108
МЫ И АВТОМОБИЛЬ Негласный контрольАлександр ЖИХАРЕВши«№МИЛИЦИИДАЛЬНОБОЙЩИКИ-КОНСУЛЬТАНТЫ Контрольно-профилактические отделы не наделены правом оперативно-розыскной деятельности: это - прерогатива криминальной милиции. Но случается, и нередко, когда обнаруживают неправомерные действия сотрудников, которые можно квалифицировать как преступления. Тогда к расследованию подключают другие службы: управление собственной безопасности МВД, отделы по борьбе с экономическими преступлениями, уголовный розыск, экономические подразделения ФСБ. Совместными усилиями совсем недавно в Ивановской области был задержан офицер, который ставил на учет угнанные машины. Таких примеров, к сожалению, пока немало. В поле зрения КПО попадают не только сотрудники ГИБДД, но и других служб милиции, промышляющих незаконными поборами на дороге: водители плохо отличают работников ГИБДД от остальных милиционеров и нередко "отстегивают" им свои кровные. Чаще всего такое случается на федеральных трассах. Кстати, много полезной информации поступает от шоферов-дальнобойщиков. Они-то отлично осведомлены обо всех постах на трассе, даже фамилии и звания старших смены знают. На стоянках "большегрузов" водители охотно делятся с офицерами КПО информацией, заполняют анкеты. Любопытно, что в графе "пожелания", наряду с пунктами "уменьшить количество постов", "усилить контроль", часто пишут: "повысить зарплату сотрудникам ДПС". Не остается без внимания и телефон доверия. Но здесь не все так просто. Порой не поймешь, действительно ли было нарушение или "доброжелатель" пытается отомстить требовательному сотруднику ГИБДД. Но все сигналы проверяют, чаще - негласным путем, чтобы в случае чего не бросить тень подозрения на честного работника милиции. Напоследок задаю вопрос одному из руководителей КПО: - Есть ли перспективы у вашей службы? - Родилась-то она не от хорошей жизни. Поэтому очень хочется, чтобы наша работа стала ненужной, лишней. Да и нам этого хотелось бы. Ну, а пока только ждем зримых перемен в ГИБДД.В декабре 1995 года во всех регионах России были созданы КПО - контрольнопрофилактические отделы для надзора за деятельностью органов ГИБДД. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ За минувший год 445 сотрудников КПО провели 11 584 проверки в восьмидесяти регионах РФ. При этом выявлено 6220 нарушений, привлечено к дисциплинарной ответственности 5348 работников ГИБДД, 690 человек вынуждены были покинуть ее ряды. Естественно, львиная доля - 63% нарушений пришлась на подразделения дорожно-постовой службы, непосредственно контактирующие с водителями на дорогах (ДПС составляет 75% от всей численности состава ГИБДД). Остальные цифры скромнее: 11% нарушений обнаружено в РЭО, 6% - в автотехнической инспекции, 8,5% - в подразделениях, осуществляющих административную практику, 7% - в прочих отделах ГИБДД, 4% - в подразделениях ОВД. Много это или мало? Я УЧАСТВУЮ В СЕКРЕТНОЙ ОПЕРАЦИИ Проверки бывают как открытые, так и негласные. Я, естественно, выбираю последнюю и вместе с группой офицеров из КПО отправляюсь в Зеленоград. Правда, меня сразу предупреждают: "Ничего эффектного - погонь, перестрелок, задержаний с заламыванием рук - не увидишь. У нас - другая работа". Встречаемся рано утром. С машин снимаем номера МВД, другие не ставим: на автомобили без номеров на площадке возле РЭО никто внимания не обратит. Понятно, что все участники проверки гражданской одежде, их фамилий и званий назвать я не могу. Такая у них служба... "Работа по Зеленограду" началась еще не доезжая до города, на посту-пикете "Панфиловский". Там двое сотрудников ГИБДД, ничуть не стесняясь чужихглаз, остановили бензовоз и... вручили водителю пустую канистру. Тот предпочел не ссориться с людьми в погонах и отлил 20 л бензина... Приезжаем в РЭО к самому открытию ис толпой автолюбителей входим в помещение. Сотрудников КПО интересует прием документов, особо - сдача экзаменов. Разговорчивая девушка в очереди делится "правилами" здешней игры: "Хочешь надежно сдать - плати сто баксов". "Да, - говорит мне офицер КПО, которого я сопровождаю, - берут - это факт, но доказать практически нереально. Деньги отдают инструкторам автошколы, а те потом вручают их работникам РЭО. А не пойман с поличным, значит - не вор". А вот у группы офицеров КПО, которая расположилась рядом со станцией инструментального контроля, улов сегодня богатый. Они записывают данные о всех машинах: номер, марка, когда приехала и уехала. Особый интерес вызывают автовладельцы, которые, не загоняя машину на осмотр, просто заходят в помещение с документами в руках и вскоре выходят оттуда с довольными лицами. Их машины мои сегодняшние коллеги фиксируют отдельно. Вот на одном из автомобилей эксперт станции инструментального контроля обнаружил перебитые номера. Владельца машины это, видимо, не очень огорчило он обращается к офицеру ГИБДД, с которым, судя по всему, давно знаком. Капитан уходит в здание РЭО, но возвращается, разводя руками. Дескать, сегодня не удалось "решить вопрос". Затем, в нарушение всех инструкций, отпускает "паленую" машину. В блокноте проверяющих появляется новая запись. В неудачный день, видно, к гаишнику заехал приятель... На завтра сотрудники КПО приезжают в РЭО, уже официально представившись, и начинается проверка документов. Здесь и выявляют все нестыковки записей предыдущего дня. Составляют отчет, берут объяснения у сотрудников ГИБДД, а что будет дальше - решит служебная проверка. Или расследование... Спрашиваю одного из офицеров КПО: - Не остается тяжелого осадка после такой работы? - Дело, конечно, не из приятных. Но, что поделаешь, для этого органы и созданы.ж•