126
127
128
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ Автопарк ЗРЗАПОВЕДЕЙПрошло ровно шестьдесят дней стой поры, как увидели мы в магазине две "Оки". И купили их, и проверили, и прозрели...Александр БУДКИН, Андрей КОЧЕТОВГАРАНТИЯ - БЛАГО, ДАРОВАННОЕ СВЫШЕ. Главной ошибкой начинающего "оковода" может стать отказ от соблюдения правил гарантии. Случается это, когда счастливый владелец нового автомобиля по забывчивости или разумению не является в положенном интервале (от 2 до 3 тыс. км) на первое плановое техобслуживание. А гарантия на "Оке" - штука полезная! Редко попадается автомобиль, владельцу которого нечего починить в отведенные для нее сроки. Наши подопытные, проехав по 7 тыс. км, побывали на гарантийке по два раза. На камазовской машине (зеленая) заменили левый наконечник рулевой тяги, подогнали систему выпуска, затянули болт крепления шестерни распредвала (!), отогнули кронштейн крепления запаски, чтобы последняя не терласькрепления рулевой рейки и крепления нижних рычагов передней подвески. Грешит плохой протяжкой и вазовский силовой агрегат - для "чужих" машин тольяттинцы как будто стараются меньше. Так, на "камазовском" моторе оказался незатянутым болт крепления шестерни распредвала, на "серпуховском" - крышка масляного насоса, из-за чего двигатель потерял около литра масла. ПОИМЕЙ КАТУШКУ ЗАПАСНУЮ. Всего пара месяцев понадобилась двум маленьким машинкам, чтобы изменить классические представления об автомобиле. Оказывается. расходными материалами могут быть не только масла или фильтры, но и катушки зажигания. За столь короткий срок машины съели по две (!) катушки каждая. Расположено это изделие на "Оке" так, что попадание на него воды или снега кажется порой хитрым замыслом конструкторов. Двигатель "Оки" пытается при этом работать на одном цилиндре. Неисправность проявляется как при езде в дождливую погоду, так и при утреннем выпадении конденсата. В первом случае водитель чувствует "провал" и машина стремительно теряет скорость. Во втором - она "чихает", но не заводится. Опытные "волгари" (на двигателе ЗМЗ-406 стоят такие же катушки) рекомендуют продукцию АО "Зонд" (Республика Марий-Эл) и ПО "Север" (Новосибирск).о тормозные трубки главного тормозного цилиндра, и старым дедовским методом устранили дребезжание глушителя - поместили над ним использованный воздушный фильтр, который спустя тысячу километров наполовину расплавился и вывалился на дорогу. На серпуховской машине подтянули ступицу левого колеса, крышку масляного насоса на двигателе, отрегулировали тормоза, заварили лишнюю дырку в багажнике (см. ЗР, 2000, № 4), подогна12В 6/2000 ЗРли выпуск и отремонтировали мотор омывателя заднего стекла. Так что немало набралось даже по мелочам. ТЯНИ "ОКУ" СВОЮ, ПОКА ТЯНЕТСЯ. "А вы ее уже протягивали?" - догадались сервисмены на серпуховской СТО. Выполняя эту процедуру чуть раньше, мы убедились, что "ходовая" на обеих машинах тянется хорошо. В том числе наиболее ответственные гайки: U-образного хомута "Оке" объясняется не только собранной кое-как электропроводкой (см. ЗР, 2000, № 4), но и особой гордостью маленького автомобиля - сидящими на краске "массами". Под "массовым" проводом, идущим на кузов от аккумулятора, рекомендуем зачистить краску сразу. В остальных местах - по мере возникновения проблем. КУПИ КНИГУ! КНИГА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. Даже если самостоятельно обслуживать автомобиль вы не собираетесь, представлять себе в общих чертах его устройство все же нелишне. Любая машина имеет оригинальные технические решения. "Ока" - не исключение. Любопытна схема защиты электрических цепей, кстати, резервных предохранителей в блоке нет. В системе питания свой "оковский" карбюратор, подходить к которому только со знаниями "жигулевского" "Озона" или "восьмерочного" "Солекса" не стоит. Тормозная система имеет регулятор давления под капотом, зато сзади отсутствует привычный "колдун". Многие детали "Оки" взаимозаменяемы с вазовскими машинами. Какие - стоит знать, это поможет в поиске запчастей. В общем, литература нужна. ПРЕДПОЧТИ ПОДГОЛОВНИК МУХОБОЙКЕ, ИБО ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ. Пассивная безопасность для маленького автомобиля - вопрос более чем актуальный. Российские производители зачастую заботятся о ней ровно настолько, насколько это необходимо для сертификации своей продукции. Иногда и того меньше. Аргументы весомые: возрастет цена, машину не станут покупать. Попробуем развеять этот миф. Возьмем минимальный набор из трех предметов - инерционные ремни, подголовники передних сидений (на наших машинах их не было) и пару зеркал заднего вида. Установка нормальных ремней потребует от завода затратить лишних 50-70 рублей за пару - такова разница в цене между инерционными ремнями и теми лямками, что ставят на машины сегодня. Правое зеркало заднего вида - 40-50 руб. Наконец, подголовники. Во-первых, выпускать машины без них завод не имеет права. Во-вторых, пара этих изделий в магазинах стоит около 300-400 руб., а для завода - и того дешевле. Выходит, суммарная экономия немногим более 500 рублей. А теперь сообщаем тем, кто не знает: автомобиль "Ока" в комплектации "люкс" с тканевой обивкой сидений и, кстати, подголовниками стоит дороже минимальной комплектации примерно на 2,5-3 тысячи рублей. На разницу можно приобрести не только красивые чехлы сидений, но и кучу других полезных мелочей: резиновые коврики, полку багажника, набор инструмента, буксирный трос, огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки, наконец, пару запасных катушек зажигания. НАЙДИ "МАССУ". По электрической части "Ока" - милая шалунья. То контакт какой отойдет, то "массы" где-то нет. Такие мелочи случаются ис другими отечественными авто, но, как правило, уже в почтенном возрасте. Появление их на новой БОЙСЯ ТЕСНОТЫ ПОДКАПОТНОЙ. Над компоновкой подкапотного пространства конструкторы потрудились когда-то на славу - узлам и агрегатам в моторном отсеке тесно. На обеих машинах запасное колесо терлось о тормозные трубки на главном тормозном цилиндре. Кроме этого, на камазовской "Оке" воздухозаборная "труба" воздушного фильтра набивала вмятину на расширительном бачке. На серпуховской - слишком короткий шлангИнерционные ремни безопасности от "шестерки" нам обошлись по 260 руб. за комплект. "Родные" подголовники на "Оку" в зависимости от их конструктивного исполнения стоят от 250 до 450 руб. Чехлы передних сидений - около 600.зр 6/аооо127 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАвтопарк ЗР вакуум-корректора, извиваясь в дебрях других шлангов и тросиков, оказался натянут. Очевидно, долго он продержаться не мог ив скором времени оказался порван штуцером карбюратора. А поскольку место обрыва надежно спряталось между двигателем и передней панелью кузова, обнаружена причина провалов была не сразу и успела попортить нервы водителю. НЕ МЕШАЙ КАРБЮРАТОРУ РАБОТАТЬ. Каждый, кто знаком с назначением карбюратора, как правило, готов помочь ему в работе. Если машина плохо держит "холостые", дергается при разгоне или ни с того ни с сего начинает "чихать", продвинутый в вопросах эксплуатации владелец первым делом грешит на карбюратор и ... берется за отвертку. А вот и зря. Проблемы зачастую вызваны особыми "оковскими" дефектами. Например, "частичным" выходом из строя катушки зажигания (см. выше). Искра вроде бы есть, а мотор не тянет. В этом случае хорошо помогает замена катушки. Вообще, "малахольный" моторчик очень чутко реагирует на регулировки иОт всех владельцев автомобилей при регистрации в ГИБДД требуют предъявить брызговики. Вещь, без сомнения, необходимая, однако Правила дорожного движения требуют наличия брызговиков "...предусмотренных конструкцией...". Поскольку штатные места для крепления брызговиков изготовителями "Оки" не предусмотрены, инспектор требовать этого не вправе.1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ и ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (на один автомобиль), руб. Бензин АИ-92 ТО-1 (2000-3000 км) I Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки Коврики на пол Катушка зажигания (2 шт.) Мелкие детали Ц Жидкость для омывания стекол (4 л) ИТОГО на эксплуатацию и техобслуживание 2. МИНИМАЛЬНОЕ ДООБОРУДОВАНИЕ, руб. Зеркала заднего вида внешние (левое, правое) Ремни безопасности инерционные Подголовники передние ИТОГО на минимальное дооборудование ИТОГО согласно п.п. 1.2' Расходы на эксплуатацию обоих автомобилей за четный период различались несущественно.ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АПараметры изготовителем Весовые характеристики Снаряженная масса, кг Полезная нагрузка, кг 645 340 КамАЗДинамические качества (нагрузка частичная - 2 чел. + 25 кг, полная - 4 чел. + 25 кг) Разгон, с: частичная полная частичная полная 0-100 км/ч 24 30,5 28,4 33,6 31,5(МООм 0-1000м Максимальная скорость, к мч Эластичность, с: 60-100(111) 80-110 (IV) Выбег, м100-Окм/ч 50 - 0 км'ч Термозной путь со 100 «*ч. м 3613023,2 44.3 117,5 частичная24.9 48.522,7 43,3 124,0 частичная 20.1 32,1 113923,4 47,9полная 24,8 49,1полная 22,4 37,7с 80 к.,»21,8 45.8 115344252.043154.7Расход топлива', л/100 км (нагрузка частичная-2чел. + 25 кг) 40 км'ч 60 км/ч 80 км/ч 90 км/ч 100 км/ч 115 км/ч4,57,1 (прн120|ш-ч1--30 3,4 4,3 5.4 6.1 6,6 653.0 3.6 4,2 5.0 5.2 7.5На хорошо окрашенной серпуховской "Оке" появились необъяснимые пока дефекты покрытия. Лишнюю дырку в багажнике серпуховской "Оки" нам заварили по гарантии.ГЦ' Различие в работе СеАЗ заметно эконош <чнее.xaf бюраторов6.2 б оосаетск в глаза до 100 км/ч после - прожорливее ио динамичнее.1286/2000В