50
51
ТЕХНИКАПерспективааких-нибудь пять-десять лет назад конденсаторы емкостью в одну-две .фарады показывали на выставках. Чуть позже они стали доступны автомобильным меломанам, пожелавшим иметь в машине сверхмощную Hi-Fi аудиосистему. И вот российская промышленность, обогнав на несколько лет как "запад", так и "восток", освоила мелкосерийный выпуск новых СУПЕРконденсаторов. Их емкость измеряется теперь десятками тысяч фарад.ККОПИЛКА ДЛЯСуперконденсаторы в автомобиле стали реальностью..Анатолий КАРПЕНКОВ. Александр БУДКИНПраеда, для обогрева салона в сильные морозы требуется включать бензиновую "печку", но это не в счет. Машина предназначена для перевозок любознательных по территории парков или заповедников с жесткими экологическими ограничениями по замкнутым маршрутам. Близятся к концу испытания на ВВЦ в Москве. Там же электробусу предстоит совершать первые коммерческие рейсы. Одной зарядки конденсаторов хватает примерно на 8 км. Затем 10-15-минутная зарядка - и снова в путь. Помимо автобусов, небольшой парк электромобилей на конденсаторах тягового типа может похвастать "Газелью", несколькими электрокарами и погрузчиками. Принципиальное отличие всей этой "электронакопительной" техники от аккумуляторной - больший срок службы элементов и возможность использовать машины "круглосуточно". Их зарядка занимает не несколько часов, а считанные минуты (правда, и разрядка тоже). ТРИ, ДВА, ОДИН... ПУСК. Нетрудно догадаться, что использование в автомобиле суперконденсаторов в качестве грубой,хоть и электрической силы - дело полезное, но не самое актуальное. Куда интереснее пользо-ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО ОБМАНА. Конденсатор, как известно, специализируется на разделении зарядов: положительных на одном электроде ("пластине"), отрицательных - на другом. Не вдаваясь в подробности, напомним, что энергия, которую способен "впитать" конденсатор, зависит от площади электродов и расстояния между ними. Чем больше Ч Д,| площадь и меньше расстояние, тем лучше. Стало быть, увеличивая одно и уменьшая другое, успеха добьемся наверняка. Как это сделать? В новых суперконденсаторах для изготовления отрицательного электрода используется "пористый" углеродный материал, благодаря которому у плоской вроде бы пластины появляется "второе измерение". В результате площадь накопления зарядов возрастает на порядок (!). Теперь о расстоянии. Одно из названий новых изделий - конденсаторы с двойным электрическим слоем. В них энергия накапливается в особой области - на границе раздела твердого тела и электролита. Поэтому расстояние между областью расположения положительных и отрицательных заЭхо ЖеневыСемейство конденсаторов ЗАО "Эсма" (Троицк). Малый: емкость - 0,36 кФ, энергия - 25 кДж. масса - 3,9 кг; средний: 1,37 кФ, 100 кДж, 16 кг; большой: 3,8 кФ, 270 кДж, 33 кг. У всех напряжение - 1 2 В.рядов сокращается на два-три порядка (!). Да, пожалуй, пора этим изделиям занять место под капотом автомобиля. В качестве чего? Есть варианты. МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ. Использование конденсатора в качестве основного источника энергии для двигателя еще недавно даже не обсуждалось. Но оптимисты в очередной раз победили. Показанный на фото автобус (точнее - электробус) "Лужок" использует для движения энергию тяговых конденсаторов, изготовленных мелкосерийно в подмосковном Троицке на заводе "Эс-"ЯНЫЧАР-2000"Автомобиль, нацеленный на рыночную нишу "Мерседеса" А-класса, придумали в Турции. Михаил Г30ВСКИИДо сих пор здесь заниматомобиля. Причем рассчитанлись преимущественно сборкой ного не только на внутреннее импортных машин, прежде всепотребление, но и на экспорт! го, "Рено", а также ФИАТов - Верится с трудом? под маркой "Тофаш". Кое-что В истории компании "Джетмогут предложить сборочные па моторе" и впрямь много непредприятия "Хёндэ", "Тойоты", обычного, почти невероятного. "Форда", "Джи-Эм", хотя их доля Во главе фирмы стоит Фадил на внутреннем рынке незначиАкгундуз, в прошлом инженертельна. Но в недалеком будуэлектронщик - личность весьма щем может произойти важное неординарная и разносторонсобытие - Турция на пороге няя. В 1989 году 30-летний Акпроизводства собственного авгундуз основал автошколу, по50 5/2000 ЗР пулярность которой быстро росла. Многие выпускники, естественно, желали немедленно приобрести автомобиль. Поняв это, молодой предприниматель открыл дилерскую сеть и стал торговать автомобилями "Тофаш" и "Рено", а вскоре еще КИА и "Дайхатсу". Доходы позволили ему основать компанию "Джетпа констракшн", которая всего за десять лет вышла в лидеры строительной индустрииТурции. К 1997 году "Джетпа холдинг" объединил уже пятнадцать подразделений, его представительства разбросаны по всей Европе. Чем не экономическое чудо? Однако вернемся к автомобилям. В 1997 году Акгундуз решил сотрудничать с малайзийской фирмой "Протон", чьи машины вскоре с успехом вышли на рынок Турции. Это подтолкнуло стороны к решению совместно построить завод по производству "протонов", но... Неожиданно предприниматель берется за реализацию новой идеи: "Мы создадим свой собственный автомобиль", - говорит Акгундуз. Так появляется проект "Имца". ЭЛЕКТРИЧЕСТВАваться их возможностями для решения кратковременных задач, в первую очередь, пуска двигателя. О таком использовании конденсаторов на армейской технике военные инженеры задумались уже давно. Эксплуатационные испытания идут полным ходом и уже близки к завершению. Для наглядности приведем лишь один пример. Две аккумуляторные батареи по 190 Ач при -45°С способны обеспечить лишь одну 15-секундную попытку пуска '740-го" двигателя КамАЗ-5320. При параллельном же подключении к батарее конденсатора с запасаемой энергией 50 кДж и емкостью всего 0,18 кФ машина легко повторяет несколько таких прокруток. Возможности низкотемпературного (до -50°С) пуска, столь необходимые военным или жителям Крайнего Севера, для большей части автомобилистов окажутся второстепенными. Главным будет другое. Конденсаторам не страшна высокая плотность тока, они выдерживают огромное число циклов заряда-разряда и при этом не требуют обслуживания. 'Одинокий" аккумулятор считается непригодным, когда он плохо справляется с пусковыми нагрузками, а вот в паре с коллегой-конденсатором будет служить до тех пор, пока способен его подзаряжать. Срок службы самой батареи, таким образом, возрастает вдвое. Во столько же снижаются необходимая емкость батареи. ее масса и размеры. Легковушке будет достаточно 25 Ач, грузовику - 60 Ач. В перспективе на смену стартерной, рассчитанной на вьн сокие токи, должна прийти батарея среднегоШИзмерительный комплекс "Оно Сокки" снимает характеристики: максимальная скорость - 28 км/ч, разгон до 20 км/ч за 16,5 с. Добавим: пассажировместимость - 25 чел., полная масса 6430 кг.I ifflfulIрежима разряда, имеющая еще в 2-3 раза больший срок службы. Вот и выходит, что комбинированной "электростанции" - аккумуляторная батарея плюс конденсатор - может хватить на весь срок службы автомобиля (про лучшие пусковые свойства вы, конечно, помните). Революция в автомобилестроении? РЕШЕНИЯ... В ЖИЗНЬ. Что нужно для воплощения мечты? Немного денег на освоение массового производства, чтобы продукция стала доступнее, немного рекламы преимуществ товара да малость желания (по возможности - бескорыстного) со стороны двухтрех высоких чинов. Здесь - как всегда. Пока конденсаторы выпускаются мелкосерийно, стоят они в 2-3 раза дороже аккумуляторной батареи. Заграница у нас их понемногу покупает, но всерьез поддержать российскую промышленность не хочет. Своим - кажется дороговато. Будем считать посильную лепту по части демонстрации преимуществ мы внесли. А что касается бескорыстных чиновников... Впрочем, поживем - увидим.•можно двигать вперед-назад, что позволяет варьировать объем багажника. Говорят, концепция дизайна также принадлежит неутомимому Фадилу, правда, реализовал ее англичанин Джонатан Гоулд. По уверениям фирмы, ждать появления машины на рынке осталось совсем недолго - всего два года. Тем временем специалисты проведут серию крэш-тестов и сертифицируют новинку, параллельно завершится уже начатое строительство завода в провинции Сиирт, что на востоке Турции. Ему будет по плечу ежегодный выпуск до ста тысяч машиг ежегодно.ЗР 5 '2COOПроект преподносят с помпой: взять хотя бы название "Имца-700". Слово "имца" в переводе с турецкого - подпись, а индекс, который легко принять за объем мотора, в действительности призван напомнить о семисотлетии со дня основания Османской империи! Пока "Имца" существует лишь в двух экземплярах; по утверждению фирмы, это уже промышлен ные прототипы. Правда, удивляет скрытность фирмы, не пожелавшей сообщить, что за силовой агрегат под капотом "Имцы". Из вестно лишь, что планируется установка моторов от 1,2 до 1,6 л, а привод у автомобиля на передние колеса.Пятиместный однообъем- В то же время турецкий дебюник с высокой "автобусной" тант чуть компактнее - его посадкой компания сравнивадлина всего 3550 мм. на 25 мм ет ни много ни мало с "Мерсеменьше "Мерседеса". Заднее десом" А-класса - места в сасиденье машины складывается лоне "Имцы" почти столько же. по частям, кроме того, его