34
35
36
ИСПЫТАНИЯБЫЛИНАПроживал некогда во граде Новгороде торговый человек по имени Садко. Отправился он как-то в деловую поездку водным транспортом, попал в передрягу и вроде бы утоп. Однако новгородский купчишка мужиком оказался хватким, дел наделал ив подводном мире. Царю тамошнему голову заморочил, дочь его красавицу охмурил и вроде как сухим из воды вылез... Давно это \ было, только сказку о Садко и помнили. До тех пор, пока деловые мужи из другого Новгорода - Нижнего не нарекли именем былинного героя свое детище - полноприводный грузовик.Игорь ТВЕРДУНОВРОДОСЛОВНАЯ Предки современного "Садко" появились на свет давно. Не в сказочном, конечно, измерении, а по меркам техническим. Почти сорок лет назад начали выпускать грузовой ГАЗ-53. Честно отработав на благо советской родины, старичок претерпел несколько модернизаций. В итоге, получив современную кабину, стал зваться ГАЗ-3307. Однако в постсоветские времена спрос на него упал. Сегодняшнее изводство "под заказ" не идет ни в сравнение с былыми масштабами. Пращуры с другой стороны - масп ратных дел. Понадобился господам rei ралам легкий грузовик повышенной п димости: личный состав возить, пушки-Mi нометы таскать и чтобы при случае с молета можно было сбросить на голову супостату. Надо сказать, что в те былинныео вездеходе345/2000 ЗР времена, господа... извиняюсь, товарищи генералы были в силе и при деньгах. Захотели - получили полноприводный ГАЗ-66. Аппарат отличался более чем повышенной проходимостью и - совершенно скотскими условиями для работы водителя, который мостился "на жердочке" рядом с мотором и выворачивал руку за спину в поисках очередной передачи. В заботе об обороноспособности родины и личном составе "шестьдесят шестой" попытались модернизировать. Установили новый дизельный мотор, переделали кабину, перенесли злосчастный рычаг коробки в привычное место. Все бы хорошо, только военные в новые времена богатство свое подрастеряли. Не то что модернизированный - обычный ГАЗ-66 стал им не по карману. Производство автомобиля практически встало. СЕЛЕКЦИОНЕРЫ А теперь представьте себе положение завода, у которого в программе две модели, но ни одна толком не продается. Продолжать тянуть обе - разоришься. Снять обе с производства - пробросаешься. А если сделать из двух одну? Так и появился 'Садко". Рецепт его создания прост. От "гражданского" грузовика семейства 3307 берется рама и кабина. От "военного" "шестьдесят шестого" - трансмиссия: раздаточная коробка (модернизированная, от ГАЗ66 последних выпусков), ведущие мосты. Двигатель - старый знакомый: V-образная бензиновая "восьмерка" или, в перспективе, шестицилиндровый рядный дизель ГАЗ562. Коробка - либо "старушка" четырехступенчатая, либо более современный пятиступенчатый агрегат, а к нему - сцепление с диафрагменной пружиной. Остались сущие мелочи: удлинить карданный вал, приспособить лебедку, не забыть про регулирование давления в шинах. Готово! Получился "Садко", "по паспорту" - ГАЗ-3308. В активе - унификация с дорожным фузовиком, а значит, удешевление производства, вполне современный и не слишком "милитаристский" внешний облик, отработанные в производстве и знакомые ремонтникам узлы и агрегаты, человеческие условия труда водителя. В пассиве - теоретически худшая геометрическая проходимость (база-то длиннее). ВСПОМНИТЬ ВСЕ Знакомство с "Садко" мы начали с... ГАЗ-66. Ведь все познается в сравнении, а армейские впечатления автора от "шишиги" изрядно потускнели со временем. Что ж, попробуем, как в юности: одну ногу на ступицу, другую просунуть под рулевую колонку, последним движением вношу себя на сиденье. Руль уперся в живот, педали висят высоко завидую тем, у кого ноги покороче. Чих-пыхтрах-бах, еще раз чих! Руку за спину, найти рычаг, пошевелить его, стоя на месте. Под знакомый ноющий звук газовской "восьмерки" трогаюсь, теперь вторую... Ага, она гдето здесь. Со второго раза должно получиться - и получается, правда, с неприличным хрюком. Не спешить! Спокойно "вынул" передачу, сделал выдержку, мягко, но настойчиво "вживил" следующую. И нечего ловить правой рукой воздух - рычаг не здесь, а у задней стенки кабины, между сиденьями. Теперь "вниз" с перегазовкой. Что, "не лезет"? Вторая попытка - уже лучше. Ну вот и приспособился. Еще немножко пообвыкну и "в пампасы". Да, на пересеченной местности "шестьдесят шестой" - аппарат очень серьезный. Гребет в тяжелом мокром снегу по ступицу, хоть бы хны - только не ошибись с передачей. Бензиновый мотор не приучен ездить внатяг - потеряв обороты, тут же глохнет. Быстро переключиться успеваешь не всегда, а коли встал в снегу или песке, попробуй-ка тронуться вновь! Есть, конечно, лебедка...В общем, езда на этой машине - работа, и нелегкая. Особенно для водителя, непривычного к чисто военной технике. Хотя, говорят, человек привыкает ко всему - тесноте, шуму, жаре от мотора, эргономическим несуразицам. Поупражнялся, вспомнил молодость? Вернемся к нашему герою. "САДКО'-ПРОХОДИМЕЦ После "шестьдесят шестого" "Садко" сразу располагает к себе: чтобы почувствовать разницу, достаточно просто сесть за руль. Кабина от ГАЗ-3307, может, и не шедевр технического искусства, но, повторим, все познается в сравнении. Высокая, удобная посадка, нормальное расположение органов управления, отличный обзор. По удобству рабочего места водителя "Садко" ушел далеко вперед. Из-под капота раздалось характерное ворчание: "Садко" нам выдали не простой - дизельный. Как мы уже отмечали раньше, нижегородско-австрийский дизель сочетает мощную тягу с совершенно недизельной живостью отклика на педаль газа. Тогда речь шла о четырехцилиндровом моторе "Газели". Установленная на "Садко" "шестерка" не менее темпераментна. Специалисты фирмы "Штайр" адаптировали двигатель для российского грузовика: снизили максимальные обороты и оптимизировали характеристику крутящего момента - он достигает максимума при 1800 об/мин и дальше идет почти ровной площадкой на графике. Так что на недостаток тяги жаловаться не приходится. Дизельный двигатель позволяет поновому строить тактику езды по бездорожью. Много реже требуется включать понижающую ступень в раздаточной коробке. Не приходится постоянно поддержиДизель ГАЗ-562 под капотом "Садко" и интерьер его кабины (справа). Для сравнения "убранство" "шестьдесят шестого" (слева).ЗР5/2000 ИСПЫТАНИЯПрезентациявать повышенные обороты мотора из опасения заглушить его в самый неподходящий момент. Там, где ГАЗ-66 еле ползет на первой передаче, "Садко" уверенно идет на второй или даже на третьей, хотя ис некоторым "напрягом". Когда "шишига" ревет и дергается на пониженной передаче, преемник позволяет использовать первую, да еще и играть тягой. Дизель поможет мягко, внатяг тронуть с места стоящую в целине машину, тогда как с "бензинкой", требующей оборотов, не избежать буксования колес, и машина наверняка зароется. Да, мотор - то, что надо для настоящего "проходимца", особенно вкупе с достаточно удачной "шестьдесят шестой" трансмиссией. Езда по бездорожью стала более простой, можно сказать, комфортной. Жать только, что пока с конвейера в основном идет "Садко" со старым бензиновым мотором. Такой автомобиль, конечно, подкупает своей дешевизной (заводская цена - от 140 тыс. рублей). Но значительной части тех качеств, которые ему придает дизель, он, увы, лишен. Новая кабина со всеми ее достоинствами - это хорошо. Новая пятиступенчатая коробка передач и сцепление с диафрагменной пружиной - отлично. Зато расход топлива (более дорогого бензина) значительно выше. И главное, нет той непоколебимой уверенности в автомобиле, особенно на бездорожье, которую дает дизель с его "тракторной" тягой. Производство же шестицилиндровых дизелей только начинается. В нынешнем году планируется выпустить партию в тысячу штук. DRIVERS CAR Самые яркие впечатления, как ни странно, остались не от преодоления снежных косогоров, а от езды на "Садко" по скользкой дороге. Благо, подвернулась трасса, приспособленная для зимних гонок. Весеннее солнце растопило ее ледяное покрытие, тут ударил мороз, и рыхлая"Садко". Легкое движение рулем, сброс газа - грузовик, скользя всеми четырьмя колесами и чуть закидывая "корму", вваливается в поворот. А теперь добавить - занос задка прекращается, "Садко", все еще дрейфуя боком, начинает разгоняться. Так, немного перестарался, слишком сильно вынесло наружу. Чуть отпускаю педаль - машина послушно уходит на меньший радиус. Теперь плавненько так, чтобы не сорвать машину, добавляю... В этот поворот попал, короткая прямая кончается - и снова "провокация" рулем, сброс газа, чуть добавить тяги, чуть сбросить - руль крутить почти не приходится. И так - поворот за поворотом, круг за кругом, пока фотограф не отобрал автомобиль для съемки. Да, ездить "Садко" способен совершенно по-легковому. Реакции на действия водителя понятные и однозначные, а оттого взаимопонимание приходит очень быстро. Конечно, грузовик немного задумчив по легковым меркам, по грузовому же счету характер у "Садко" просто взрывной. ПОСЛЕСЛОВИЕ Давненько отечественный автомобиль, вдобавок грузовой, не оставлял у журналиста, избалованного иномарками, столь сильного впечатления. "Садко", особенно дизельный, - безусловная удача ГАЗа. В стране, где бездорожье все еще норма жизни, такая машина необходима и многих она наверняка заинтересует. Сколько желающих смогут за нее заплатить - другой вопрос. Дабы обеспечить себе будущее, "Садко" пытается обаять не только частников, но и геологов, нефтяников, газовщиков - и, конечно, военных. Людям в погонах он, похоже, приглянулся, причем не только российским. Будут заказы, станет расти производство. Пока "Садко" делают небольшими партиями под заказ.Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, хНагрузки на переднюю заднюю ось. «г Двигатель Тип3170 3820 2000 2000 2315 2380 3690 3635 ГАЗ-562 ЗМЗ-513 Б.1/8 АР6 96(130^3200Мощность. кВт (л d яри ОбМИН 110(150)8200 92(125)3200 Максимальный коутящий момент. 314.2250 420.1800 Н изб мин 2942250 Механическая Механическая Коробки передач пятиступе-чатая пятиступенчатая чэтыдехспленчатая Механическая двухступенчатая Раздаточная кособта Главная передача 6,17.6.83 6,7 Максимальная скорость, кмч 9590 100 Контрольный расход топлива.-ню «в 23 15 Запас «ода, ш 915 1400 ' юилехта^я 3308-00X30 юмггетац»» 3308ЧШ120снежная каша вновь замерзла. Сюда-то мы и забрались "просто так", прокатиться. Признаемся, "прокатиться" сильно затянулось: трудно было предположить , что сундуковатый вездеход может так по-легковому ездить. Помнится, маститый гонщик поучал молодого журналиста: не крути лишний раз рулем, автомобиль управляется в основном тягой! - и демонстрировал сказанное на дороге. Практиковались на "Субару" - очень "правильной" полноприводной легковушке. Та "лекция" вспоминалась за рулем•365/2000 ЗР