156
157
КЛУБАВА вот и первый сервис - отсюда мы начнем свое путешествие, здесь же и закончим. Место выбрано не случайно - точность работы стенда и мастерство механиков контролировались нами неоднократно. Кроме того, именно здесь проверяли нашу "десятку" со дня ее приобретения. Михаил КОЛОДОЧКИН, Вадим КРЮЧКОВ ...Мастер берет переносной компресРешив посетить несколько автосервитеризует полностью заправленный, готосор и поочередно проверяет давление в сов, где регулируют углы установки колес, вый к эксплуатации автомобиль без водиколесах. Следует вопрос о загруженности мы преследовали несколько целей. Во- теля, поклажи и пассажиров. Полезная багажника. Там лежит кое-какое барахло, первых, было интересно проверить, как нагрузка в нашем случае - это 320 кг в сано для интереса мы откладываем разгрузразные мастера понимают свою задачу и лоне и 40 кг в багажнике (данные завода- ку на потом. Подвеску осмотрел - замечакакими средствами решают ее. Во-вторых, изготовителя). Применительно к "десятке" ний нет. На все колеса устанавливают датлюбопытно сравнить данные, полученные разница в углах установки колес отражена чики, специальная распорка включает при проверке одного и того же автомобив первых двух строках таблицы. ножной тормоз, подвеска несколько раз ля на различных стендах разными бригаэнергично прокачивается сверху вниз дами. В-третьих, хотелось сопоставить Наша справка можно фиксировать первые результаты практику с теорией - совпадут ли цифры, ХОЖДЕНИЕ - угол между продоль(см. таблицу). М-да, не очень... Вынимаем рекомендованные в литературе, с показаной осью автомобиля и плоскоиз багажника хлам и просим провести очениями измерительной аппаратуры. стью, проходящей через центр шины редной замер - так появляется следующая строка таблицы. Наконец следует долгоПодопытный автомобиль - редакциуправляемого колеса. жданная регулировка, данные заносятся в онная "десятка". Отлаженная, технически талмуд, и мы едем на следующий сервис. исправная, но с врожденной склонностью к "недержанию" схода-развала. Кое-что уже ясно - даже "джентльПока ВАЗ-21103 проталкивается менский набор", который найдешь чуть не сквозь московские пробки, вспомним теов любом багажнике (от канистры до лерию. Из многочисленных параметров подбедки). способен ощутимо повлиять на ревески эксплуатационной регулировке подзультаты замера. Добавим сюда антикордаются три: к упомянутым выше углам схорозионную обработку кузова, противода и развала добавляется угол продольноугонку, "музыку", чехлы, дополнительные го наклона оси поворота колеса - в обихозеркала и фары, коврики и прочую незаде его еще называют кастор. Первые два метную на первый взгляд мелочевку - поугла у всех на слуху, а вот о третьем зналучается, что "из ничего" набегают лишют немногие. Желающим вникнуть в нание килограммы. Отсюда вывод: ни одна значение всех углов предлагаем прочимашина, въезжающая на регулировочный тать нашу справку. стенд, по сути, не является ни пустой, ни полной! Поэтому к приведенным выше реЕще один момент, о котором часто закомендуемым значениям регулировок не бывают. Углы установки колес зависят от следует относиться как к догме... Впромассы автомобиля - не случайно в литечем, мы, кажется, приехали. ратуре приводят данные как для снаряМестные спецы используют стенд женной, так и для загруженной машины. CDS. Просим ничего не регулировать - проНапомним, что снаряженная масса харакК необходимости визита на стенд "сход-развал" все приходят по-разному. У одного быстро изнашиваются покрышки, у другого машину "тащит" в сторону, третьего не устраивает ее управляемость, четвертый всем доволен, но привык следовать инструкциям...С1565/2000 ЗР сто проверить "перед дальней дорогой" правильность установки углов. Нет проблем машину загоняют на яму, обвешивают датчиками, прожимают: вскоре данные выводятся на принтер. Задаем невинный вопрос: а влияет ли на точность регулировки положение автомобиля относительно стенда? Ребята пожимают плечами и кивают на компьютер - в нем мегабайт много, вот он пускай и думает. А если что не так, то нужно выехать на трассу и проверить машину на ходу, а потом подправить... Состоянием багажника никто не поинтересовался, давление в шинах также не проверяли. ПолуНаша справка азвал - угол наклона колеса по отношению к дорожному покрытию в вертикальной плоскости. Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля. то развал называют отрицательным, если наружу, то - положительным.ченные цифры охарактеризовали как "нормальные". Вот уж дудки! Наша "десятка" хоть и способна выкинуть фортель, но не такой же. Расплачиваемся (за что?) и едем дальше - за углом еще один пост. Довольно непрезентабельный бокс оптимизма не внушал, хотя стенд вполне современный - CDS 5С. Тем не менее его хозяин пахал честно - несколько раз прокатил машину вперед-назад, пытаясь правильно смонтировать датчики, установил распорку на тормоз, предварительно прикрыв водительское сиденье пленкой. Уточни он еще загрузку багажника и пройдись с манометром по всем колесам - цены бы работнику не было. Встреваем с тем же вопросом насчет ориентации: а если машина стоит под углом к стенду? Подумав, специалист выкрутился, дескать, передние датчики связаны тросиками с задними, а потому любой поворот управляемых колес относительно продольной оси автомобиля тут же отслеживается, а в программу стенда вносится поправка. Звучит правдоподобно, однако стало понятно, что подобные вопросы здесь тоже в диковинку... Заносим цифры в протокол и едем пополнять статистику в соседний квартал. Сотрудники следующего автосервиса порадовали нас тем, что все-таки откорректировали давление в колесах и поинтересовались, нет ли чего в багажнике. Но вот проверить, исправна ли подвеска, почемуто забыли. Дальнейший сценарий не менялся - все упомянутые выше "несимметричные" проблемы были дружно взвалены на "электронику" стенда "Корги", который как раз выдавал очередную версию состояния нашей подвески. Цифры были признаны нормальными - нам пожелали счастливогоУНаша справка гол продольного наклона оси поворота колеса - угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде сбоку. Влияет на стабилизирующий момент и на изменение развала колес при повороте руля.Р^ ^ ^ Я ^ ^ ^ ^ ^ В ПараметрPF-wnkT4Thi ЧДМРРГЖ vmnR WTAHORKM КППРГ Угол продольного наклона оси поворота колеса +1=00'...+2=00' -0=10'... +0=50' +1=44' +1=27' +0=55' +1=24' +Г52' +1=50' +110' •111' +1=06' +116' +1=00' +0=54' +1=32' +1=28' +1=30' +1=04' +1*01" +0=56' Схождение •1 мм ...+1 мм ( - 0 10 ' . . . + 010') 0.5 мм - 2.5 мм (=0=05'... + 0=25') +3,4 мм (=+0'34') +2.7 мм (=+0=27) -0.1 мм (=0=01') -0°09' -0=10' •019'(-1,9 мм) +0=04' (=0.4 мм) •0=10' -0=15' -0 25' (-2.5 мм) Развал ПримечаниеПо заводской инструкции (под нагрузкой) По заводской инструкции (без нагрузки) На стенде Джон Дин" Настенде"Джон Дин" Настенде"Джон Дин" На стенде CDS На стенде CDS 5С На стенде "Корги" Настенде"Джон Дин" На стенде "Джон Дин" Настенде"Джон Дин"-0=30' ..+0=30' 0=00'. . +1=00' +0=28' +0=25' -0=02' -0=40' -0=23' -0=30' -0=20' -0=03' •0=22' -0=38' -0=39' +0=07 +1=01' +0=14' +0=15' +0=09' +011' +0=17' Контрольный замер После очередной регулировки С пассажиром на правом сиденье Багажник загружен Багажник пуст Проведена регулировка+1,3 мм (-0134 -0,5 мм 0.00 мм -0=05' (=-0,5 мм) -0,5 мм -0,5 мм -0*10' (=-1 мм)пути. Благодарим и возвращаемся к исходной точке маршрута - на стенд "Джон Дин". Повторный замер параметров показал, что "уплыл" развал левого колеса, а вслед за ним и схождение - вторичная регулировка неизбежна. Ее, конечно же, провели данные в предпоследней строке таблицы. Ради интереса повторили измерения, усадив пассажира на правое переднее сиденье - результат замыкает таблицу. Но какие же из всего этого можно сделать выводы? Полностью провалила измерения лишь бригада, обслуживающая стенд CDS. Остальные уловили тенденцию нашей "десятки" к хромоте именно на левое колесо. Что касается абсолютных цифр, то самый большой разброс - по кастору и схождению, тогда как развал оценивают довольно точно. Еще один итог: успех всей процедуры в первую очередь зависит от опыта мастеров и лишь во вторую - от модели стенда. Отсюда несколько практических советов. Первый: позаботьтесь максимально разгрузить машину - мешок картошки в багажнике способен вышвырнуть затраченные вами "регулировочные" деньги на ветер. Второй: не стоит "ловить блох", последние цифры в показаниях дисппея говорят уже о разрешающей способности аппаратуры. а не о реальных характеристиках подвески. Куда важнее, чтобы разница в показателях по правому и левому колесу была минимальной. Третий: попросите мастера придерживаться средних цифр в пределах допуска (для переднеприводных машин ВАЗа лучше ориентироваться на данные с полезной нагрузкой). Четвертый: надежнее всего каждый раз регулировать сход-развал на одном и том же сервисе - желательно, в свою, хорошо знакомую смену.ЗР 5/2000157