136
137
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛАвторитетноОпыт моей работы в автосервисе показал, что приспосабливаться к современным системам питания должны не только мы, автомеханики, но и сами владельцы автомобилей. На первый взгляд, уж им-то с инжекторным, как его называют, мотором - ни забот, ни хлопот: знай себе дави на газ, не вспоминая про подсос, детонацию, провалы, чихания и т.д. Однако того, кто совсем расслабился от совершенства умной техники (дескать, она умеет все предвидеть и сама о себе позаботится), ждет разочарование - машина наказывает рублем. Мол, здесь тебе не карбюратор, которому хватило бы бутылки ацетона для промывки: выкладывай-ка пару сотен долларов на замену загубленных из-за разгильдяйства деталей! Итак, чего следует избегать тем, у кого на автомобиле впрысковый мотор? Во-первых, излишнего "педалирования". Пересев на современную машину, многие быстро забывают, как когда-то умели сдержанно и точно управлять газом - этому научил карбюратор, весьма чувствительный к скорости потока воздуха в диффузоре. А впрыск допускает даже полное открытие дросселя на оборотах холостого хода - мотор не задергается и не захлебнется, правда, будет работать крайне неэкономично, не говоря о том, что такойНЕ ПЕНЯЙО типичных ошибках владельцев машин с впрысковыми моторами рассказывает специалист по системам питания.Андрей ШАТАЛОВ торалитровым моторчиком, вроде "ДэуНексии" или "КИА-Авеллы"! Делаю полную диагностику - все в порядке. После ликбеза с разъяснением, что мотор "надо крутить" (при разгонах - до 4000 об/мин), хозяин звонит и благодарит за науку: "Прямо чудо Форсунка, какое-то - в восемь литров на покрытая коркой угля. "Так сотню уложился!" жить нельзя"... Другая особенность горемык из числа недовольных впрыском неразборчивость в топливе. Порой лишь собственный горький опыт заставляет человека тщательно выбирать колонки режим существенно сокращает его жизнь и, облюбовав одну, проверенную, не заиз-за ухудшения смазки деталей. Иные правляться где попало. Причем дело даже лентяи так и ездят, не утруждаясь перене в этилированном бензине (сегодня ключать передачи, словно с "автоматом": только ненормальный будет заливать тапятая передача, дорога на подъем, а он кой в машину с катализатором), а просто в "топит газ" в пол и ползет себе потихоньку грязном, насыщенном смолами. Нефтев плотном потоке... Потом приезжает ко продукты тяжелых фракций попадают в мне и жалуется на огромный расход топбензин из цистерн "общего пользования", лива - до 13 л/100 км по городу! И это на в которых непременно присутствуют оссовременной впрысковой машине с полу- татки солярки, мазута, а то и гудрона... Хо+ 12В. от клеммы питания штатного насосаУстановка для промывки системы впрыска: 1 цилиндр двигателя; 2 - форсунки; 3 - топливная рампа; 4 - обратная магистраль; 5 - напорная магистраль; 6 - фильтры; 7 - блок управления; 8 - насос; 9 - заливная горловина; 10 - резервуар с жидкостью; 11 - отсоединенные штатные магистрали; 12 - штатный регулятор давления.13В6/2000 ЗР НА ВПРЫСК...зяева бензоколонок тоже вносят свою ложку дегтя - добавить дизельного топлива в "76-й" бензин, а последний в "93-й" считается вполне тривиальной комбинацией. В общем, к дорогам и дуракам можно смело приписать еще две российские беды - разгильдяйство и воровство... А расхлебывать эту кашу приходится вам, владельцам, и нам, мастерам автосервиса. Снимаешь форсунку - она вся заросла "углем" (см. фото), возникшим здесь после разложения смол при высокой температуре. Разумеется, такая чумазая топливо уже не распыляет, а льет струйкой. Из-за неполного сгорания этой горе-смеси мощность двигателя падает - водитель сильнее давит на газ, чем сводит с ума процессор: ведь его создатели не рассчитывали на то, что машина будет ездить в далекой России при напрочь засмоленной системе питания. В результате мотор расходует топлива намного больше, чем исправный, плохо тянет ис трудом заводится. Промыть форсунки для оснащенного сервиса не проблема. Кстати, проделывать это частенько приходится после того, как клиент попытался обойтись "чудо-флакончиком", смешав его содержимое с бензином. Увы, промывка системы питания через бензобак почти всегда вредна. Накопленные там смолистые отложения отслаиваются и, путешествуя по магистрали, забивают наглухо все, что только можно. Иногда мотор просто глохнет и больше не заводится из-за прекращения подачи топлива. Профессионалы промывают магистраль только на участке после топливного фильтра, подсоединив его отводящий шланг к специальной установке (см. рис.). По сути, она заменяет штатный бак, а ее электробензонасос аналогичен тем, что ставят на автомобили. В резервуар залита специальная жидкость, способная не только сгорать в цилиндрах двигателя, но и активно растворять смолы и лаки. В России распространены, в основном, установки (да и жидкость к ним) американской фирмы "Вине" стоимостью до $1800 для мелкого сервиса, только начавшего набирать клиентуру, пожалуй, дороговато. Агрегат можно собрать и самостоятельно, применив насос, например, от впрысковой "Волги". Разумеется, долго он не прослужит, но обойдется всего долларов в 30, а окупится первой же промывкой. Кстати, даже "винсовский", рассчитанный на циркуляцию загрязненной жидкости, при профессиональной эксплуатации приходится менять ежегодно. Смастерить промывочную установку имеет смысл не только гаражному предпринимателю, но и просто владельцу впрысковой машины из глубинки, чтобы не ездить на обслуживание за тысячу километров. Ну а там, где есть цивилизация, городить огород, пожалуй, не стоит: раз в 30 тыс. км не грех и заплатить 100 долларов. За эти деньги вам не только основательно промоют систему, но и отрегулируют ее, проведя полную диагностику. Режим промывки обычно включает два цикла. Первый - 1 5 минут при работе мотора на холостых оборотах. Затем - 20-минутная выдержка, во время которой смолистые отложения отмокают и разрыхляются. Второй цикл - 25 минут с периодической прогазовкой до 2500 об/мин. Иногда приезжают такие запущенные машины, которым двух циклов не хватает - лишь после третьего все параметры приходят в норму. Бензобак промывают отдельно. Если он металлический, то на днище, как правиНадежная работа системы впрыска зависит не только от своевременной ее очистки, но и от состояния прочих систем двигателя. Ведь, повторимся, разработчики современных автомобилей не ставили целью обеспечить их выживаемость на необитаемом острове и не знакомы с российской манерой ездить "до упора", меняя детали только при полном их отказе. Тот, кто еще на "Жигулях" привык изнашивать свечи до полного выгорания электродов, купив современную иномарку, хлебнет лиха: чрезмерно высокое напряжение в цепи из-за увеличенного искрового зазора выводит из строя чувствительную электронику и дорогостоящие высоковольтные модули. Есть вещи, почти безвредные для карбюраторного мотора, но недопустимые для двигателя с впрыском - например, износ маслосъемных колпачков клапанов, вызывающий большой угар масла. Карбюраторный просто "затроит" от замасливания или замыкания нагаром свечи, а на впрысковом все сразу пойдет наперекосяк: датчики начнут врать, в катализатор (если он есть) попадает не сгоревший в цилиндрах бензин, и... если вовремя не заглушить мотор, придется покупать не только колпачки и свечи, а кое-что подороже. Тот же самый эффект ожидает не в меру заботливого владельца, заливающего масло в двигатель по принципу "кашу не испортишь". Из-за повышенного уровня оно попадает во впускной коллектор через систему вентиляции картера, а затем ив цилиндры. Результат - см. выше. Кстати, на автомобилях КИА последних лет выпуска умная электроника улавливает повышение давления в картере и включает сигнальную лампочку "Check engine". Частенько мне удавалось погасить ее, даже не подключая машину к тестеру, а просто измерив уровень масла и слив лишний литр из картера. Так что впрыск не терпит понятий типа "авось", "потом", "пока поезжу", "там видно будет" и т.п. Либо вы регулярно показываете машину профессионалам и платите за это деньги, либо изучаете ее сами - с искренним интересом и энтузиазмом. Выбирайте одно из двух - третьего не дано...А вот почему выходит из строя "бошевский" бензонасос за $200 - грязь так забила сетку приемника, что ее разрежением втянуло внутрь.ло, есть бонка со сливной пробкой - удалить грязный отстой и порцию промывочного бензина не составит труда. Пластмассовый бак - без пробки и его приходится снимать с машины, а затем прополаскивать через отверстие для насоса или заборника. Если пренебречь такой процедурой, то когда-нибудь сетку приемника топлива может забить грязью наглухо и насос, работая всухую, сгорит от перегрева (см. фото).ЗР 6/2000137