90
91
РЫНОКвысоковольтны"ПОЛУПРОВОДНИК1/Провода высокого напряжения подразделяются на обычные и специальные - так написано в учебнике.Михаил К0Л0ШЧКИН Автоэлектрики используют иную терминологию - провода бывают нормальные и плохие. На "Волге" с "406-м" двигателем плохой провод может натворить столько дел, Набор LEMARK HOTWIRES (Англия). Хочется приобрести за один только внешний вид - солидная упаковка плюс необычные наконечники-адаптеры, трансформируемые под разную глубину "колодцев". (Впрочем, понадобится ли это качество владельцу "Волги"?) Адаптер снабжен "шляпкой", за которую легко вытаскивать его наружу, однако сам "колодец" закрыт не лучшим образом. Пластмасса довольно хрупкая и если, не дай Бог, треснет, то ее осколки рано или поздно провалятся в цилиндр. что Хичкок позавидует. Свечи тут установлены в специальных "колодцах" - между двумя распределительными валами. Поэтому "волжский" провод состоит из двух частей -ЭкспертизаЖгут высоковольтных проводов СП "Паккард Электрик Системе" (Самара). Самарские провода выглядят подозрительно красиво - при ближайшем рассмотрении выясняется, что они изготовлены из комплектующих американской компании DELPHI Automotive Systems. Разъемы хромированы - окисления Замочек разъема выполнен в форме можно не бояться. Усилие их отрыва от выдавки. а хвостовик имеет зубцы - и провода составляет 120 Н - это двойной то, и другое сделано грамотно (фото 2). запас. На катушке провод сидит крепПоэтому провод прочно цепляется за ко - усилие разъединения 48.5 Н. Элекгнездо катушки (усилие разъединения трическое сопротивление проводов из - 31 Н), а оторвать от него разъем удаетнабора составило от 6.055 до 7,17 кОм ся только усилием 140 Н. Контакты выв зависимости от длины. После "влаги" полнены из медно-никелевого сплава диапазон сместился вниз - до 5.5-7 проблем быть не должно. кОм. а после термоциклов чуть-чуть Наконечник продуман хорошо - норп однялся - д о 5,8-7,1 кОм. мальные уплотнения и удобная "шляпЦена комплекта - 450-600 руб. к а " сверху не сулят никаких неприятноОбщее впечатление - неплохо, но нестей. Провода могут быть спрятаны в множко "недоделано". гофрированные экраны - гарантирована двойная защита от перегрева. Кстати, материал еще и не поддерживает горение. Измерение сопротивлений показало: при нормальных условиях - от 5,1 до 6.17 кОм, после "душа" - от 4.8 до 6.0 кОм, а после режима "то в жар, то в холод" - от 4,9 до 6.1 кОм. Цена изделия - 500-550 руб. Общее впечатление - то. что надо.'•еж.905/2000 собственно провода и наконечника. В начале 90-х эти наконечники были фарфоровые. Чуть что - кусочек фарфора падает на дно "колодца", откуда рано или поздно попадет в цилиндр. Дальше можно не объяснять. Сегодня применяют наконечники из пластмассы (фото 1). Внутри установлено сопротивление для снижения радиопомех. Монтировать их стало удобнее, а вот изоляция заметно уступает фарфору и часто "пробивается на корпус". В итоге высоковольтные разряды бегут не туда, куда нам хотелось бы, а туда, где короче путь к "массе". На это их провоцируют и страшненькие провода, которые боятся влаги и трещат на морозе. Про наконечники эпохи индустриализации говорить не хочется. Силиконовые провода зажигания JANMOR (Англия). Наконечников нет. "Механика" у англичан хорошая - усилие отрыва разъема от провода 125 Н. Замочек разъема выполнен в форме выдавки для снятия провода с катушки потребуется примерно 47 Н. Килоомы следующие при нормальных условиях от 2,13 до 4.5. после "купания" - от 2.24 до 4.3. а после перепада температур - от 2,2 до 4.4. Цена изделия - примерно 180 руб. Общее впечатление - нормальные проводе без особых претензий.Первой страдает катушка зажигания. В лучшем случае просто нарушается контакт в ее высоковольтном гнезде, а в худшем - возникает "пробой" на первичную обмотку - тогда прощай, блок управления. Неудивительно, что в автосервисе спешат при первой возможности заменить штатные провода на нормальные - "полупроводникам" здесь не место. Только вот на какие? Для испытаний удалось приобрести шесть комплектов проводов. Механические свойства проводов оценим по величине усилия, необходимого для разъединения с выводом катушки зажигания, - оно должно составлять от 20 до 70 Н, а также по усилию отрыва контакта от провода, которое должно быть не менее 62 Н. Затем проводам придется попутешествовать из холодильника в печку и обратно - сначала их ждут три часа при минус 40°С, затем три часа при плюс 100° - и так три раза. Электрические параметры проверим на трехэлектродном разряднике при частотах искрообразования 25 и 150 Гц. "Водные процедуры" займут четверо суток при +40СС и влажности 95%. Кроме того, искупаем провода в бензине и минеральном масле. В общем - полный Диснейленд. Результаты испытаний приведены ниже. Любопытно, что все провода умудрились лихо выдержать воздействие температурных нагрузок, не испугались ни масла, ни бензина, а также уверенно обеспечили передачу импульсов высокого напряжения и перенесли вибрационные нагрузки. Комплект силиконовых проводов зажигания "Цезарь" (фирма " Д и Г", Москва). Согласно описанию, произведены из кабеля английской фирмы Millflex. Усилие отрыва разъема от провода 140 Н соответствует тройному запасу прочности. А вот на катушке "Цезарь" держится хуже всех - 24,5 Н хоть и укладываются в норму, но еле-еле. Могло быть и хуже: ведь лепестковая конструкция замка и отсутствие зубцов на хвостовике - это не очень хорошо. Сопротивление проводов составляет от 3.3 до 5.4 кОм при нормальных условиях, от 3,14 до 5.1 кОм - после воздействия влаги и от 3.2 до 5.1 кОм - после "климатики". Наконечники, увы, отсутствуют. Стоимость - примерно 220-250 руб. Общее впечатление - неплохо.Силиконовые провода для системы зажигания "Хоре" (Санкт-Петербург). Наконечники в комплект не входят, а жаль. Специалисты утверждают, что уровень помех с этими проводами низкий. А вот с "механикой" вышла неувязка - разъемы отваливаются от проводов без особых уговоров. Тем не менее проверили все остальное На катушке провод держится хорошо - усилие разъединения равно 46,5 Н. Сопротивления следующие: в нормальных условиях - 3.2-4,27 кОм. после влаги - 2.7-3.8 кОм, после "температуры" - 2.7-3.85 кОм. Цена - примерно 220 руб. Общее впечатление - кабель хороший, а остальное - "по Черномырдину".Комплект проводов "Цитрон" (Михайловск. Ставропольский край). Замочек в форме лепестков - сегодня не лучшее решение. Тем не менее, провод на катушке держится довольно цепко - усилие разъединения равно 30 Н. Зубчатый хвостовик вцепился в провод намертво - усилие отрыва достигает 160 Н. А вот сами провода радостных эмоций, с корее всего, не вызовут - именно такие, как правило, используются на серийных автомобилях. Наконечники в комплект не входят. Сопротивления проводов - самые низкие из всех, с явным расчетом на резистор в наконечнике. Цифры следующие: до испытаний - от 433,4 до 831 Ом, после "водных процедур" - от 434 до 831 Ом. а после "климатики" - от 433 до 830 Ом. Цена проводов удивит любого - чуть больше 30 руб.! Общее впечатление - за такую цену можно простить все.Попробуем подвести итоги. Приобретая новый комплект проводов, мы надеемся избавиться от всех проблем, связанных с ними. Однако большинство производителей предлагает только "половину" товара - провода без наконечников. В итоге потребитель почти всегда получает ненужное сопротивление и остается при большинстве старых проблем, спрятанных в "колодце". Вот почему из рассмотренных комплектов нам больше всего понравился американо-самарский "Паккард" - за вполне приемлемую цену вы получаете не полуфабрикат, а законченное добротное изделие. Несколько отстал от него англичанин "Лемарк" - ему бы наконечник получше. Отметим также страшненький "Цитрон" - за такие деньги грех на что-либо жаловаться... [-] зр 5/гооо 91