144
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙКак это делаетсяВТОРОЕ ДЫХАНИЕ ТУРБОКОМПРЕССОРАВ НПО "Турботехника" восстанавливают агрегаты импортных автомобилей.Денис БОРОВИЦКИЙ Казалось бы, мелочь сэкономили, вовремя не сменили воздушный фильтр. Оснащенный агрегатом наддува двигатель не замедлит наказать скрягу. Разрежение на входе в турбокомпрессор резко возрастет и не выдержавшие давления масла уплотнения оставят подшипники сухими. Несколько сотен километров, и заклинивший агрегат перекроет мотору дыхание. Та же участь ждет компрессор, смазываемый летним, а еще хуже "левым" маслом студеной зимой. Из-за плохой прокачиваемости смазка в момент пуска не поступает к подшипникам в нужном количестве. Задир в паре трения, прогрессирующий износ и быстрый выход агрегата из строя гарантированы. Про традиционно российскую причину - попадание в воздуховод инородных предметов, болтов, гаек, ключей, забытых слесарем при очередном ТО, и говорить не приходится. Ну, а если еще кулибины попытаются наскоро исправить ошибку с помощью молотка и зубила, можете смело выбрасывать уже никуда не годную железку. Нет-нет, мы ни в коем случае не умаляем таланта русских мастеров, способных "на коленке" подковать аглицкую блоху, однако будет ли она после этого танцевать?Балансируем детали: по отдельности ив сборе. Турбокомпрессор "Вольво". К работе готов.Безусловно, токарь-золотые руки прошлифует задранный валик турбинки, выточит новые втулки, подшипники, а опытный дизелист, перебравший не один импортный двигатель, аккуратно соберет агрегат. Готово! Пускай! Увы, вряд ли спец знает, что на большей части импортных турбокомпрессоров применяются плавающие (вращающиеся) подшипники скольжения, в которых бронзовая втулка, охватывающая вал ротора, всплывает за счет двойного масляного клина по наружной и по внутренней поверхности. Конструкция такого подшипникового узла требует не только предельно точного изготовления деталей, но и их тщательной балансировки, ведь скорость вращения ротора достигает 120 000 об/мин! Согласитесь, что оборудование для этой ответственной операции есть не в каждой мастерской! Ну. а как в кустарных условияхЭтому колесу гайка оказалась не по зубам. А так выглядит ремкомплект.обеспечить требуемую чистоту и твердость поверхности? Не стоит забывать и то, что попадающие в Россию автомобили, как правило, уже выработали большую часть своего ресурса. Их моторы, и в частности турбокомпрессоры, нуждаются в дорогостоящем комплексном ремонте. Простой заменой подшипников и уплотнений здесь, увы, не обойтись. Купить новый компрессор стоимостью $1500-2500 может далеко не каждый. Что делать? Специально для таких трудных случаев на заводе разработали свою методику восстановления турбокомпрессоров. Часть наиболее ответственных деталей завод получает от зарубежных компаний, но некоторые делает самостоятельно. К примеру, используя уникальную оправку, на заводе отливают и обрабатывают колеса турбин и компрессоров диаметром от 40 до 120 мм, вытачивают ремонтные подшипники и уплотнительные кольца, точно соответствующие оригинальным деталям. Такой подход позволяет снизить себестоимость ремонта "убитого" компрессора до $250-300. После коренного обновления все вращающиеся детали турбокомпрессора тщательно балансируют как по отдельности, так ив сборе. Кстати, на "Турботехнике" для этого используют высокоточные итальянские станки. Затем обновленный агрегат попадает на испытательный и обкаточный стенды, где под присмотром специалистов делает свои первые обороты, крепнет, набирает силу. Вот и все, еще немного "посвистим" и можно возвращаться к хозяину.1446/гооо зр