92
93
РЫНОКТорговый рядВСЕЧТО ТЕЧЕТСколько стоит напоить автомобиль маслами, антифризом, тормозной жидкостью?Максим САЧКОВ Чтобы работать. После бензина наиболее продаваемые технические жидкости - моторные масла. Разделим их на группы по цене и уровню качества. На первой ступеньке находятся те, что маркируются дробью, например М5з/12Г1. Цена четырех- или пятилитровой канистры не превышает 100 рублей. Такое масло покупают владельцы стареньких "москвичей" или "жигулей", двигатели которых расходуют смазку наравне с бензином. Кстати, обходите стороной продукцию неизвестного происхождения (без этикетки или информации о производителе). Следующий уровень - минеральные масла, относящиеся по американской классификации API к категории SF и SG (подробнее в ЗР, 1998, № 11). Из отечественных наиболее популярны у наших автомобилистов - "ЛУКойл Стандарт", "Норси", "Велс-Г и "2", "Спектрол", "Консоль Стандарт Супер". Цена за 4-5 литров колеблется от 100 до 200 рублей. Из зарубежного товара назовем Shell Helix (в белой и красной канистрах), Mobil Special, Total Quartz 3000, Elf Sporti, Ravenol Standart и т.д. Стоимость стандартной емкости несколько выше - 200-350 рублей. Масла такого качества подойдут для двигателей "жигулей", "волг", "москвичей" и иномарок-долгожителей со среднегодовым пробегом около 10 тыс. км. Если моторы по конструкции относительно современные (вазовские для переднеприводных моделей, шестнадцатиклапанные на "Волгу", нестарые иномарочные) или автомобиль ездит круглый год, может себя оправдать довольно дорогое масло категории SH и SJ. У представителей этой группы пакет присадок побогаче, степень очистки выше; менять их раньше сроков, предписанных отечественными автозаводами, бессмысленно. Из минеральных сюда попадают "Консоль Фортум", Esso Uniflo, Mobil Super Formula, Castrol GTX3, BP Visco 2000 и другие. Це92 5/2000 ЗРновой диапазон - 300-600 рублей за канистру. Если вы наматываете более 15 000 километров в год, не отказываетесь от поездок в сильный мороз - выгоднее доплатить лишнюю сотню-другую и купить "полусинтетику". Например, "Спектрол Турбо Универсал", "ЛУКойл Люкс", Ravenol TSI, Тота! Тормозная Quartz 7000, Esso Ultra. жидкость Следующая ступенька - масла 03 литра: категории качества SJ, известные в среде автолюбителей как синтетические: "ЛУКойл Синтетик", "Консоль Ультра", Esso Ultron (5W40), Mobil 1 (5W50), Texaco Synthetic и др. Преимущество перед "минералкой" и "полусинтетикой" - расширенный температурный диапазон, а значит, легкий пуск двигателя при низких температурах. "Синтетическое" масло лучше очищает каналы и дольше Масло для гидросохраняет высокие моющие свойстусилителя руля ва. За сумму достоинств приходится 1 литр: выкладывать и большую сумму в руб.«50 " И лях - до полутора тысяч за четыре или пять литров. Наконец, самые дорогие - так называемые энергосберегающие масла ценой от 750 до 1700 рублей. Отличить их от обычной "синтетики" можно по дополнительному индексу ЕС, например CJ/EC. На прилавках встречаются Texaco Energy, Castrol SLX, Mobil 1 (0W40), Esso Ultron (0W30), Ravenol LLO. Чтобы катиться. Трансмиссионные масла делят на две группы: GL-4 по классификации API - для коробок переднеприводных вазовских моделей, GL-5 - для всех остальных отечественных авто (ЗР, 1998, № 12). Встречается и универсальное масло - GL-4/5. Тип масла для иномарок легко уточнить по каталогу или в руководстве по эксплуатации. "Трансмиссионки" типа GL-5 разобьем на три подгруппы. Первая -Масломоторное4-5 литров:17<300»гШso-.*** вязкостью по SAE 85W90 - минеральное, ценой от 20 до 100 рублей за литр. Из дешевых - отечественные "Норси", "Рексол ТМ-5-18", "ЛУКойл ТМ-5-18". Вторая -"минералка", но менее густая SAE 80W90, стоимостью 40-150 целковых. Самые низкие цены на "Спектрол-Форвард", "Велс ТМ", верхний предел - Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C. В третью группу вошли "полусинтетика" и "синтетика" (класс по SAE 75W90). Ценовой диапазон - от 180 до 350 рублей за литр. Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной продукции: ВР Energear SGX, Teboil ЕР, Motulgear и пр. Наше масло GL-4 найти довольно трудно. Импортная "минералка" обойдется примерно в 150-180 рублей за литр, на 30-40 целковых дороже "полусинтетика", а за такой же объем синтетического масла покупатель выложит 250-400 рублей. Если автомобиль не эксплуатируется зимой или в тяжелых условиях, то для трансмиссии вполне подойдет отечественное масло. Желаете ездить круглый год, таскать тяжелый прицеп или отрабатывать спортивные приемы вождения - стоит задуматься о высококачественных импортных маслах. Чтобы рулить. Жидкости гидроусилителя руля (их же заливают в автоматические коробки передач) отличаются цветом и между собой несовместимы. Красным маслом (стандарт ATF) заправляют системы большинства иномарок, а также новых "волг" и "соболей". Внутри этого стандарта - несколько категорий, определяющих качество жидкости. Первый, самый низший уровень, ATF тип "А" суффикс "А" - только минеральные масла. Второй - Dexron II Dи Dexron II Е - и минеральные, и синтетические. Третий Dexron III и Dexron III Plus - как правило, "синтетика". Применяйте жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем перечень указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. В крайнем случае доливайте масло более высокой категории. Производители этой продукции, как правило, те же фирмы, которые изготавливают и разливают моторные и трансмиссионные масла. Стоимость литра "минералки" колеблется от 80 до 150 рублей, цена "синтетики" - 180-250 рублей. Другой стандарт - LHM. зеленая и бесцветная жидкости, невзаимозаменяемые между собой. Цены на эту продукцию и список производителей те же, что иу масла ATF. Чтобы охлаждать. Безоговорочный лидер по продажам - недорогой отечественный антифриз "Тосол А40М". Фирм-изготовителей несметное множество, перечислять их нет смысла, тем более что цены практически одинаковы. Литр обойдется в среднем 20 рублей, пяти литровая канистра потянет на 65 целковых, а за емкость в два раза большего объема попросят 120 рублей. Импортные охлаждающие жидкости продают готовыми к употреблению или в виде концентратов. Последние лучше разбавлять дистиллированной водой в пропорции, указанной на этикетке (обычно 1:1). Самые дешевые антифризы - взаимозаменяемые друг с другом синий и желто-зеленый (продавцы и покупатели распознают их еще по допуску фирмы 'Фольксваген" G11). Стоимость одного литра концентрата колеблется в пределах 100-140 рублей. Красный антифриз (допуск G12) содержит больше присадок в расчете на долгий срок службы. Смешивать его с охлаждающими жидкостями из предыдущей группы нельзя. За литр просят примерно 120-150 рублей. В третью группу входят менее популярные антифризы на пропиленгликолевой основе - цветовая гамма самая разнообразная. С двумя предыдущими видами охлаждающих жидкостей они несовместимы. Стоимость литрового флакона - 100-150 рублей. Можно смешивать антифризы разных производителей, но только в пределах одной группы. Например, нельзя добавлять синий концентрат в красный и наоборот. Чтобы тормозить. Существуют два типа отечественных тормозных жидкостей. БСК применяют на автомобилях с барабанными тормозами на всех колесах (старые "волги", "уазики" и т.д.). На остальных российских моделях и иномарках в системы залита жидкость типа DOT-3 или DOT4. Это отечественные "Роса" и "Томь" или взаимозаменяемые с ней зарубежные аналоги Motul DOT-4, Castrol DOT-4, STP DOT-3 и др. Цена отечественной 15 - 2 5 рублей, зарубежной - 100-150 рублей за полулитровую емкость. Чтобы выбрать. При нынешнем богатом ассортименте технических жидкостей нужно четко представлять себе, чего достоин ваш автомобиль. Безусловно, можно залить в "жигулевский" мотор самое дорогое синтетическое масло, но насколько разумны такие затраты, окупятся ли они в дальнейшем? Бросаться в другую крайность, используя жидкости, не соответствующие техническому уровню систем, тоже не следует. В поисках компромисса не забывайте мудрую пословицу: "По Сеньке и шапка".•ЗР 5/2000 93