158
ЭволюцияИСТОРИЯОДНОЙЭтот материал задумывался как обычная справочная информация для читателей. Однако без подробного рассказа об истории рождения и эволюции "НИИШП-Ралли" не обошлось, тем более что шине стукнуло 25 лет - возраст, достойный уважения.Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ шина, что называется, пошла, мгновенно став предметом огромного дефицита среди спортсменов. Однако настоящий взрыв популярности ожидал HP с наступлением зимы. Ее возможности раскрылись на некогда популярном московском ралли "Снежинка" в 1976 году, где выяснилось, что никакая другая отечественная резина не в силах составить конкуренцию новинке. После этого HP размерности 165R13 надолго заняла господствующие позиции в автоспорте. К сожалению, в то время HP не получила широкого распространения. Опытный завод выпускал несколько тысяч покрышек в год. Все они расходились в спортивные команды и "нужным людям". Однако надолго замороженная в стенах опытного производства HP не захирела. В конце 70-х в ее конструкции появился металлокордный брекер и модель была, наконец. сертифицирована, правда, уже размерностью 175/70R13. Начались поиски оптимального состава резиновой смеси - проще говоря, рецептуры. В спортивной среде появилась новая добавка к сочетанию HP - "соленый ". Это не метафора: в сырую резину, из которой варили шину, действительно добавляли соль. ШИНА "НИИШП-РАЛЛИ" При контакте шины со снегом РАЗМЕРНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ Шина. Размерность Производитель она постепенно вымывалась модель из массива, образуя мельчай'НИИШП165R13 ОпШЗ шие шероховатости на поРалли" НИИШП165R13 БШК верхности протектора. Такие БоСруискшина Ралли 1" покрышки делали по специ17570R14 ОпШЗ "НИИШПальному заказу - прежде Ралли 2" 'НИИШП6.45-13 ОАО всего, ведущим гонщикам Ралли 3" "Ураяшина" страны. 'НИИШП17570R13 ОпШЗ. ОАО Ралли 4" "Ураяшина". Другое направление в ОАО "Нижнеразвитии - применение мягкамскшина" ких протекторных смесей. 17570R14 ОпШЗ НИИШПТаких шин едва хватапо на Ралли 5" одну зимнюю гонку, зато они "НИИШП205/70R15 ОпШЗ Ралли 5" феноменально "цеплялись" 19570R15 ОпШЗ И505 за все скользкое. HP имела 17580R16 ОАО 'НижнеИ511 твердость резины по Шору камскшина" около 40 единиц - даже сегоНИИШП 175.70R13 ОпШЗ, ОАО дня столь необычной рецепРалли 2000' "Ураяшина 175/65R14 ОпШЗ •НИИШПтурой могут похвастать неРалли 2000" И Г многие, а тогда большинство 18570R14 ОпШЗ "НИИШПзимних шин имело твердость Ралли 2000'Ш 'НИИШП19565R15 ОпШЗ 52-58 ед., и лишь чехи (осРалли 2000'Ш новные конкуренты наших "Урал 2000" Ш 195 65R15 ОАО гонщиков по соцлагерю) пы"Уралшина"-шиныВ начале 70-х Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) по заданию АвтоВАЗа разработал и помог освоить на Ярославском шинном заводе первую отечественную радиальную покрышку ИЯ-170 с текстильным брекером. Она тут же попала на трассы спортивных соревнований, где снискала популярность благодаря неплохим сцепным свойствам на льду и укатанном снегу. Однако "сто семидесятая" оказалась беспомощной в рыхлом снегу, на сыпучих грунтах ив грязи. И тогда в раллийной команде НИИШПа попытались создать нечто новое, взяв за основу конструкцию ИЯ-170. Специальным электроножом изрезали протектор "сто семидесятой" на характерные "шашки". Дебют новинки ошеломил: в первой же гонке раллисты НИИШПа не оставили конкурентам никаких шансов, выиграв все грунтовые спецучастки. О новой шине заговорили, посыпались заявки от самых именитых гонщиков и команд. Электронож не справлялся со все возрастающим объемом заказов. Тогда молодые инженеры Александр Крымский и Виктор Игнатьев, поддерживаемые Александром Варенко (в те годы руководителем гоночной команды института) и ведущим конструктором легковых шин Александром Скепнером, решили делать совсем новую шину. Подпольно (не теперь - в те годы!) изготовили пресс-форму и сварили первую шину, впоследствии получившую официальное название "НИИШП-Ралли" (HP). Надо отдать должное руководству института: вызвав "подпольщиков" "на ковер" и выяснив суть дела, оно на свой страх и риск поддержало инициативу. И1585'SOOO ЗР'Опытный завод НИИШП. "Возможность ошиповки.