96
97
98
99
РЫНОК Музыкальный салонТРЕХРАЗОВАЯ ПЕРАУслаждать слух можно без разорительных капиталовложений. Для владельца недорогого отечественного авто вполне хватит радиоприемника с кассетной декой. Примерим аппараты ценой до ста долларов.Евгений БОРИСЕНКОВОтправляясь за покупкой, освежите в памяти названия известных фирм-производителей, так как вероятность скорого отказа безымянной подделки близка к ста процентам. Хороший выбор - сарапульский "Урал" (РМ-206СА, РМ-207СА, РМ208СА - 70-80 долларов). Современная внешность, импортные комплектующие и два года гарантии - соблазнительное сочетание. Несколько озадачил способ защиты от злоумышленников. Съемный аппарат со съемной панелью - это нечто вроде двух конвертов с деньгами в одном бумажнике. Функции - только самые нужные: диапазоны СВ, УКВ и FM, память на 36 станций, автопоиск, автореверс и часы в качестве опции. Почти за те же деньги можно купить продукцию LG" - 5610, 5620, 2510, 2515 и "Дэу" (Daewoo 4105, 4087, 9255, 4237, 4377, 96 5/2000 ЗР8017). Принципиальных отличий от "уралов" нет, разве что качество чуть получше. Но гарантия лишь один год. Безопасность обеспечена съемной передней панелью. Кстати, на одной и той же модели бывают разные панели. Отличаются формой кнопок и цветом экрана. Есть гнездо для подключения проводного пульта управления CD-ченджером, но в продаже его никто никогда не видел. Важное достоинство - "иностранцы" сертифицированы в России. Это значит, что они не боятся мороза, а приемник соответствует нашим стандартам вещания. Последних в мире - несколько, и настроить какой-нибудь африканский вариант на "Маяк" уже не получится. В эту компанию попадают и устаревшие образцы более именитых фирм. Таких, например, как Sony, Pioneer или Kenwood. Правда, их цена достигает верхнего предела - ста долларов. Что ж, за громкое имя надо платить. Справедливости ради отметим, что звучат они лучше "корейцев", хоть и относятся к одному классу. Не пытаясь объять необъятное, упоминаем лишь те марки, что чаще встречаются на рынке. Возможно, все дело в рекламе. Они у всех на слуху, и продавцы предпочитают реализовывать популярный товар. Им легче привлечь покупателя. Между тем, можно отдать предпочтение и другим именам, но в любом случае фирма должна быть известной ("раскрученной"), а ее продукция - иметь гарантию и российский сертификат. Ни одна самая распрекрасная магнитола не издаст ни звука без акустической системы. На всех отечественных легковых автомобилях, за исключением ВАЗ-2106, есть специальные места для установки динамиков. Тем, кто согласится с замыслом конструкторов, остается только купить экземпляры требуемого размера. Он обычно зашифрован в двух первых цифрах номера модели. Самый ходовой для нас - 10 и 13 см. Простейшие и наиболее дешевые системы - широкополосные (от 20 долларов за комплект). За ними следуют двухполосные (от 30 до 50 долларов). На этом специалисты рекомендуют остановиться, так как с увеличением количества полос цена растет быстрее, чем улучшается звучание. Такую акустику все фирмы производят с одинаковым примерно качеством. Приятно, что прочное место в их ряду занимает и наш "Урал". Теперь о количестве. В наших седанах штатных мест под динамики обычно два. А выходов в самой дешевой магнитоле - четыре. Чтобы оправдать деньги, уплаченные за ее возможности, есть смысл потратиться еще на пару колонок. Правда, для их установки придется подготовить специальные места. Но об этом позже. Последние штатные антенны исчезли с крыльев "москвичей" лет пять назад, "жигулей" - и того раньше. Поэтому, если у вас "свежий" автомобиль, о их приобретении придется позаботиться самостоятельно. Лучше других радиоволны ловит наружная штыревая. Имеет два недостатка: часто становится жертвой детской (и не только) любознательности и требует отверстий в кузове при установке. Есть варианты крепления к водосточному желобу и на магните, но оба сильно уступают основному по надежности. Неплохой заменитель - активная антенна. Обычно клеится на стекло изнутри автомобиля, питается от специального вывода радиоприемника. Правда, малопригодна в дальних путешествиях, так как "скисает" уже на расстоянии полусотни километров от передатчика. Выше других у продавцов котируется Bosch (около 20 долларов), хотя с удовольствием предлагают все тот же "Урал" (15 долларов). После возвращения с рынка пора подумать об установке покупок на автомобиль. Профессиональные аудиоателье обычно на мелочи не размениваются, предпочитая богатых заказчиков и солидные лимузины. Так что, если попадете в число их клиентов, дешево не отделаетесь. Чтобы сделать из салона автомобиля концертный зал - снимут всю обшивку, наклеят дополнительную шумоизоляцию, установят два десятка динамиков, позолоченные (чтобы не ржавели) разъемы, протянут десятки метров кабелей и многое другое. Только работа будет стоить не меньше 1000 долларов, а верхнего предела нет все зависит от фантазии богатого клиента. Прежде чем обратиться в фирму попроще, оцените качество уже готовой про-1-х ПОЛОСНАЯ.... И,М, . .А,-Динамики "Урал".дукции. Ведь при монтаже порой вырезают отверстия в элементах кузова. Вдруг они окажутся не по размеру? Самое выгодное - сделать все самому. Для тех, кто решится. - несколько рекомендаций. Магнитолу мало установить. Ее надо как следует закрепить, выдержав нужный угол относительно горизонта (если он указан в инструкции). Больше всего хлопот - с динамиками. Для нормальной работы этого устройства требуется акустический экран. Проще говоря - лист фанеры, разделяющий переднюю и заднюю части диффузора. А нужен он вот зачем. Обе эти части формируют одинаковые звуковые волны, только в противофазе (когда диффузор движется вперед, перед ним - сжатие, а позади - разрежение и наоборот). Встречаясь, они гасят друг друга, "съедая" звук. Происходит короткое акустическое замыкание. Этой встрече и препятствует экран. Коэффициент полезного действия динамика едва достигает двух процентов. Всякая дополнительная работа по перемещению плохо закрепленной задней полки или обивки двери, где он установлен, - непосильный труд. Отсюда следует: к кузову прикрепить его надо жестко. Размещать динамики в салоне специалисты рекомендуют так. Если их всего два, то в штатных местах на "Торпедо" или в передних дверях. В последнем случае прорезать придется не только картон, но и металл. Обивка послужит экраном, панель двери придаст жесткость. Вторую пару (желательно, чуточку помощнее) в седане удобно разместить на заднем подоконнике. Полка хэтчбеков и универсалов, как уже говорилось, для этой цели не очень-то годится. Кроме того, при трансформации автомобиля в фургон вам каждый раз придется возиться с проводами. Ну, наконец-то все готово! Теперь вы неодиноки в пути. А ведь дорога легче, если встретился добрый попутчик.Активная антенна "Бош".•ЗР 5/2000 97 На правах рекламы«ТРЕК > - ВЫСШАЯ ТОЧКАYВиктор Казанцев, инженерМ2,Д1«A3 2108Нет в автомобиле деталей важнее, чем те, которые влияют на его безопасность. Одной из таких деталей, бесспорно, является шаровой шарнир. На него опирается передняя часть автомобиля (из-за этого среди автомобилистов его попросту называют «опорой»), он же одновременно дает возможность колесу поворачиваться в нужном для движения направлении.Поломка этого узла влечет за собой в буквальном смысле потерю автомобилем точки опоры. Плюс машина становится неуправляемой. Дорожная статистика, увы, знает немало примеров, когда из-за неисправности шаровых, по причине беспечности влаПалец (холод, высадка, мех. обработка 10 класс чистота)Вкладыш из материала фирмы 'Со Fbnt' Затшка из материала фирмы 'Бакелите'Верхняя опорадельца или дефектности самих деталей, в ДТП гибли люди. Итак, чтобы доверить ей свою жизнь, опора должна быть надежной и долговечной. Что определяет эти факторы? Прежде всего, конструкция. Та, что появилась с ФИАТом 1964 года выпуска, ставшим прообразом наших классических «Жигулей», хотя и стара, но зато все знают ее слабые и сильные стороны. Приятно сознавать, что среди предприятий, выпускающих ныне опоры, есть производственное объединение «Трек» - производитель, который, как другие, не остановился на изделии модели 1964 года, а пошел дальше и создал принципиально новую равнопрочную конструкцию повышенной долговечности и надежности, уже снискавшую себе добрую славу. Как отмечали специалисты на прошлогоднем Московском мотор-шоу, создание новой конструкции на «Треке» ознаменовало переход отечественного автопрома на современные технологии в области шарниров подвески. Вторым определяющим фактором надежности и долговечности шаровой является качество материалов и комплектующих, используемых производителем. Среди производителей, чьи заготовки пальца отвечают трековским требованиям по качеству, следует назвать заводы «Автоагрегат» (г.Кинешма), «Автонормаль» (г.Белебей), «Метизкомплект» (г.Орел). Там используются сырье Челябинского металлургического комбината и технологии холодной высадки металла. Их заготовки по праву считаются лучшими в России. Как известно, отечественные металлоизделия отвечают мировым стандартам, чего не скажешь об используемых при изго-товлении шаровых полимерных материалах. При этом многие изготовители забывают, что от качества пластмасс надежность и долговечность узла зависит ничуть не меньше, чем от пальца и правильно изготовленного корпуса. Ведь палец работает в паре трения с вкладышем, да и сам шарнир без защиты от грязи, влаги и агрессивных сред выходит из строя за неделю. Большинство отечественных изготовителей шаровых опор в качестве материала вкладышей применяют полиамиды, в состав которых вводят порошкообразный графит или дисульфид молибдена для уменьшения коэффициента трения. Между тем проведенный на «Треке» анализ показывает, что новые зарубежные материалы известных фирм, в чаПалец {холодная высадка. ,ва цикла термообработки) Подшипник, изготовленный по технологии порошковой металлургии, с термообработкой И слег, вакуумной пропчтко» верхний корпус, изготовленный с 2-мя циклами специальной термообработкиИзносостойкая накладка из матезиалов фирмы 'Ои Port'Нижняя опора гЗ^стности «Дюпон» (США), значи«Трек» ко всем выпускаемым опо ­ тельно превосходят по своим мер ам для задне - и переднеприводханическим и антифрикционным ных ВАЗов, «москвичей», а также свойствам полиамиды, обеспечицельнокорпусных шарниров вая тем самым увеличение срока «Чемпион». Характерная деталь службы и надежности опор . Толькруглая часть головки пальца, о б ­ ко использование одних этих мар аботанного на «Треке», имеет териалов увеличивает ресурс идеальную сферическую форму, опоры почти на 10%. а поверхность имеет 10-й класс Знакомый каждому автолюбичистоты. Речь идет не об отдельтелю пыльник из резины сегодня ных доведенных вручную деталях, выглядит анахронично. К сожалеа омассовом производстве. нию, резина трескается в резульПоэтому неслучайно, ведущий тате быстрого старения. Поэтому российский производитель шаро ­ за рубежом для изготовления завых опор - М иасское производстщитных чехлов используют поливенное объединение "Трек" полумерные материалы. «Трек» также чило международный сертификат перешел на современные состана систему качества по стандарвы. В частности, при изготовлении там ISO 9001 . И эта вершина не шаровых шарнироввМиассе покорилась ни одному из тех, кто применяются специально созданпытается делать шаровые опоры ные для этих целей полимеры амев России. Всемирно известный риканской фирмы «Дюпон» и германскийсертификационный итальянской «Бакелитэ». Немноо рган TUV-CERT со своей сторо ­ гие в отрасли смогут похвастать, ны подтвердил факт соответствия что пользуются прямыми поставсистемы качества предприятия ками от этих мировых химических международным стандартам. То гигантов. Но главное, к онечно , есть установил, что на «Треке» заключается в том, что новые манадлежащее качество обеспечитериалы пракна Сила вырыва пальцев из корпуса, кгсвается тически не всем жизнен ­ (после 100000 циклов) подвержены ном цикле изстарению и начиОПОРА ВЕРХНЯЯ нижняя делия, п ревосходят "Трек -Чемпион" 8030 ная от его 9170 традиционные проектирова3720 8710 по стойкости в "Трек" ния и закупки 3-4 раза , что "Автон" 6860 3670 комплектуюпозволяет га"БелМаг" щих и матери3020 8700 рантировать алов изакан ­ 2820 6280 надежность в "Автокомплект" чивая изготов2460 6560 лением ира ­ любых услови"Спутник" ях на весь срок службы. б отойс потребителем (отслежиТретьим определяющим фактование реального ресурса издер ом надежности и долговечности лия, технические консультации, ш аровой опоры является испольпомощь в обслуживании). зование передовых технологий и современного оборудования в производстве, наличие грамотной программы испытаний, учитывающей максимальное количество факторов, встречающихся при эксплуатации. Т акое под силу лишь предприятию с мощной конструкторско-экспериментальной базой. Именно глубокая научная прор аботка отличает подход ПОВ интересах покупателей «Трек» первым и единственным среди производителей шаровых опор ввел наряду с голограммой персональный идентификационный номер, наносимый на корпус каждого изделия. Это позволяет в полной мере реализовать механизм гарантий производителя перед автовладельцами, поскольку, как показала практика, лазерная голограмма не является достаточ-СЕРТИФИКАТОртам ссртм+м • TUVCERT TUV Thoc.nem * V метсажэР TUV CERT у£ос*овефвг' -*о тчлвгкм*** з-а»«W~/нои защитой от подделок. Именно так и только так можно добиться лидерства. «Трек» - лидер в конструкции, у него лучшие комплектующие и материалы, с о ­ временная технология и производство, сертифицированное скрупулезными немецкими эксПалец (холод, высадка, мех. обработка 10 класс чистоты)Полимерный пыльник Стопорное кольцо Вкладыш из материала фирмы '0и Pont' Цельнокованый корпус"Чемпион" пертами по немецким же критериям, р азрешающим поставки на конвейеры «Мерседеса» и «Фольксвагена»! Вот почему шаровыеопоры «Трека» — лидеры в России. О б этом же ясно говорят результаты испытаний «трековских» о пори опубликованные данные вжурна ­ ле «За рулем» № 2 , 2 000 (см. таблицу). Теперь, надеюсь, ни у кого не осталось сомнений, чьи опоры нужно выбирать, чтобы обеспечить наивысшую безопасность на дороге.