илами Своими.ИНСТРУМЕНТностьХороший ключ не только заработает деньги своему хозяину, но и сбережет его руки.Ремонт автомобилей как источник средств к существованию в последние годы привлекает многих. И впрямь, почему бы не делать за деньги то, чем всю жизнь приходилось заниматься просто так, для себя? Практика самообслуживания своих машин в России сложилась давно - государственный автосервис 70-80-х годов, алчный, вороватый и халтурный, сделал все, чтобы отвратить от себя не только тогдашних, но и будущих автовладельцев. В стране сформировалась армия автомехаников-любителей - представителей самых разных профессий, для которых отдать свою машину в чужие руки порой столь же нелепо, как, скажем, доверить "специалисту" зачатие собственного ребенка... Но жизнь изменилась и появились люди, которым просто невыгодно тратить время на изучение устройства автомобиля и борьбу с приржавевшими гайками - вот им-то и понадобился автосервис. Правда, уже не тот, где механики с одутловатыми лицами клянчат друг у друга единственный на всю ремзону накидной "на 13" - сейчас в личные автослесари выбирают тех, кто чинит на совесть и при этом быстро. У переквалифицировавшихся в профессионалы гаражных кудесников с первым проблем нет - они годами "вылизывали" собственные "жигули" до состояния произведений искусства и халтурить не умеют. А вот со скоростью проблема нет навыка делать любой ремонт (переборка мотора не в счет) в течение одного дня, да и универсальный инструмент нашего мастера-золотые руки рассчитан на неторопливую работу. А ведь клиенту не нужны объяснения - ему нужна машина на ходу... Итак, правило первое: обзаводимся специальным, предназначенным для одной-двух операций, инструментом. Такой максимально удобен, его не надо каждый раз собирать из компонентов, и, 178 б/гооо ЭРнаконец, нестандартный спецключ никогда не затеряется в ящике среди прочих. Универсальные наборы торцевых головок с удлинителями и воротками тоже в ходу у профессионалов, но применяются для относительно редких операций или в ремонте нетипичной для данного сервиса модели автомобиля. Второе важное условие: профессиональный инструмент должен быть не только прочным, но и износостойким любительский, который используют раз в год, не годится. Чтобы не пришлось бежать в магазин за новым ключом уже после пятого ремонта, проверяйте качество стали еще при покупке - необязательно напильником, но хотя бы на слух - твердый и упругий материал при ударе звенит как колокол. Впрочем, дешевые, сверкающие нарядным хромом ключики азиатского происхождения Рис. 1. Ключ для регулировки зазоров клапанов, тоже порой поют чистым музыкальным тоном, но нажми на такой посильнее - трескается с кристаллическим изломом. ^jS. Другая крайность - инструмент солидных фирм с пожизненной га рантией. Платить по $300 за каждый килограмм орудий труда наш гаражный предприниматель пока не в состоянии. Даже хозяин небольшого предприятия, раскошелившийся на пару подъемников, задумается: что выгодней - оснастить свой сервис вечными "Снап-оном" "Штальвилле" на $10 000 или заказать все, что надо, на соседнем заводе? Разумеется, первый вариант отпадает - вкладывать огромный капитал в железки и потом дрожать за их сохранность - это не для России. А договориться с ребятами из цеха металлообработки необременительно и тому, кто только начинает дело. Пусть не всю жизнь, но лет десять инструмент из закаленной стали прослужит, тем более что можно заказать по несколько ключей каждого наименования, а весь комплект обойдется в десятки раз дешевле фирменного. И третье свойство профессионального инструмента - эргономичность. Ключ должен беречь руки, которые берут его сто раз в день и пять дней в неделю. Автолюбителю проще - главное, чтобы губки ключа плотно захватили грани гайки и не сломались, а то, что рукоятка шершавая и углы впиваются в ладонь, он и не заметит - машину починил и знай себе крути мягкую баранку до следующего ремонта. А слесарь понимает, что с корявым инструментом он долго не протянет, поэтому выбирает ключи и воротки потолще, с закругленными углами и отполированной поверхностью. Кстати, те, что по триста "зеленых^ только такими и бывают. А теперь - краткий фотообзор с комментариями, в котором представлены и отличные, сделанные на заказ спецключи, и купленные на пробу любительские "одноразовые" а также добротные, проверенные временем заводские образцы.Ключ рожковый длинный 17x17. Незаменим при регулировке зазоров клапанов двигателя "Жигулей" (затягивает контргайку). Особенности: длина 310 мм, изогнутая под углом 45° головка и мощные губки (рис. 1). В продаже не встречается. Экземпляр на фото сделан на "секретном ящике" из очень твердой (не царапается ножом) отполированной нержавейки. Рис. 2. "Тормозной" ключ.Ключ торцовый 8x10 производства АП "ВИЗАС" (Витебск). Благодаря значительной длине (280 мм) очень удобен для скоростной разборки-сборки узлов системы питания, электрооборудования и отворачивания мелкого крепежа на двигателе. Полированный хром, великолепная звенящая сталь, смешная цена (25 руб.). Ключ 10x8 для гаек тормозных трубок и прокачных клапанов. Классический профессиональный инструмент, сделанный на заказ из стали У8. Размеры (рис. 2) подобраны так, чтобы рука не задевала костяшками пальцев за выступающие части тормозных механизмов. Экземпляр на фото проработал свыше 10 лет, обРис. 3. Ключ для Ключ шарнирно-рожковый 13x13. Редкий слунатяжителя цепи.юноБв[ALслужив тысячи машин, но резерв еще не исчерпан люфт на шестигранниках в пределах допуска.чай, когда типично любительский ключ получился таким удобным. Порой кажется, что, не выпуская его из рук, можно разобрать полмашины - торцевой головкой работаем под любым углом, а там, где доступ только сбоку, рыночная цена 2 рубля) чудо-ключик мгновенне блено применяем "рожок". Качеством отделки (дощет, но сталь отличная, лет пять он даже у загруженного работой слесаря прослужит. Жаль, что такие уже давно не делают...со ]:sU014,Si.iсо^г>) ^z~yA gP 1>ti/i./ )./^ ^ ^.^vi,SСъемник универсальный. Чаще всего такой используют для снятия колец двухрядных подшипников ступиц. Достоинства: неплохо задуманная конструкция, доступная цена. Недостатки: тяговый винт без шестигранной головки (работать воротком менее удобно, чем ключом) и без конического наконечника (выскальзывает из центровой лунки цапфы). Кроме того, зацепы на лапках недостаточно прочны и нередко ломаются.*ЛfКлюч"тормозной" 10x8. Один из множестваь*^~^встречающихся в продаже, непригодных для длительного использования. Тонкие стенки разрезной головки со временем раздвинутся, и ключ провернется на шестиграннике накидной гайки, замяв ее ребра. Кроме того, рукоятку, выполненную держать в руке. предельно дешево - из круглого прутка, неудобноКлюч для натяжителя цепи двигателя "Жигулей". К сожалению, в продаже не встречается - приходится заказывать по чертежу (рис. 3). Рассчитанная с точностью до миллиметра длина малого плеШарнирный ключ для свечей зажигания. В продаже ча (126 мм) позволяет подлезть к колпачковой гайне встречается (фирменные по безумным ценам не в ке натяжителя, не снимая аккумулятора и корпуса воздушного фильтра. Ограниченный сектор врасчет). Полная длина 550 мм, длина воротка 300 мм, головка "на 22" с удерживающей свечу резинкой. Ключ 10x8 "тормозной" затяжной. Еще одна халтурщения требует 12-гранной головки "на 13", поэтоПозволяет быстро и не уставая отворачивать свечи ная поделка, которую не посоветуешь даже автолюму, учитывая большой момент затяжки (4 кгс-м), хоть по нескольку сотен в день, в том числе и прикибителям. Образец на фото отвернул всего две торвыбирайте сталь получше, чтобы ключ не сорвал певшие к головке блока. Начинающему автолюбитемозные трубки, а на третьей зажим не выдержал и ребра гайки и сам прослужил долго. Головка лю применять такой не рекомендуется - может не сломался. Кстати, профессионалы вообще избегают "на 10" длинного плеча очень удобна для скоростпочувствовать, что свеча перекошена, и сорвет ключей, которые надо долго прилаживать к гайке - ного отворачивания гаек клапанной крышки - корезьбу. И вообще, обслуживая собственную ухоженобычный ключ-"рыбка" с разрезом под трубку и роткое плечо, вращаясь как балансир, раскручиваную машину, лучше работать штатным трубчатым, жесткими губками гораздо оперативней. ет ключ до двух оборотов в секунду. наживляя свечу пальцами.ЭР 6/2000179