42
43
44
ТЕХНИКА ОбозрениеБЕЗОПАСЕН НАБолее сорока лет назад, в 1959 году в Штутгарте впервые разбили в крэштесте серийный "Мерседес" и убедились: даже на скорости всего 50 км/ч у пассажиров нет шансов остаться в живых.АНаша справка встриец венгерского происхождения Бела Бареньи (1907-1997) работал с 1953 года в" ДаймлерБенц" и был известен не только как автор более 2500 изобретений. Он смог выиграть у самого Фердинанда Порше судебную тяжбу об авторстве концепции знаменитого "Жука".Это не "Запорожец" - это Бела Бареньи рядом со своей моделью "безопасного" автомобиля K-55.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВТут-то и вспомнили о патенте DBP 845.157 (1951 г.) Бела Бареньи "Автомобили, в частности, для перевозки людей", связанном с конструированием безопасных кузовов. Основная его идея - кинетическая энергия должна превратиться в работу, деформирующую переднюю часть кузова и тем самым спасающую седаков. Итак, сминаемый передок и жесткая ячейка безопасности вокруг пассажиров - вот рецепт, доживший до наших дней. Первые крэш-тесты показали также: один из самых опасных элементов конструкции - рулевая колонка, пронзающая при столкновении грудную клетку водителя. Надо было что-то срочно предприниПмать. Тот же Бареньи предложил еще в 1954-м колонку с ослабленным на излом элементом, но идея долго не могла пробить себе дорогу. Фирма упорно пыталась внедрить телескопическую конструкцию, хотя она показала себя эффективной лишь при чисто лобовом ударе. Работы в новом направлении велись не только в Германии. Шведы, например, в 1959 году серийно оснастили свои модели Р120 и Р544 ремнями безопасности, которыми мы до сих пор упорно не хотим пристегиваться. еренесемся, однако, в наши дни. Плотность автомобильных потоков на трассах выросла многократно, про скоро-сти и говорить нечего. Но взгляните на график. Здесь показано количество погибших жителей Германии в сравнении с автомобильным парком страны. С 1972 года печальная кривая резко пошла вниз. Причина? На автомобилях стали появляться надувные подушки безопасности - они-то, вместе с введением обязательной сертификации новых моделей по пассивной безопасности, переломили ситуацию. Сегодня такие подушки стали практически неотъемлемым узлом любой современной модели. Более того, на некоторых машинах их количество в салоне перевалило за десяток, а управление пиропатронами доведено до полного совершенства. За немногие миллисекунды, что длится собственно удар, компьютер определяет исходное положение каждого пассажира, его возраст (взрослый - ребенок), направление и силу внешнего воздействия... Соответственно, включаются те или иные элементы безопасности: срабатывают преднатяжители ремней, подушки, активные подголовники. авайте "вскроем" несколько этих весьма дорогих устройств и полюбуемся оригинальными конструкторскими решениями. Вот, например, так называемый грин-Uф жертвы ДТП автомобильный парк ГерманииДБаллон с сжатым аргоном Пиротехнический заряд2,4 МлнСложенная подушка (без неолреновои подкладки)Корпус газогенератораМашин больше - смертей на дорогах меньше!Экологически чистая подушка "грин-бэг" в разрезе.426/2000 зр ЛЮБОЙ СКОРОСТИ?первоначального смещения с последующей жесткой остановкой. Ограничитель усилия не позволит ремню слишком сильно врезаться в грудную клетку и слегка отпустит вперед навстречу спасительной подушке. Еще одно "огнестрельное" приспособление - это безопасная стартерная клемма: как видно на фото, плюсовый вывод аккумулятора за три миллисекунды надежно отключается от бортсети, а значит, вероятность пожара и взрыва значительно сокращается. Ну и, наконец, активные подголовники, о которых мы уже писали неоднократно. Обычно это механическое (ЗР, 1999, № 10) или пневматическое (ЗР, 1999, № 11) устройство, выбирающее зазор между затылком пассажира и подголовником при наезде сзади. В наше время появляются всевозможные комбинации. Например, надувные... ремни безопасности. Или педальный узел, который отламывается при ударе и спасает ноги водителя от переломов. И все же ни одно из самых замечательных устройств не выполнило бы своего предназначения, не будь реализовано в полной мере давнее изобретение Бареньи: жесткая ячейка и "мягкий" передок. Если не останется достаточно жизненного пространства для людей, спасать будет просто некого. Поэтому и стараются конструкторыбэг. (Это - в знак уважения к "зеленым" из Гринписа). От электронных "мозгов" поступает импульс, и небольшой пиропатрон с арситом взрывается. (Арсит пришел в автомобиль из баков твердотопливных ракет, он не содержит токсинов и канцерогенов и оставляет после сгорания лишь безобидный хлористый кальций). Не думайте, однако, что газы от этого микровзрыва и наполняют подушку. Нет, разработчики "опелей" поступили гораздо хитрее: задача пиропатрона лишь разрушить перегородку камеры, в которой содержится заранее сжатый под большим давлением абсолютно инертный аргон! Расширяясь, он охлаждает "пороховые" газы, и температура поверхности раскрывшейся подушки не превышает +45°С отличный результат. (Раньше, когда подушки наполнялись пороховыми газами без кавычек, были случаи ожогов.) Другие, "не зеленые", устройства сделаны тоже непросто: за пару десятков миллисекунд рабочего процесса температура газов падает с 1330 градусов до 150. В крайнем случае обожжет, но не сильно. Здесь в "выхлопе" уже можно найти привычные СО и NOx, конечно, в допустимых концентрациях. Впрочем, не только пиротехнические хитрости определяют стоимость спасительных устройств. Электроники здесь тоже немало. Вот, например, "Смарт-Эйрбэг" от "Бош". (Не путайте с микроавтомобилем.) Разрабатывалась эта система в три этапа. На первом, в зависимости от сигналов акселерометра и датчиков в замках ремней безопасности (то есть от силы удара и использования ремня каждым конкретным седоком), поджигался один или два пиропатрона либо вводилось запаздывание срабатывания. На втором, в 1999 году, рядом с зеркалом заднего вида появились ультразвуковые и инфракрасные датчики, определяющие положение пассажира и водителя непосредственно перед аварией. Скажем, если сиденье свободно или пассажир занима-В случае чего мягкие подушки буквально окружат пассажиров, попавших в беду.ет нештатное положение (допустим, сильно наклонился вперед), то подушку включать не надо. Наконец, на третьем этапе с помощью радара может быть заранее вычислена вся картина будущего удара и соответственно результату включатся те или иные подушки, преднатяжители и прочие штучки. Сколь сложен этот алгоритм, можно увидеть из графика порогов срабатывания. Но оставим подушки и посмотрим, чем еще богат современный арсенал систем пассивной безопасности. О преднатяжителях ремней скажем только, что смысл этого (тоже, кстати, пиротехнического) устройства выбор зазора между ремнем и телом человека. что позволяет предохранить его отЛокатор системы "Смарт-Эйрбэг" постоянно следит за происходящим в салоне. Так устроена безопасная аккумуляторная клемма.ЗР 6/2СОО4 3 ТЕХНИКА Обозрениесоздавать новые материалы с предсказуемой деформацией - хитрые профили, сандвич-панели, вспененные и сотовые структуры. И чем более предсказуемо их поведение, тем дешевле обходится разработка нового кузова. Ибо появляется возможность симулировать крэш-тесты... на экране компьютера. Согласитесь, это куда эффективнее, чем разбивать уникальные опытные образцы. Только в самом конце, когда все основные расчеты и корректировки уже сделаны, несколько новеньких автомобилей все-таки погибнет на стенде, чтобы выжили мы - их будущие владельцы!J-—\N 8*»*£к.«МоделкЛ'-НП 1J7U DC 1 SECУа лр ^ \"VW-Луло", 4 подушки 12.3 "ФИАТ Пунто". подушка водителя 10.7 "VIК-Лупо", 2г одушки 12.3i^i^We"*"W"lItTi»iiiiBll ГJ t'ilM !*:•: !*T>i' h 14й: •ll'f'I'MM if=1 :!•!' 1 il£4li: •{[•F* i'i^U^l^'*?-1) ill^if >l »<Лобовой, водитель в целом Голова шея Грудь Колени Ступни Лобовой, пассажир в целом Голова/шея Грудь Колени Ступни Боковой, водитель в целом Голова Грудь Живот Бедра Общая оценка9,0 4,0 3,1 0,0 1,913.13,8 3,0 0,7 0,0 0,112,86,2 4,0 1,9 0,0 0,313,43.3 2,0 0.6 0,7 0,013,24,0 3,2 1,4 3,712.84.0 1.7 2,0 3.112,54,0 3,2 1,4 3.712.8о бьют машины не только на заводахизготовителях. Внимание к проблемам пассивной безопасности сегодня настолько велико, что многие автомобильные журналы, клубы и союзы автомобилистов проводят свои собственные крэш-тесты серийных моделей, анонимно купленных в автосалонах. Результаты испытаний широко освещают в прессе, приводят сравнительный анализ. Вот перед вами краткие итоги проверки АДАЦ - Всеобщего германского автоклуба. В данном случае его интересовали автомобили малого класса - самые сложные в этом отношении для конструкторов (см. табл.). Как видите, далеко не все "малыши" одинаково безопасны. Ну хорошо, пассажиров в салоне, можно сказать, защитили по максимуму. Но ведь есть и другие участники движения, например пешеходы. Скафандр их вряд ли заставишь надеть, даже ради собственной безопасности. Поэтому разрабатывается стандарт по специальному исполнению передка и капота легкового автомобиля. На нем уже давно нет рогатых оленей, с легкостью вспарывавших живот зазевавшейся жертве. Если же, к примеру "Роллс-Ройс" слишком дорожит знаменитой фигуркой на радиаторе, то ее приходится делать автоматически убирающейся в лючок, едва к ней приближается какой-либо предмет. Но сегодня только зализанной формы передка и капота уже недостаточно. Экспериментируют с установкой подушек... снаружи вдоль верхней кромки ветрового стекла. Вместе с капотом, который приподнимается в момент столкновения с пешеходом, эта подушка, раскатываясь по ветровому стеклу, обеспечит мягкий "полет" через покатую крышу. Конечно, все эти новшества делают автомобиль дороже. Но и уровень жизни в развитых странах постепенно повышается, и ее сохранение встает на первое место в шкале ценностей. И наверное, совсем скоро про автомобиль можно будет с полным основанием сказать: безопасен для всех и на любой скорости!4,0 2,9 2,0 3,916.04,0 1,6 3,0 3,915,84,0 2.9 2,0 3,913,84,0 1,2 4,0 3,914.83,8 1,2 4,0 3,813,94,0 1,4 4,0 4,010,84,0 1,4 4,0 3,810,54,0 4,0 4,0 4,0 284,0 3,8 4,0 4,0 264.0 2,7 3.7 3,4 264,0 4,0 2,8 4,0 224,0 1,9 4,0 4,0 184,0 1.9 2,1 2,8 174,0 1,9 2,3 0,8 14Итог .... ... .... ... .... ... .. ^лице - условны баллы, которые вые •авляют сперты по специальной методике Чем их больше - тем лучше. зк Цифры в rat 9\Ь $т:у •'••)*^U^ \v ' - ^ s-:_-<••'V^lkКрэш-тест на дисплее компьютера и... ...в реальной жизни. Крошка "Смарт" оказался впереди "Лянчи-Y".i • • •Границы срабатывания подушек безопасности. Левее и ниже кривой подушка не включается.Вид столкновения Жесткий барьер, лобовое Жесткий барьер, косо-фронтальное Столб Деформируемый барьер, со смещением Подкат под грузовик Боковое Допустимые удары Н - водитель не пристегнут П - водитель пристегнут Ю 1/2 - срабатывание "вполсилы'ИПН1/2П1/230405060Скорость автомобиля, км/ч•446/2000 зр