться два, а то и три человека. С обледенением стекол боролись, натирая их крепким соляным раствором. {Запомните, откажет отопитель - пригодится.) Кстати, "печки" не было даже в относительно комфортабельной "эмке", не говоря о грузовиках. А водители ладожской Дороги жизни и вовсе открывали или снимали двери: если машина уходит под лед, успеешь выпрыгнуть. ЗИС-5 отличался живучестью, не подводя в самых сложных условиях. Трехтонка была настолько нехитра в устройстве, что разбирали и собирали ее порой без всякого специального инструмента. Фронтовые приемы ремонта позволяли вернуть машины в строй простейшими средствами. Скажем, выплавился баббит шатунного подшипника. Не трагедия: вместо него зажимали кусок брючного ремня - километров на 200 хватало. ...Мирное весеннее солнце, отразившись зайчиком в боковом зеркальце, возвращает нас в 2000 год. Рядом с полуторкой остановился молодой офицер: "Мы такую машину нашли под Ленинградом. Восстановили и оставили у себя. Так не поверите, в сильные морозы дежурный по части всем другим предпочитал ее: пока современные грузовики сажают батареи, ветеран ГАЗ-АА, пущенный рукояткой, уже прогреется и готов в дорогу!" Сегодня машины Победы продолжают служить: почти каждый год Рязанский военный автомобильный институт (ВАИ) организует пробеги. Вот и сейчас парадным строем отправляются автомобили в Питер, к месту дислокации первой российской автороты. Кстати, дата ее рождения - 29 мая - отныне отмечается как День военного автомобилиста. К тому же у рязанцев в мае еще два праздника - 60 лет военному училищу (ныне ВАИ) и 5 лет автомобильному музею. Неброские старенькие машины - память о фронтовых шоферах, о всех, кто победил в самой страшной войне XX столетия. Вечная слава павшим! Здоровья и долгих лет живым! С праздником!•"Студебекер-иЗб" - если не самый массовый, то самый известный лендлизовский грузовик. Полноприводная машина (существовал вариант и 6x4) развивала 70 км/ч при собственной массе около 4800 кг. Двигатель - шестицилиндровый "Геркулес" мощностью 95 л.с.Редакция благодарит начальника эксплуатации вооружения и военной техники ВС РФ - начальника главного автобронетанкового управления МО РФ генералполковника С. Маева за помощь в подготовке материала.дверцы запасное колесо, в правом проеме страховочный ремень. На водителе легкая куртка, ботинки с обмотками, пилотка. Одна радость - стекла не потеют и не обмерзают в открытой всем ветрам кабине. Зима вообще требовала от шоферов не только морозоустойчивости, но и немалой смекалки. Хилым аккумулятором мотор не оживить, поэтому его пускали "кривым стартером", одновременно управляя ЗР 5/2000 115