150
151
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИГлазами владельцаЗА ПРИГОРШНЮ"Грошовыми" могут быть не только "пятерки" (ЗР, 1999, № 6), но и иномарки, например японские.Андрей КОЧЕТОВ Оказавшись после аварии без "колес", я начал подбирать себе автомобиль. Задача осложнилась тем, что за 1000 "зеленых" надо было не только купить машину, но и привести ее в рабочее состояние. Итогом долгих поисков стала покупка старенькой "замученной" "Тойоты-Королла". Скромная цена перевесила явные минусы: неопрятный внешний вид, грохот двигателя и паутину под капотом. Деньги уплачены, покупка прибыла на буксире в гараж. Долив масло и охлаждающую жидкость, двигатель с трудом пустили от "родного" аккумулятора, простоявшего вместе с машиной более трех месяцев. Движок прокашлялся и заработал, издавая характерный "шатунный" стук с непонятным призвуком, извергая клубы дыма и истекая маслом через сальники. Беднягу заглушили и оставили на несколько дней в покое. В поиске дешевых запчастей помог случай. По объявлению в газете "Из рук в руки" нашел блок цилиндров в сборе, с коленвалом и поршневой группой, карбюратор и впускной коллектор - именно то, что было необходимо, и по сходной цене ($160). Покупка комплекта "резинок" (сальники и маслосъемные колпачки) тянула на $75-130 - дороговато. В одном из магазинов предложили ремкомплект двигателя модели ЗЕ - в нем все необходимое плюс комплект прокладок. Изучил каталог - все подходит ик моему хворому мотору 2Е. За это удовольствие - $45. ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Двигатель вместе с коробкой передач сняли с автомобиля (именно так рекомендует руководство по ремонту). Сняв ремень генератора и пластиковую крышку ремня ГРМ, обнаружили, что ролик натяжителя ремня давно заклинен. Демонтаж поддона открыл "тайну" стука в двигателе - крышка головки четвертого шатуна держалась на одной гайке, готовой вот-вот открутиться, тогда как другой болт и гайка уже "вышли на орбиту" и совершали при работе двигателя свободный полет по картеру, издавая тот самый непонятный звук. Зато остальные вкладыши оказались почти новыми. Видимо, их недавно меняли, но по принципу "тяп-ляп", отчего плохо затянутая головка шатуна "разобралась". Демонтаж головки блока тоже доставил определенное удовлетворение клапаны изношены несильно, прокладка цела. Зеркало цилиндров без задиров, кольца еще живы. Коленчатый вал заменили на "бэушный", как и разбитый шатун вместе с поршнем. Сборка прошла довольно легко, и через десять часов работы двигатель без головки уже стоял на месте. ДЕНЬ ВТОРОЙ. Настало время заняться головкой блока - заменить маслосъемные колпачки и сальник распредвала. С помощью обычного рассухаривателя для ВАЗ-2108 освободили клапаны и удалили старые колпачки. Внимательно осмотрели клапаны и их седла: нет, притирки не требуют. Новые колпачки установили, опять же, с помощью вазовской оправки. При сборке заменили уплотнительное кольцо трамблера. Поскольку на двигателе стоял уже отечественный карбюратор, впускной коллектор был переделан под него предыдущим хозяином. Заменили все это на "родное", поставив новую прокладку (опять же из ремкомплекта). Ремонт головки занял около четырех часов, досборка и заправка двигателя - еще три. Наконец свершилось! Двигатель, правда, с третьей попытки, завелся и, набрав 2500-3000 об/мин, никак не хотел угомониться до холостых. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Японский карбюратор похож на деталь космического корабля на нем куча трубочек, вакуумных приво"Тойота-Королла лифтбек 1,3". Год выпуска 1988; пробег - 198 тыс. км, стучит двигатель, огромный расход масла, "неродной" карбюратор, изношены тормозные колодки, проколоты две шины, очаги коррозии на нижних кромках дверей и кромке капота, похищена магнитола, порвана обивка передней панели салона. Стояла полгода. Цена - $500.дов и регулировочных винтов. Решили пока вернуться к "Солексу". На его установку, регулировку и проверку ходовой части машины ушло полдня. Увы, пробный пробег показал, что расход топлива не лезет ни в какие ворота - около 14 л/100 км! ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Заменена правая шаровая опора, задние колодки и "разработан" "закисший" трос стояночного тормоза со стороны левого колеса. Опять повезло - по случаю, буквально за копейки, куплен "родной" японский корпус воздушного фильтра. ДЕНЬ ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ. Карбюратор успели разобрать до винтика: устройство его все-таки не столь сложно. Внутренние полости оказались чистыми, все прокладки были в идеальном состоянии и замены не требовали. Понадобилось отмыть карбюратор снаружи, "расшевелить" регулировочные винты и коромысло ускорительного насоса. "Солекс" без колебаний заменили свежеотмытым "Айсаном". Машина стала значительно резвее, а расход топлива снизился примерно до 8 л/100 км. РЕАБИЛИТАЦИЯ. Вечерами с понедельника по четверг мы с "Тойотой" готовились к техосмотру: заменили стекло фары, отрегулировали свет, зажигание, проверили уровень СО. И вот с "дрожью в коленках и надеждой в глазах" прибыли на один из московских ПИКов. Единственным камнем преткновения оказалась трещина на ветровом стекле. Инспектор, видимо, из сочувствия к возрасту машины, придираться не стал - заветный талончик техосмотра был получен. С тех пор машина прошла более 5000 км. Особенных проблем не создает, а о возрасте и большом пробеге напоминают лишь устаревший дизайн, мелкие косметические дефекты да расход масла (около 0,5 л за 5000 км).1505/2000 ДОЛЛАРОВ"Тойота-Королла седан 1,3". Год выпуска - 1 990 ; пробег - 124 тыс. км. Двигатель дымит, кузов перекрашен, изношены тормозные колодки и наконечники рулевых тяг, разряжен аккумулятор. Цена - $900.новки колпачков, за два часа с небопьшим вдвоем установили новые детали. По ветровому стеклу разбежались трещины. На поиски нового потратили неделю. Наконец подвернулось стекло с рук за 60 зеленых". Ну. вроде пора на техосмотр, да не тут-то было - прогорела приемная труба."ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН" Мой приятель, совсем еще молодой человек, имеющий, однако, опыт эксплуатации и ремонта ВАЗ-2108 и "Москвича2141", помогал мне выбирать и ремонтировать машину. В итоге - заболел "Тойотой" и решил купить себе подобную. Она подвернулась вскоре - белый седан с двигателем 2Е, страшно дымящим, но хорошо "едущим". Какого-либо ремонта, кроме замены маслосъемных колпачков, мотор не требовал. Ее решили сделать малой кровью - не снимая головки. Используя тонкую изогнутую отвертку для поддержания клапанов через свечные отверстия, рассухариватель от ВАЗ2108 и вазовскую оправку для устаТаблица 1I Таблица 3\ ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ' ТОИОТЬНХОРОЛЛА ЛИФТБЕК' I IHHMtl'Hblt ЦЬНЫ НА HtKO Iиныь Статья расхода Сумма, $ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ В МОСКВЕ. ДОЛЛ. СШ неоригиналь- оригшльПокупка 500 Наименование , У ., (разборка) Оформление 6С Амортизатор передний 30-50 200 Блок цилиндров в сборе, карбюратор с впускным коллектором 160 175 10-30 Пружина передняя Ремонтнь й комплект двигателя '00 45 Расходные материалы (масла - моторное, Пружина задняя 10-30 90 Шаровая опора 10-15 35 трансмиссионное, промывочное, антифриз) 90 25 20 Рулевая тяга 10-12 Фильтр масляный 50 3 Наконечник тяги Фильтр воздушный 35 5С 15-20 21 Корпус воздушного фильтра Колодки передние (комплект) 15-20 90 Шаровая опора Колодки задние (комплект) 15-35 100 Фара в сборе 9С Двигатель в сборе. 800-1000 с коробкой передач Колодки задние 15 Двигатель 450-650 Ремонт двух бескамерных колес 5 КП (АКП) 200-350 Итого: 936 Блок цилиндров в сборе 250-350 Табли, Коленчатый вал 200-250 650 ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ ТОИОТЫ-КОРОЛЛА С 30 Фильтр воздушный 20 Статья расхода Сумма, $ Фильтр масляный отЗ 12 Покупка 900 Система выпуска в сборе 230-300 430-500 540-620 Оформление 60 Ремень генератора 10 15 Ремонтный комплект двигателя 45 Ремень ГРМ 25 35 Расходные материалы (масла - моторное. Капот 300 400 80-100 12 промывочное) Крыло 25-50 50-80 150 Фильтр масляный 3375 Стекло ветровое 60-100 . Ветровое стекло Молдинги ветрового стекла 10 Фара в сборе 40-50 90 185 Герметик для ветрового стекла 10_ Фонарь задний 10-50 30-60 70 Ремонт выпускного коллектора 10 Подфарник 10-25 45-60 55 Колодки тормозные задние 15_ 80-100 35С Бампер передний Итого: 1125 100-200 300-400 Бампер заднийНовую искать не стали - взяли кусок приемной трубы от "Жигулей", разрезали вдоль и, обернув прогоревший участок, обварили на ближайшем автосервисе за 200 рублей. Первая попытка пройти техосмотр не удалась. Левое заднее колесо не уложилось в требования по тормозному усилию, причем как от гидравпического, так и от ручного привода, хотя при езде этого не ощущалось. Причина банальна - сильный и неодинаковый износ задних тормозных колодок. Пришлось разориться на новые колодки (взяли корейские). Заодно прокачали тормоза. Теперь желтенький талончик уже красуется под новым ветровым стеклом. Белая "Тойота" пробежала у нового хозяина около 2000 км. В перспективе грядет замена рулевых тяг: начали постукивать на кочках. СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО Как будто неплохо - но все-таки обольщаться насчет дешевого "секондхэнда" не стоит. Подсчет затрат на ремонт (см. табл. 1 и 2) показал, что более дешевая и старая машина. с большим почти в два раза пробегом, "скушала" свою вторую цену. Тогда как "молодой" понадобилось всего около 20% от цены, за которую она досталась. О трудозатратах и говорить не приходится: на первую ушло примерно 100 человеко-часов героических усилий, на вторую - всего около 10. Покупка дешевых, заведомо неисправных иномарок сродни игре в рулетку. Основной резерв экономии - отказ от услуг сервиса. Здесь нужен большой опыт, что называется, нюх. умелые руки, огромное желание, много везения и элементарные условия (хотя бы гараж с ямой, желательно теплый). Малоопытному автолюбителю лучше "потренироваться на кошках": возродить старенькую "копейку" или "Запорожец". Если вы все-таки решились приобрести "грошовую иномарку", то покупать ее лучше всего у "наездников" - людей, не знающих, что такое крутить гайки и не желающих это делать. Такие, оценив стоимость ремонта и поняв, что он нерентабелен, как правило, стараются побыстрее продать машину, поэтому легче торговаться. Но опасайтесь сильно битых машин с поврежденными силовыми элементами кузова. Обязательно разведайте возможности ремонта и прикиньте его стоимость. Если рыночная цена подобного автомобиля в хорошем состоянии превышает составленную вами смету (на покупку и ремонт) хотя бы процентов на 10-15, то рисковать можно, если нет - поберегите деньги и не тратьте силы понапрасну. D ЗР 5/2000 151_ ___ __ _ -_ ___ -