58
59
60
ТЕХНИКА ЭксклюзивКАМАЗ-ЧЕМПИОНКаков он, грузовик № 1 в мире ралли-рейдов?Андрей СИДОРОВ часть всех вторых - глотать чужую пыль. И избежать ее можно всего двумя способами: безнадежно отстать и финишировать, когда пыль за лидером и пена победного шампанского уже улягутся, или... приехать первым. За десять лет участия в раллимарафонах наши КамАЗы заставилиУДВИГАТЕЛЬ. На первых спортивных КамАЗах устанавливали серийные моторы КамАЗ-7403, форсированные до 280 л. с. увеличением подачи топлива и соответствующей настройкой турбокомпрессора. Дальнейшая форсировка проходила в два этапа. Первый - достижение мощности 430 л. с. с максимальным использованием серийных деталей и привлечением импортных комплектующих. Второй - изготовление двигателя в 500 л. с. при существенном изменении конструкции, деталей и узлов, включая базовые. Эти моторы, КамАЗ7482, оказались весьма удачными и до сих пор стоят на "техничках", обслуживающих гонку, но мощность их достигла предела. Более 500 л. с. получить с них невозможно. На современных машинах установлены уже другие двигатели - 7Э846 производства Ярославского и Тутаевского заводов. По мнению главного двигателиста команды Михаила Мясоедова, моторы оказались весьма удачными. Мощностью 830 л. с , они весьма неприхотливы и во время последнего "Дакара" ни разу не отказали. ТРАНСМИССИЯ. Передать столь высокую мощность и крутящий момент (290 кгсм) отечественным коробкам передач, увы, пока не под силу. Выбор остановили на полуавтоматической 16-ступенчатой коробке в блоке с раздаткой немецкой фирмы ZF и сцеплении "Сакс". Для охлаждения масла гидромуфты по бокам машины установлены два радиатора. Каждый обдувается своим электровентилятором мощностью 1 кВт. В будущем же от "полуавтомата" намерены отказаться - без него все же надежней. Большие ходы подвесок (400 мм) потребовали установки карданных валов, допускающих соответствующие углы излома осей. Столь жестким требованиям отвечают шарниры GWB (Германия), работающие с углами до 35°. Аналогичный шарнир разработан в НТЦ завода и планируется к внедрению в производство. Ведущие мосты - собственной конструкции. Балки - серийные, усиленные снизу дополнительными коробами жесткости. До недавних пор и редукторы мало отличались от стандартных, но с ростом мощности двигателя свыше 500 л. с. их прочность сталаРуководитель команды Семен Якубов.говорить о себе, как о самых вероятных претендентах на золото в любой гонке с их участием. Ушли в прошлое времена, когда на экипажи КамАЗа смотрели будто на дворовую команду, невесть как появившуюся среди звезд мирового автоспорта. Разумеется, опередить именитых соперников на серийном автомобиле невозможно: нужен специальный "боевой" снаряд, изначально спроектированный и нацеленный на техническое превосходство и победу. Создание такой машины - дело трудоемкое, требующее огромного опыта, школы и... денег. Реально это стало возможным в 1993 году, когда партнером команды выступило крупное московское АООТ "Мастер". Плоды содружества созрели очень скоро - уже через два года "КамАЗ-МАСТЕР" становится победителем ралли "Париж - Москва - Пекин-95", заняв все три ступеньки пьедестала. В январе 1996 года впервые за 18-летнюю историю гонки "Париж - Дакар" российский экипаж Виктора Московских стал призером и откупорил бутылку традицион58 5/2000 ЗРного шампанского, а в августе экипажи Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова занимают первое и второе места в "Мастер-ралли 96" и впервые в истории отечественного автоспорта завоевывают Кубок мира по автомарафонам среди грузовиков. Эти же экипажи заняли первое и третье места в личном зачете в ралли "Париж - Дакар - Каир-2000" и первое место в командном. За этими победами, кроме мастерства и воли экипажей, слаженной работы всей команды, стоят, конечно, надежность и совершенство автомобилей. Машина, созданная для гонки, существенно отличается от своего серийного аналога. Разумеется, и требования здесь иные - цена автомобиля, его экономичность, долговечность, грузоподъемность отходят на второй план. Его приоритеты скорость, приемистость, способность к длительной и безотказной работе с экстремальными нагрузками, да так, чтобы экипаж при этом оставался живым-здоровым. ДАКАРАнедостаточной. На автомобиле КамАЗ49252 появился частично унифицированный с деталями КрАЗа. В сварном стальном корпусе он выдерживает момент 400 кгсм. КОЛЕСА - дисковые со съемным бортовым и разрезным замочным кольцами и тороидальными посадочными полками. Конструкция алюминиевого диска позволяет заменить шину, не снимая колеса со ступицы. Шины - радиальные бескамерные "Мишлен", размерностью 14.00R20 с регулируемым давлением от 1 до 5 атм. "Мишлен" еще и потому, что на "Дакаре" постоянно находится представитель фирмы, который на месте без проволочек готов рассмотреть рекламационные претензии. Поначалу для комплектации раллийных КамАЗов заказывали шины с вдвое уменьшенной против стандарта высотой шашек протектора - такая шина меньше греется на высоких скоростях. Однако, обеспечивая некоторый выигрыш в скорости, она менее стойка к камням на трассе, ее легче пробить, и отвоеванное время уходит на частые замены колес. В будущем от такой модернизации решено отказаться. Огромные бескамерные шины требовали герметичных разборных ободьев, поэтому наружное бортовое кольцо установлено на обод с тремя резиновыми уплотнительными кольцами. ПОДВЕСКА. Ей на гонках достается, пожалуй, больше всех. Чтобы автомобиль,двигаясь по бездорожью со скоростью легкого самолета (140-160 км/ч - обычное дело), не развалился на ходу, энергоемкости подвески уделено самое пристальное внимание. Девятилистовые рессоры длиной 1800 мм. одинаковые для обоих мостов, работают в комплекте с гидропневматическими стойками со встроенными амортизаторами. К такому решению пришли не сразу. Перепробовалось множество вариантов, среди которых встречались даже пружины от жатки комбайна, пока не присмотрели подходящие стойки на бронетранспортере. Их-то и внедрили в конструкцию. Благодаря прогрессивной характеристике сжатия газа (давление 40-1000 кгс/см2), пробои до буфера практически исключены. Каждая такая комбинированная рессора способна воспринимать нагрузку до 10 тонн, то есть при необходимости можно приземлиться после прыжка и на одно колесо. А чтобы под нагрузкой мост не закручивался на длинных листовых рессорах и не выводил карданные шарниры на запредельные углы изгиба, его кинематику обеспечивают реактивные штанги с резинометаллическими шарнирами на концах. РАМА. Сконструирована из заготовок серийных лонжеронов, соединенных мощными трубчатыми поперечинами. Однако в будущем для увеличения жесткости ее планируют усилить сплошной мембраной, замыкающей весь силовой контур.Теперь, когда конструкция автомобиля-чемпиона более-менее ясна, самое время примерить на себя те ощущения, что испытывает экипаж во время гонки. Интерьер кабины, конечно, существенно отличается от серийного. Трубчатый каркас безопасности обрамляет ее изнутри по периметру и частично перекрывает проемы дверей. Впрочем, на это неудобство не обращают внимания - выйти из машины на трассе может заставить лишь вынужденная остановка. Зато при возможной аварии каркас не дает кабине деформироваться. Вместо стандартных установлены специальные спортивные сиденья "Спарко", подобранные под каждого члена экипажа. Иначе нельзя, ведь при такой тряске удержаться "в седле" не так-то просто. Фиксируют гонщиков широченные ремни безопасности с мягкими накладками на лямках. О том, что испытывает водитель в гонке, можно судить по белым соленым разводам на ремнях. Для ног штурмана и механика - специальные площадки-упоры, под потолком к дугам безопасности пристегнуты распорки если от случайного камня треснет ветровое стекло, их вставляют изнутри, между передней панелью и потолком, чтобы встречный напор воздуха не вдавил его в кабину. Ночью на стоянке стекло, конечно, заменят, но на трассе дорога каждая секунда. Под присмотром чемпиона "Дакара" Владимира Чагина сажусь за руль десятиЗР 5/200059 ТЕХНИКАЭксклюзив СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ Жидкостная, закрытого типа Радиатор фирмы тЗф тт^бчаголенточный, с ксжухом ваентилятора и рашпрлельным бачком. Регулирование теплового режима дэигателя-ттдакхтатомивяэксстноймуфт^ тпятора720мм Проигжуточное схлажденге наддуво-ного возлуха типа "воз дух-воздух" радиатор "Бер ТА СИСЯ РН МСИ шшвшаввШвайавтииШ Сцепление- дзуо(Д><окоЕоефч»мы'Сакс".сукое.сц;кЛ1ндоичеа<иыинаж;»*^ ми пружинами. Ведэиые диски диаме"ром 380 мм Привод адпл» ния-гидропнеематтеский Коробка передач - в блоке с разданной коробкой, 16S220A фирмы ZF.rnopoмеханическая 1б<лугенчатая с сжеренваторами на всех Карданная передала-из 4-х карданы валов с крестовинами на игольчатых годшилниках. Привод переднего моста тремя карданными валами с подвесными педантами Мосты-обаведущие Ггш*епес1едачи-цечттильныедвойчьеск*.«ес»м( круговыми зубы * и 1итинг^'ческиии косезубыми шестерням Передаточчое чисто глаеи« гвредач - 3.55. ДисрсОеречи/ал коичееккж с 4-мя сателлитами, с принуг^ительной бтеэсекой Полуоси полнестью разгружены. тонного чудовища, и мы выбираемся на пустынное загородное шоссе. Реакция машины на газ в пол следует незамедлительно - КамАЗ срывается с места, словно с цепи. Редкие легковушки, только что обгонявшие нас, теперь мелькают справа в обратную сторону. Что такое их жалкие 100 против наших 170! Интенсивность разгона как у "Самары" с двигателем 1500, но впечатлений гораздо больше. Неожиданно легкий и послушный по грузовым меркам КамАЗ великолепно держит дорогу и мгновенно откликается на всякое движение рулем. Под колесами заснеженный асфальт, а машина идет будто по рельсам. Однако увеличивать скорость уже как-то не хочется - как пишут острословы на задних бортах. быстро едешь - медленно понесут. Сворачиваем на поросший редким кустарником кочковатый пустырь, в условия, приближенные к боевым. Полуметровый слой снега может скрывать под собой любые неожиданности в виде забытого строителями бетонного блока или вмороженного в землю бревна. Не спеша нарезаем два пробных круга, захватывая косогор и средних размеров бугры рельефа. Грузовик повышенной проходимости идет вполне уверенно, без всякой склонности к зарыванию - сказывается сниженное давление в шинах. Теперь, по разведанному, можно проехать и как следует. Оставляя за собой облако снега, КамАЗ, кажется, едва касается колесами земли. По выработавшейся годами привычке после таких прыжков подбираешься и ждешь крепкого удара рамы о мосты. Но подвеска на удивление мягко сажает автомобиль на землю, так ни разу и не сработав до упора. УдерДля бескамерной шины грузовика кованый алюминиевый обод. жаться "в седле" помогают ремни безопасноТормозные колодки - сборные. На стальное сварное основание наварены колодки дисковых тормозов и обточены по радиусу барабана. Пара гидропневмостоек со встроенными амортизаторами и листовая рессора способны воспринимать нагрузку до 10 тонн. сти. Без них, кажется, вполне можно покинуть кабину через ветровое стекло. На подъемах услужливый полуавтоОБЩИЕ ДАННЬЕ Грузолодъем-ость. кг 4000 10000 Масса снаряженного ам. кг Распределение нагрузки на дорогу от массы снаряженного {полной массы) а м, кг: 5500(7000) через передний мост через задний мост 4500(7000) Максимальная скорость, км ч 180 Максимальный преодолеваем» й подъем. % (градусы) 61(32) Преодолеваемая вертикальнаястенка,м 0.55 Допустимый креч при движении по косогору не менее 22° Время разгона снаряженного а м. с: до скорее™ 60 KW4 6.5 15 до скорости 100 ю*'ч 24 с60..120кмч 20.0 на пути 400м 35 на пути 1000м Контрольный расход топлива на tCO км с полной нагрузкой и скоростью 60 км ч. л 30 Расчетный расход топлива на 100 км 82-100 в экстремальных условиях, л 1000 Запас хода, км 17 . Глубина преодолеваемого брода, м 175 Тормозной путь со скорости 40 кич, м Наименьший радиус поворота то следу 11 передне-с внешне-о колеса, не более, м 11* Наружный габаритный радиус поворота по переднему буферу, м ДИАЕЬ ШвШВштштивШвВшайШ В ГТ Л Модель - 7Э846. дизельный, четырехтактный. V-образнык еесьмицилиндровый. с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива Давление наддува избыточное кгсем 22 Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 140x140 Раб<)чийобъем.л 1754 Масса к1380 Номинальная мощность, л с 830 при 2500 об мин Максимальней крутящий мочен- кгс и 290 при 1400 об мин Минимальный удельный расход топлива плеч 155 Число клапанов в цилиндре 4 Воздухоочистители (с двумя бумажными фильтрующими элементами в каждом) 2 Глушители 2 (прямоточные) Система смазки- смешанная с мокрым кас-ером. Охлаждение масла в асдсмасляном теплообменникехотмчилжшввшаввааввшвшшПодвеска - передняя и задняя - зависимые, каждая - на 2* 1ххздольных полузлгаптических рессорах, рэйотаошая совместно с4 ^ тдрелневматическими рессорами (стойками! со встроенными амфтизэтеоэми.с продольной сеактивной штангой РЛВ ЕУРВЕИ УЕО ПАЛНЕ ~ШВВШвтННШ Рулевой механизм-ZF 8098 Передаточное число 18.3. Рулевой вал с двумя шарнирами разных угловых скоростей Насос гидроумлиTem-ZF7674Т ЯЗА сметай С ЮН ЯшввввавааааавашРабочая тг;рмоэная саистеиа - двухпроводная с раздельным пневмоприводом на передний и задний мосты Тср.'З* е метдавсехтгес-барабанные.евнутренними колодками ЗАЛРАВОЧНЬЕ ЕМКОСТИ Емкость топливных баков, л 2по420 Систедаохлаждениядви-ателял 40 Система смазки дви-ателя л 40 Картер короскн передач, л 21 Картер переднего и заднего мостов, л по8,5 Гидроусилитель рулевого привода г 4.7||Редуктор в стальном кор3 пусе, карданные шарниры |с увеличенными углами излома, реактивная штаннадежность в гонке.мат коробки немедленно включает пониженную передачу, стоит лишь продавить газ до пола - кик-даун экономит секундудругую на ручном переключении. Машина, подстегиваемая мощным двигателем, буквально взлетает на подъем. Увы, беден язык, чтобы передать все впечатления, полученные за рулем КамАЗа специального назначения. Их надо прочувствовать самому. В крайнем случае - увидеть машину в деле.Для оптимальной развесовки двигатель | установили за кабиной. I Под потолком фургона - монорельс электротельфера. Без него загрузить тяжелую запаску было бы непросто.Спортивная техника в мире постоянно совершенствуется. На КамАЗе, конечно, тоже не почивают на лаврах и вполне возможно, что к следующей главной гонке года - "Дакару-2001" на старт выйдут не совсем такие грузовики, о которых мы здесь рассказали.•