47
48
49
НовинкиТУЛЬСКИЙ... ПРЯНИК? НЕТДИЗЕЛЬ!Известный своими мотороллерами и мотоциклами повышенной проходимости "Туламашзавод" освоил выпуск легких одноцилиндровых дизелей.Дизель в России, особенно в сельских районах, где солярка подчас единственный доступный вид топлива, всегда в почете. Но это применительно к тяжелым многоцилиндровым двигателям грузовиков или тихоходных тракторов. Здесь же пойдет речь о легких моторчиках, в которых так нуждаются производители компактной техники - дорожной, коммунальной, строительной. Именно для нее "оборонка" - "Туламашзавод" - совместно с Владимирским госуниверситетом разработала образцы и выпустила опытную партию (50 шт.) одноцилиндровых дизелей. Их доводку доверили австрийской фирме AVL. В руках опытных специалистов дизель быстро приблизился к требованиям перспективных стандартов ЕЭС 2005 и сразу привлек внимание отечественных производителей миниавтомобилей и мототехники. Не разочарует ли их тульский дизель? Сразу отметим, что с экологией и экономичностью у тульского двигателя все в порядке. С массой и габаритом тоже: корпусные детали и головка цилиндра отлиты из алюминиевого сплава, сам цилиндр, понятно, чугунный. Для уменьшения габариПоршни: обычный (справа) и с покрытием из дисульфида молибдена.Знакомьтесь тульский дизель.та генератор мощностью около 400 Вт встроили в маховик, а топливный насос высокого давления разместили внутри картера. В итоге "на улице" остался лишь топливоподкачивающий насос. Несмотря на то, что корпусные детали из алюминия, мотор достаточно прочен. Поршни, изготавливаемые методом изотермической штамповки, и поршневые кольца немецкой фирмы Тётце" обещают движку долговечность. Качество механической обработки рабочей поверхностицилиндра контролируют специальные приборы, а за топливную аппаратуру отвечает ее производитель - ЯЗТА, давно снискавший уважение российских дизелистов. Наряду с мощным штатным вентилятором, мотор, работающий в тяжелых условиях, защищает от перегрева дополнительный масляный радиатор или специальный теплоотборник. Последний контактирует одной стороной с горячим маслом, а другой, увенчанной миниатюрным радиатором, - с потоком воздуха. Передает тепло специальный энергоемкий наполнитель, занимающий внутреннюю полость устройства. В "северном" варианте дизель комплектуют работающим от аккумулятора тепловым нагревательным элементом, который быстро прогреет масло в картере, не допустив его подгорания. Если привередливого покупателя не устраивают характеристики базового двигателя (цена его - 750 у. е.), специалисты конструкторского центра, кстати, оборудованного по последнему слову техники, в кратчайшие сроки внесут требуемые коррективы в конструкцию мотора. Хотите дефорсированный дизель с непосредственным впрыском топлива - пожалуйста, требуется высокооборотный вихрекамерный - извольте. Доводку выполненных в металле моторов проведут тут же на заводе. Специально для этого у той же фирмы AVL был приобретен испытательный комплекс, позволяющий моделировать любые условия работы двигателя. И все же, как бы ни был совершенен мотор, комплектующие плохого качества и халтурная сборка могут свести на нет все достижения конструкторов. Чтобы держать марку, заводу пришлось не только ужесточить контроль поступающих на конвейер деталей, но и сосредоточить сам процесс сборки в одном месте. Как показал опыт, такой подход гарантирует высокое качество продукции. Хочется верить, что удачно стартовавшие тульские дизели положат начало двух-, трех- и четырехцилиндровым моторам, которые будут способны заменить своих бензиновых сородичей. Например, под капотом "Оки"? D ЗР 5/2000 47Дополнительный охладитель масла. Лаборатория - от фирмы AVL Такой подогреватель разогреет масло в картере за 15 минут. Обкаточный стенд. В жизни важен первый шаг.ИРУ~~тця*$t -Ctt. •Щщ> ТЕХНИКАНовинкиКажется, в известном треугольнике "человек-автомобиль-дорога" самым слабым местом становится именно Homo sapiens. То он на разговоры отвлекается, то рюмку-другую опрокинет, то Правила забудет. А потому... "не позволите ли вам выйти вон"? Супернадежные сверхбыстродействующие электронные мозги, не обремененные к тому же 80-килограммовой массой тела, готовятся занять место за рулем. (Не они ли в будущем станут читать наш журнал?)ТЫ ВЕЗИ МЕНЯ.Раньше как делали: брали автомобиль, ставили на него компьютер... Теперь подход иной - к компьютеру приделывают мотор и колеса.Первый шаг "Мерседес-Бенц" сделал, установив в свой S-класс систему "Дистроник", автоматически поддерживающую безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Она уже умеет различать образ "ведущего", а также воздействовать на педали газа и тормоза. А почему бы не научить ЭВМ различать дорожные знаки, сигналы светофоров, переходящих улицу беспечных пешеходов? И вот в экспериментальном автомобиле появились два разнесенных на 30 см видеоглаза. Пожалуй, ни один водитель не сможет похвастаться такой "стереобазой", а значит, и точностью определения расстояния до объектов. Ну ладно, видеть-то компьютер видит, но надо еще выхватить из прорвы всевозможных рекламных щитов, которыми щедро уставлены современные городские улицы, настоящие дорожные знаки, а из моря неоновых огней сигналы светофоров. Вот и представьте себе необходимый объем памяти суперШироко расставленные "глаза" выделяют с помощью компьютера существенные детали дорожной обстановки...'«flir^вшашШШшшшшшшш—jZ. вшвшшвШ Ш >ГУт *' 2 »3 vШНе знаем, знакома ли с классикой российского кинематографа корпорация "Теннеко" - владелец торговой марки "Монро", но упомянутому завету она следует неукоснительно. С последней новинкой адаптивными амортизаторами (ЗР, 1999, № 12) стоит познакомиться поближе.АМОРТИЗАТОРПерефразируя Юрия Деточкина, заметим: "Со старым амортизатором - не жизнь".сжатия, имеет большее проходное сечение, чем клапан 7, характеристика будет несимметрична относительно начала координат: на ходе сжатия - "мягче", на ходе отбоя - "жестче" (синие прямые). При включении в работу еще двух, основР, кгс1На рис. 1 и2 показано, как формируется гидравлическая характеристика обычного амортизатора. Если все его клапаны "намертво" закрыть (см. рис. 1), оставив только обходной канал в поршне, получим весьма жесткую линейную зависимость (зеленая прямая на рис. 2). Добавим клапаны Рис 1. Схема двухтрубного амортизатора: 1, 7 - клапаны сообщения с сообщения с компенсационной компенсационной камерой; 2 - обкамерой (детали 1и7 на рис. 1) ходной канал; 3 - поршень; 4 - газовая подушка; 5 - клапан сжатия с - характеристика станет "мягпружиной малой жесткости; 6 - клаче". В случае мгновенного (бепан отбоя с пружиной большой жестзынерционного) открытия клакости; 8 - компенсационная камера. панов она тоже будет линейной. А в результате того, что клаРис. 2. Гидравлическая характерипан 1, срабатывающий на ходе стика условного амортизатора.ТОЛЬКО ОбхОДНОЙ1канал Обходной канал и клапаны компенсационной камеры То же с клапанами сжатия и отбояных клапанов сжатия и отбоя, расположенных в поршне, форма характеристики опять изменится. По мере открытия каждого из клапанов и увеличения общего проходного сечения каналов она будет изгибаться, становясь все менее "жесткой" (красная кривая). Наконец, при полном открытии клапанов график вновь превратится в прямую. Осталось только заметить, что характеристика реального амортизатора за счет постепенного открытия клапанов может вообще VnopUJHfl. М'С не иметь прямолинейных участков. <ЗсждШЕ0485/2000 ЗР КОМПЬЮТЕР...а также беспечных пешеходов.компьютера, где разместились все возможные варианты существенных для дорожного движения объектов, а также динамические характеристики такого явления природы, как пешеход! Пока, как видите на снимках, электронный ассистент только учится и выдает обработанную информацию на дисплей. Водитель-испытатель ведет машину, а на экране появляются выделенные знаки, сигналы светофора, снующие перед капотомпешеходы. Да раздаются предупреждающие сигналы, когда, по мнению компьютера, появляется опасность ДТП: нарушена дистанция, игнорируется красный свет, совершается запрещенный знаком маневр. Если же ЭВМ ошиблась, то водитель вводит соответствующие коррективы. Каково состояние дел на сегодня? Все дорожные знаки и светофоры, включая разметку и бордюрный камень, стопроцентно определяются на расстоянии 30-40 м. Результат просто фантастический: ведь, скажем, тот же светофор нужно отличить от стоп-сигнала впереди едущего автомобиля, а он тоже красный и может быть круглым. А знаки! На рекламных щитах вам такое намалюют - попробуй разберись. (Во всяком случае, в наших условиях с периодически пропадающей разметкой, знаками из раздела "Стоп-ляп" и негорящими светофорами забугорная супертехника не уедет дальше первого перекрестка.) Что касается пешеходов... Они-то. слава Богу, везде одинаковые. Компьютер сначала оценивает размер объекта, затем анализирует его контуры (этот этап как раз и виден на фото) и, наконец, исследует характер движения. Последнее, кстати, самое простое: характерное движение ног идущего человека вызывает не менее характерную форму электронного сигнала, что позволяет системе сделать однозначный вывод в 95% случаев всего за 5 миллисекунд! Оставшиеся пять процентов, видимо, несут большие мешки или чемоданы, которые и защитят их в случае чего. Это, конечно, шутка, а если серьезно, то, может быть, не зря пошла мода на Интернет в автомобиле. Сегодня он - бесспорно, отвлекающий водителя фактор, а завтра, глядишь, не даст ему уснуть на заднем сиденье, пока машина, продираясь сквозь пробки, везет его, тепленького, к родному дому.•ние жесткости у такой составной дисковой пружины, как иу рессоры, оказывается нелинейным. Причем закон изменения жесткоТеперь посмотрим, чем рустоит остановиться подробнее. сти по перемещению можно меководствовалась фирма "МонКлапан с пластинчатыми нять, подбирая диски с заданныро", называя свои новые амор(дисковыми) упругими элементами диаметрами. В какой-то степетизаторы с системой "Сейф ми работает подобно автомобильни такой клапан можно считать Тек" (Safe Tech) адаптивными. ной рессоре: под действием силы подстраиваемым, но главная Их отличают три особенности: давления жидкости диски клапа"адаптивность" системы "Сейф рабочая жидкость с расширенна прогибаются и открывают соТек'' не в этом. По мере движения ным температурно-вязкостным ответствующий канал. Размеры поршня вверх или вниз от среднедиапазоном, новая конструкция поршня с такими клапанами стаго положения изменяется сечеклапанов в поршне (с пластинновятся меньше, долговечность ние обходного канала на стенке чатыми пружинами) и проточка Рис. 3. Амортизатор "Монро" с сисвозрастает, а, главное, измене- цилиндра, что влечет изменение на внутренней стороне рабочетемой "Сейф Тек": 1 - клапан сжагидравлической характерития; 2 - обходной канал переменного цилиндра, образующая обго сечения; 3 - клапан отбоя. стики амортизатора Р. кгс ходной канал (см. рис. 3). На переход из зоны ком• Работа амортизатора Рис. 4. Диапазон характеристик амор1 а зоне комфорта двух последних особенностях тизатора с системой "Сейф Тек". форта в так называемую i Работа амортизатора в зоне контроля зону контроля (рис. 4). Таким образом, характеристиНаша справка ка изменяется в зависимоМОРТИЗАТОРЫ СЧИТАЮТСЯ НЕИСПРАВНЫМИ, если они потеряли около сти от хода подвески: при 50% своей эффективности. По опыту немецкого TUV это происходит через малых перемещениях амор60-80 тыс. км пробега по немецким дорогам (в России эта цифра, как правитизатор старается обеспело, оказывается значительно меньше) При объезде неожиданно возникV поршня, м с чить комфорт, при больших шего препятствия с неисправными амортизаторами риск "потерять" ма- становится жестче. шину или, как говорят сотрудники ГИБДД, не справиться с управлением CfciKAtnen возрастает в несколько раз, а тормозной путь увеличивается на 5-10%. GПРИСПОСОБЛЕНЕЦАЗР 5/200049